Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период VI-VIII Веков.






В эти три века церковный календарь обогащается еще це­лым рядом воспоминаний. Из числа Господских праздников можно отметить:

Обрезание Господне, упоминаемое в Лекционарии 546 года и в деяниях Турского собора 567 года и

Преображение Господне, на каковой день сохранились Гомилии Андрея Критского и Иоанна Дамаскина.

Богородичные праздники постепенно развиваются из од­ного и занимают свои места в кругу церковного года. После Трулльского собора закрепляется место Благовещения. Ан­дрей Критский составляет беседу и канон на Рождество Бо­городицы. В некоторых тропарях этого канона содержатся мысли о Введении во Храм; это событие тогда прославля­лось еще вместе с Рождеством и выделилось только впослед­ствии. Синайское праздничное Евангелие 715 года имеет осо­бый праздник Введения. В IX в. он празднуется в итало-грече­ских монастырях. В Англию он проникает только к XI веку. Но, несмотря на сравнительно позднее происхождение самого литургического праздника, это воспоминание из жизни Бого­родицы отмечалось христианским сознанием значительно рань­ше; имп. Иустиниан в 543 г. строит в Иерусалиме особый храм, посвященный Введению[75].

Праздники отдельных святых занимает в это время свое место на различные дни года. Если в предшествующий период ограничивались одним общим днем “всех святых” вообще, то теперь развивается индивидуальная память святого. Сирианский календарь 411 года на 6-ой день Пасхи относит память “всех мучеников”: у несториан в этот день воспоминание всех исповедников. В Православной Церкви этому воспоминанию посвящено первое воскресение после Пятидесятницы; в ита­ло-греческих монастырях это был неподвижный день — 13 мая; у римо-католиков потом это стало 1-ое ноября. В календарях и богослужебных книгах разбираемого периода уже встреча­ются воспоминания отдельных святых.

Праздники ангелов. В Священном Писании есть намеки на неправильное почитание ангелов[76]. Лаодикийский собор[77] сво­им 35 правилом осуждает “ангелолатрию.” Все это продикто­вано, вероятно, чрезмерным поклонением небесным силам, мо­жет быть, под влиянием учения гностиков об Зонах. Но к VIII ве­ку уже определяется почитание архангелов Михаила и Гавриила. Храмы в их честь строились в Константинополе и раньше этого века. Один из них построен импер. Анастасием I, второй обновлен импер. Иустинианом. Были еще храмы в честь архангелов: около Аркадиевых бань, потом храм, построенный Василием Македонянином. Впоследствии коптская церковь по­становила праздновать в честь бесплотных каждый месяц. В бо­лее позднее время возникли праздники в честь отдельных чу­дес, явленных архангелом Михаилом или Гавриилом[78].

В это же время появляются праздники в честь ветхозавет­ных праведников. Праздник Маккавеев вероятно существовал еще и в предыдущем периоде, так как сохранились слова в их честь Киприана Карфагенского, Амвросия, Григория Богосло­ва и Златоуста; упоминание есть и в календарях V века, но была ли литургическая честьим оказываема тогда, сказать труд­но. У армян в 7-ю субботу после Пятидесятницы совершается память Ковчега Завета. Еще в предшествующем периоде начи­нается повышение благоговения к ветхозаветным пророкам. Летописи отмечают обретение мощей отдельных пророков. Так, при импер. Феодосии Младшем находятся мощи прор. Исаии, Аввакума, Михея. Они торжественно переносятся в Констан­тинополь. Импер. Маркиан и Пульхерия строят храм прор. Исаии. Императрица Елена строит здание на месте убиения прор. Иеремии. Мощи его переносятся в Александрию[79].

В уставах после IX века постепенно все дни церковного года заполняются отдельными воспоминаниями святых и чу­десных событий из жизни Церкви. Как особенность поздней­шего периода развития устава, надо отметить появление в ка­лендарях не только памятей святых: мучеников, преподобных, святителей и т. д., но также и воспоминание особых замеча­тельных событий из жизни данной епархии или данного горо­да. Сюда относятся, например, построение или обновление храмов. Например, в календарь вошло освящение храма Святой Софии под 23 декабря, имевшее собственно место 24 де­кабря 563 г. Точно также 11-го мая показано основание Кон­стантинополя; 13 сентября — обновление храма Воскресения в Иерусалиме. Кроме того, отмечались и такие события, как особенно, разрушительные землетрясения, например: 26 ок­тября 740 г., в память чего составлена особая служба с кано­ном и соответствующими апостольскими и евангельскими чте­ниями; или землетрясение 14 декабря 557 г.; или землетрясе­ние в Антиохии 14 сентября 457 г.; или характерная “память праха” 6-го ноября 472 г., когда огромное облако пепла пало на Константинополь. Не только совершалась литургическая память этого события, но в евангелиях означались “неделя перед прахом” и “неделя после праха, ” что по уставу принад­лежит только особым праздникам в церковном году, как то Рождество, Крещение, Воздвижение и пр.

Нельзя не отметить и таких подробностей. Синайское Еван­гелие IX века содержит под 27 февраля “поклонение узде, ” которую импер. Елена сделала из одного из гвоздей Креста Господня; под тем же числом значится и память 24 старцев апокалипсических. Эта последняя память совершается и у коп­тов; старцы эти поминаются и в абиссинских литургиях. Копт­ское Евангелие 1338 г. содержит под 4 февраля “изгнание Адама и Евы.” Синайское Евангелие Х в. под 10 января празд­нует память чуда в Кане Галилейской. В греческом Апостоле и в греческом Синаксаре XI в. под 1-м и 15-м сентября назна­чено чтить память “прозрения Савла.”

В последующие века календари отмечают не только памя­ти отдельных святых, то есть дни мученической кончины, но и обретение их мощей или перенесение их из одного города в другой и т. п.

 

Продолжительность празднования того или иного со­бытия или святого тоже пережило свою эволюцию. Сначала праздники были только однодневные, но постепенно их дли­тельность стала возрастать. Появились так наз. “попразднест­ва” и “предпразднества, ” то есть дни, в которые Церковь еще продолжает жить воспоминанием праздника или когда она еще к данному празднику готовится. Последний день попразднества на Востоке получил наименование “отдания.” На Востоке время попразднества определялось для разных праздников по разному. Прежде всего не все праздники и не сразу получили в Уставе попразднества. Так. в начертаниях Студийского ус­тава только Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Бла­говещение и Успение имели их; в позднейших, полных спи­сках Студийского типика их имеют уже все 12 великих празд­ников. Теперь время попразднества колеблется для разных праздников по разному: от 4 дней (напр., Рождество Богоро­дицы, Введение) и до 8 дней (Богоявление, Успение). Празд­ники, падающие на Великий Пост, должны иногда сокращать срок своего попразднества в зависимости от требований уста­ва. На Западе попразднества определены для всех праздников в 8 дней, откуда и их название “октавы.”

В истории Типика были случаи назначения попразднества и не только на великие Господские и Богородичные праздни­ки. В Студийском типике, напр., память преп. Феодора Студита, совершавшаяся 11-го ноября, продолжалась и 12-го; это было его празднеством, равно, как уже с 8-го числа начина­лось чтение его жития, что опять-таки является известной подготовкой к празднованию его памяти (Мансветов, стр. 138).

В теперешних уставах этого уже нет, но все же можно указать на другую подробность, а именно: на другой день не­которых праздников совершается память того лица или тех лиц, которые каким-либо образом тесно связаны с этим празд­ником или событием, послужили ему или явились некоей при­чиной его. Например: 26 декабря, на второй день Рождества Христова, совершается собор Богородицы, как Лица особливо послужившего рождению Господа; на другой день по Креще­нию, 7-го января, празднуется собор Иоанна Крестителя, как послужившего Господу в этом событии; 9-го сентября соверша­ется память свв. Иоакима и Анны, на другой день после Рож­дества Богородицы; на другой день Благовещения, 26-го мар­та — собор архангела Гавриила; 30-го июня — собор 12 Апо­столов, так как накануне праздновалась память двух Первоверховных Апостолов, Петра и Павла; 27-го октября — память мученика Нестора, вдохновленного на мучение св. вмуч. Димитрием, память которого совершается накануне, 26-го. Эти примеры могут быть и умножены.

 
 

Деление праздников по их важности в современном уставе богослужения есть явление уже более позднего вре­мени, когда Типик вполне сформировался. Разряды празд­ников обозначены особыми знаками на полях Устава. Если исключить из счета Пасху, как Праздник Праздников, то самое торжественное богослужение (всенощное бдение) по­ложено на великие Господские и Богородичные праздники, на Усекновение, Рождество Предтечи, свв. Апостолов Пет­ра и Павла и, может быть, по желанию настоятеля, и неко­торые другие. Обозначение этого типа праздников: крест в круге, красного цвета —

 

  • крест в полукруге того же красного цвета — есть принадлежность праздников, которым всенощное бдение необязательно, но может быть отправлено.
  • крест красного цвета — знак полиелейной службы, отправляемой всем апостолам, великим святым, в частности положен всем русским святым.
  • красная подковка с тремя точками внутри указы­вает на великое славословие.
  • такой же знак, но черный — указание на “шесте­рик, ” то есть число стихир на Господи воззвах — 6 и канон на 6.
  • отсутствие какого бы то ни было знака есть ука­зание простой, будничной службы.

 

Нельзя не обратить внимание на то, что устав, составляя свои правила о важности служб и отмеривая этим значитель­ность литургического почитания, руководствовался соображе­ниями не всегда общецерковного характера, а зачастую чисто местными настроениями и симпатиями к тому или иному свя­тому. Так, св. Иоанну Дамаскину, прославившему столько праздников своими канонами, стихирами и другими песнопе­ниями, защищавшему свв. иконы, автору богословских трудов и т.д., не положено даже великого славословия, тогда как святые отцы, не меньшие чем он по своему участию в бо­гословских спорах, в писаниях и строительстве Церкви, как например, св. Василий Великий или св. Иоанн Златоуст, име­ют не только по одному дню торжественного полиелейного празднования, но еще перенесение мощей (Златоуст) и даже все — Три Святителя, особый день общего их поминовения, тоже торжественного характера. Если св. Кирилл Александ­рийский и прославляется вместе со св. Афанасием Александ­рийским, как борцы за православие, 18 января торжественной службой, то в день памяти самого св. Кирилла, значение кото­рого в христологических спорах незабываемо, 9-го июня не положено ему никакого праздничного отличия, тогда как в тот же день вспоминаемый преп. Кирилл Белозерский имеет, ко­нечно, полиелей.

Классификация праздников в римо-католической церкви имеет тоже свои особенности. У них 4 класса праздников. В 1-ый, так наз. “Dublicia primae classis” зачислены: Рождест­во Христово, Богоявление, Благовещение, Пасха, Вознесение, Пятидесятница, Праздник Тела Господня, св. Сердца Иисусо­ва, св. Иосифа Обручника, Рождество Предтечи, свв. Апосто­лы Петр и Павел, Успение Богородицы, Непорочное Ее зача­тие, Праздник всех святых, день освящения данной церкви и день храмового праздника, т.е. того праздника или святого, которому храм посвящен.

В группу “Dublicia secundae classis” попадают: Обреза­ние Господне, праздник Святого Имени Иисусова, праздник св. Троицы, праздник Св. Крови Иисусовой, Нахождение Честного Креста, Сретение, Посещение Богоматерью прав. Елисаветы, Рождество Богородицы, Семь скорбей Богоро­дицы и т. д.

В разряд так наз. “Dublicia majora” отнесены: Преображе­ние Господне (!), Воздвижение Креста, Праздник Кармельской Богородицы, праздник свв. Ангелов-Хранителей, Усекновение главы Предтечи, Обращение Савла-Павла, св. Франциск Ас­сизский и т. д.

В группу “Simplicia” попадают вообще все остальные празд­ники.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал