Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Полные энергетические циклыСтр 1 из 3Следующая ⇒
Леонард Орр – Осознанное дыхание
Автор этой книги считает, что огромным недостатком системы общего образования является отсутствие курса по правильному дыханию. Леонард Орр утверждает, что разум и дыхание — это король и королева нашего сознания, две важнейшие функции организма, которые действуют 24 часа в сутки. От правильного дыхания зависят все остальные наши функции и сама наша жизнь. Автор разработал свой метод дыхания еще в 1975 году и с тех пор успешно занимается его внедрением. В настоящее время этот метод преподается во многих школах и колледжах по всему миру. Его ценность станет очевидной и для вас, когда вы прочтете эту книгу.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Djai Maha Мауа Ki Djai Maha Mritenjai Om Namaha ShivaiО
После окончания колледжа я десять лет учился дышать. Это просто позор для нашей образовательной системы, что человек может закончить колледж и не научиться правильно дышать, не узнать, что мысль сама по себе способна творить. Ум и дыхание — вот что управляет человеческим сознанием. Это два самых важных вида человеческой деятельности. Чтобы остановить то или другое, требуются заметные усилия и концентрация. Это деятельность, которая продолжается изо дня в день, по 24 часа в сутки — осознанно или неосознанно. Дыхание дает силу уму. Дыхание есть источник всей нашей силы в физической вселенной. Стоит человеку прекратить дышать больше чем на несколько минут — если только он не мастер йоги, — наступит физическая смерть. Простой акт дыхания — величайший целитель для физического тела. Большую часть лечения в этом мире производит дыхание. Дыхание столь просто и столь очевидно, что никто не замечает его невероятной силы. Знаете ли вы, что выделительная функция тела на 70 % осуществляется посредством дыхания? Следующим по объему стоит выделение пота. Мочеиспускание и дефекация значительно уступают дыханию и потению. Без дыхания человеческий организм умер бы от удушья и отравления. Я говорю сейчас только о физиологии, только о самом очевидном, о том, что происходит с вами каждый день и идет вам на пользу. Уроки физкультуры учат неосознанному дыханию. Но можно дышать и осознанно — это несложно, и это приносит пользу как телу, так и уму. Осознанное получение телом свежей жизненной энергии посредством дыхания способно очищать нервную систему, кровеносную систему, питать клетки и органы тела и очистить и сбалансировать ауру человека. Ауру можно называть энергетическим телом или эмоциональным телом. Человеческая аура из-за своих цветов иногда называется радужным телом. Сегодня, когда Эффект Кирлиан стал широко известен, существование человеческой ауры уже не ставится под сомнение. Общепринято, что на ауру влияет изменение мыслей и дыхание. Аура обычно определяется как постоянно движущееся энергетическое поле, окружающее человеческое тело и проникающее в него. Научиться правильно дышать и использовать силу своих мыслей себе во благо — вот два самых важных вида деятельности, которым может научиться человек. Следовательно, они заслуженно должны находиться в центре внимания любой образовательной системы, которая стремится быть полезной и практичной. Обучение осознанному дыханию должно стать самым важным предметом во всех школах. И последнее: человек может научиться дышать только через само дыхание. Следовательно, дыхание — это практический навык, а не чистое знание. Основа этой книги — простое дыхательное упражнение, которое занимает всего 30 секунд. Его можно проделывать в начале пли в конце любого урока. Школы, которые добьются иоплощения этой практики, будут выпускать успевающих по всем предметам учеников. Она не только принесет высочайшие результаты в учебе и спорте, но и счастье каждом дне всех учащихся. Дыхание, как вы убедитесь, — это источник жизненной силы человека. Я раскрыл всю мощь и смысл дыхания в 1975 году. До лото я на протяжении 10 лет понемногу учился правильно дышать, но в полной мере осознал, чем занимаюсь, лишь в 1975 году, когда стал учить дышать других. Моя цель —дать вам краткое руководство, с которым вы могли бы сверяться при собственных занятиях. Если вы будете выполнять эти упражнения, вы раскроете секреты дыхания через само дыхание. Единственное, что может быть лучше такого способа обучения, — это занятия с личным инструктором. Тысячи учителей, врачей, психологов и всевозможных специалистов в области здравоохранения используют сейчас в своей работе метод осознанного, связного, ритмичного дыхания. Я начинал с того, что учил этому методу сам, а затем готовил преподавателей этого метода. Потом я готовил специалистов для подготовки пре
подавателей и наконец — инструкторов по подготовке таких специалистов. Поскольку у меня никогда не было большого штата сотрудников, способных вести подробный архив занятий, мне уже никогда не узнать, сколько таких преподавателей подготовлено. Но, по моим оценкам, сегодня более 100 ООО человек знают, как преподавать этот метод дыхания другим, и более 10 миллионов людей научились пользоваться этим простым методом. Методу осознанного дыхания уже учат на многих языках в школах по всему миру. Поэтому, еще с тех пор, как я начал свои занятия, я чувствовал себя обязанным написать книгу. Мне кажется важным, чтобы ученики, учителя, родители и представители школьной администрации имели четкое и компактное описание этого простого метода. Когда вы закончите читать эту книгу, вы поймете, насколько важно, чтобы эти идеи получили письменное воплощение.
Благодарности
благодарю свою жену Катаржину и дочь Спирит* за і о, что позволили мне испортить наш последний отпуск, її течение которого я и написал эту книгу. Я также хочу поблагодарить жителей центра Кзмп-белл-Хот-Спрингс, поселок Коншеснесс**, за их целеустремленность и поддержку.
* Spirit (англ.) —душа, дух. —Прим. перев. ** Consciousness (англ.) —сознание. —Прим. перев.
ГЛАВА 1 Двадцать связных дыханий
Давайте сразу к делу. Основа этой книги и всей практики осознанного дыхания — простое упражнение, называющееся «Двадцать Связных Вдохов и Выдохов». Выполнение этого упражнения занимает всего 30 секунд, так что оно идеально подходит для сегодняшнего стремительного темпа жизни. Его можно проделывать в начале или в конце каждого урока или как в начале, так и в конце. Всего 30 секунд осознанного дыхания принесут уму и телу свежую жизненную энергию. Вот как выполняется это упражнение: В нем четыре последовательности по пять дыхательных циклов (цикл: вдох-выдох). 1. Четыре коротких цикла: короткий вдох и короткий выдох. 2. В конце каждой группы коротких вдохов и выдохов — глубокий и длинный вдох-выдох. 3. Как вдохи, так и выдохи должны производиться через нос. 4. Итак, мы проделываем четыре коротких и один длинный цикл вдохов-выдохов и повторяем эту последовательность четыре раза без перерыва. Дальше я объясню подробнее, но вначале попробуйте это проделать, а потом читайте дальше. Соединяйте вдох с выдохом в неразрывную последовательность. Каждый вдох соединен с последующим выдохом в один дыхательный цикл. Все двадцать дыхательных циклов должны как бы перетекать один в другой, чтобы получилась единая связная серия вдохов и выдохов. Короткие вдохи и выдохи делаются для того, чтобы сильнее почувствовать связь между вдохом и выдохом и их слияние в неразрывные последовательности. Длинные вдохи и выдохи делаются для того, чтобы заполнить при вдохе все возможное пространство внутри себя и полностью выпустить весь воздух из легких при выдохе. Прежде чем читать дальше, проделайте сейчас пять связных вдохов и выдохов (четыре коротких вдоха-выдоха и один длинный). Пять связных вдохов-выдохов подобны одному непрерывному вдоху-выдоху. 1. Не удерживайте воздух внутри, сразу выдыхайте его. 2. Ваше дыхание должно быть свободным. Не старайтесь форсировать или контролировать его. 3. Ритм вашего дыхания должен быть плавным. 4. Когда вы дышите правильно, вы чувствуете, как по всему вашему телу растекается не только воздух, но и энергия. Это называется осознанным энергетическим дыханием или энергией осознанного дыхания. Можно ограничивать поток энергии во время вдыхании воздуха — и можно ограничивать поток воздуха во ирсмя вдыхания энергии. В самый первый раз вы легко ощутите вдыхание шергии, когда заметите, сделав Двадцать Связных Вдохов и Выдохов, что ваш четвертый длинный вдох-выдох і лубже и объемнее, чем первый. Теперь вновь перечитайте всю главу, самостоятельно вдайте себе ритм и отсчитайте Двадцать Связных Вдохов и Выдохов. Это простое дыхательное упражнение абсолютно безопасно и безвредно для любого, кто любит жить. Другими словами, оно полезно для вашего здоровья. Если вы планируете продолжать жить, вам придется продолжать дышать. Вы обратили внимание на то, что это упражнение приятно? Если вы будете проделывать его каждый день по одному разу, вся ваша жизнь станет более приятной. Вы испытали какие-либо физические ощущения? Некоторые люди испытывают головокружение, ощущают дрожание в руках, в желудке или где-либо еще. Если и у вас появлялись такие ощущения, примите к сведению, что люди, привыкшие дышать плохо, зачастую испытывают странные и необычные ощущения, когда начинают дышать правильно. Если вы будете проделывать это упражнение (Двадцать Связных Вдохов и Выдохов) каждый день, вы заметите, что физические ощущения отличаются день ото дня. Это означает, что вы учитесь дышать и что вы получаете от этого упражнения пользу. В течение первой недели я рекомендую проделывать упражнение только один раз в день. Помните: если до сих пор вы дышали неправильно, ваше тело, возможно, испытывает кислородное голодание. Поэтому осторожнее! Одного раза в день достаточно. Вот еще несколько вещей, которые вам необходимо знать: 1. Дыхание абсолютно безвредно, но ваши мысли — нет. 2. Какие бы странные ощущения ни приносило дыхание, они исчезнут, если вы будете продолжать дышать. 3. Дыхание ведет к расслаблению. 4. Расслабление ослабляет напряжение. 5. Неприятные ощущения вызваны именно напряжением. 6. Ни дыхание, ни расслабление неприятных ощущений не вызывают: их вызывает накопленное напряжение и загрязнение ума и тела; если вы будете продолжать дышать, то в конце концов у вас не останется ни напряжения, ни неприятных ощущений — только расслабление, спокойствие и умиротворенность. 7. Каждый вдох и каждый выдох сами собой ведут к релаксации. 8. Дыхание совершенно безопасно и живительно. 9. Если вы расслабитесь слишком сильно — из-за того, что слишком долго дышали правильно, —необычные ощущения могут стать настолько сильными, что вы можете испугаться.
10.Я рекомендую в первые семь дней проделывать Двадцать Связных Вдохов и Выдохов не больше одного раза в день. 11.Цель этой рекомендации — не допустить, чтобы у вас возникло чересчур много ощущений. Не допустить, чтобы вы испугались. 12.Дыхание —это очень простой и очень мощный инструмент. 13.Если вы слишком рано увеличите интенсивность дыхательных упражнений и вас испугают испытываемые ощущения, пожалуйста, немедленно прочтите главу о гипервентиляции. Не торопитесь! Если в течение года один раз в день вы будете проделывать упражнение из двадцати связных вдохов и выдохов, вы за год разовьете невероятную способность к осознанному дыханию. За этот год вы будете дышать больше, чем за предыдущий- Выполнение Двадцати Связных Вдохов и Выдохов один раз в день в течение года научит вас осознавать дыхание больше, чем вы научились за всю предыдущую жизнь.
Глава 2 Зачем дышать осознанно?
Зачем дышать осознанно? Зачем вообше дышать? Потому что дыхание делает нас здоровыми и счастливыми! Почему люди плохо дышат? Зачем людям необходимо дышать правильно? Почти каждый, кто хотя бы раз проделал Двадцать Связных Вдохов и Выдохов, неожиданно начинает ин-дыханием. Это простое упражнение, как правило, заставляет людей понять, что им есть чему учиться в области дыхания. Выполнение упражнения отвечает на все вышеперечисленные вопросы! Осознанное дыхание — реальный ответ на вопросы о дыхании. Если вы не сможете найти ответы у самого дыхания, возможно, эти ответы не стоят того, чтобы их знать. Эксперимент — вот путь науки. Экспериментируя с дыханием в собственном теле, вы узнаете о дыхании больше, чем из книг. После того как я научил миллионы людей дышать, должен сказать, что в Западном мире я ни разу не встречал ни единого человека, которому не надо было бы переучиваться дышать. Единственные из встречавшихся мне людей, которые дышали правильно, были бессмертные йогины в Индии. Я утверждаю, что у большинства людей дыхание сковано. Но почему? Ответ крайне прост. Все негативные переживания, которые мы испытывали, находясь в физическом теле, сковывают нашу способность к дыханию. Негативные, болезненные или неприятные переживания накапливаются в негативных чувствах и мыслях. Эти негативные чувства и мысли наносят вред нашей природной дыхательной способности. Мои исследования показали, что практически все люди в течение первого года жизни получают достаточно много негативных переживаний, чтобы к концу первого года вызвать значительное повреждение природной дыхательной способности. По-видимому, даже если ребенку даны самые лучшие родители и наилучшее окружение, само по себе рождение и период младенчества оказываются достаточно травмирующим временем для всех людей. Мы начинаем дышать воздухом при рождении. Физически это самый важный аспект рождения. До того мы получали кислород через пуповину. Недавними исследованиями установлено, что мы также получаем энергию и воздух через околоплодные воды. Но когда мы выходим из чрева матери и пуповину перерезают, нам необходимо благополучно начать дышать, иначе мы умрем. Моя дочь по имени Спирит была рождена под водой. Условия и обстановка ее рождения были настолько бе- |уиречны, насколько в силах человека это обеспечить. \ I ем не менее у нее до сих пор проявляются признаки • родового шока». С помощью ребёфинга я вспомнил свое собственное рождение. Я понял, что моя пуповина была перерезана пинком рано. В результате я страдал всю жизнь. Родовой шок привел к тому, что я не отличался высоким интеллектом и демонстрировал сравнительно слабые достижения во всех областях деятельности, кроме спор-га. Родовой шок заставляет детей испытывать постоянное беспокойство — до тех пор пока травма не будет излечена. Способность расслабляться, учиться, слушать прежде всего определяется способностью дышать. Мы с моей женой Катаржиной в течение четырех часов после рождения Спирит не перерезали пуповину от плаценты. После обучения дыханию нескольких тысяч людей я могу с уверенностью заключить, что моей дочери потребовалось от одного до двух часов, чтобы ее дыхание начало развиваться нормально. Даже в случае с моей дочерью, рождение которой было почти безупречно, дыхательный механизм был бы травмирован, если бы мы перерезали ее пуповину меньше чем через два часа после рождения. Помните, пожалуйста, что ребенок в течение девяти месяцев (до рождения) пользовался дополнительной системой поддержки жизнедеятельности. Логично и нормально, что новорожденному следует дать несколько часов на адаптацию, прежде чем перерезать пуповину. Значение плаценты после рождения, как правило, трактуют неверно. Редко кому на этой земле посчастливилось сохранить пуповину неперерезанной в течение целого часа после рождения! Таким образом, практически у каждого человека при рождении был поврежден дыхательный механизм. В цивилизованных странах широко распространенной практикой является перерезать пуповину практически сразу после рождения. И это стало причиной и огромным источником постоянного беспокойства и озабоченности у людей. Тем более обязательным для цивилизованных стран должно стать преподавание в средних школах правильного дыхания. Цивилизованные страны более, чем другие, нуждаются в изучении дыхания. В некоторых слаборазвитых странах детей не пеленают. Я наблюдал, как затрудняется дыхание моей дочери, когда она была спеленута. В большинстве слаборазвитых стран люди больше ходят пешком, чем в США и других цивилизованных странах. Автомобили не только мешают нам пользоваться ногами, они затрудняют наше дыхание многими другими способами. Наиболее очевидные из них — то, что они делают с воздухом, которым мы дышим, а также то, как в сидячем положении сдавливаются органы дыхания. Затрудненное дыхание — это национальная болезнь и основная причина большинства других заболеваний. Синдром гипервентиляции, фактически, перечисление физических симптомов, вызванных затрудненным ды- \л\\ием. По существу, синдром этот назван неправильно, поскольку избыточное дыхание не является причиной остальных симптомов. Избыточным дыхание оказыва- гея как раз из-за того, что тело испытывает кислородное олодание. Двадцать Связных Вдохов и Выдохов каждый день — самый эффективный способ предотвратить возникновение синдрома гипервентиляции или по крайней мере ослабить проявление его симптомов во время выполнения энергетического цикла. После того как вы освоите упражнение из Двадцати Связных Вдохов и Выдохов, вы сможете проделывать его в машине. Если ученики в школе будут выполнять это упражнение один или несколько раз в день, это во многом поможет исправить скованность, вызванную сидением в классе в течение целого дня. Осознанное энергетическое дыхание — основной элемент лечения любых заболеваний. Обучая дыханию миллионы людей, я заметил, что большинство из них рано или поздно вспоминают момент своего первого вдоха и многие другие события, происходившие во время их рождения. По-видимому, осознанное дыхание стимулирует воспоминания о первом вдохе и освобождает дыхательный механизм от родовой травмы. Это —самая позитивная вещь, которую я узнал, обучая взрослых дыханию. Это означает, что дыхательный механизм поддается восстановлению. Даже родовой шок можно излечить. Я учил дыханию младенцев всего нескольких дней от роду, и я учил дыханию людей старше девяноста лет. Правильное дыхание — неиссякаемый источник чудес. Когда вы проделаете несколько полных энергетических циклов, как описано в предыдущей главе, вы поймете, что означает учиться дышать. Это нельзя выразить словами. Когда вы почувствуете это, слова вам будут не нужны. Поскольку в мире уже существует более 100 ООО преподавателей осознанного дыхания, вам нет необходимости действовать методом проб и ошибок. Я рекомендую вам учиться правильному дыханию простым способом —под руководством хорошего преподавателя. Можете связаться со мной, и я посоветую вам хорошего учителя, живущего неподалеку от вас. Очень важно, чтобы школьные учителя и особенно школьные медсестры кое-что знали о родовом шоке. Еще важнее это для учителей начальных классов. У маленьких детей родовые воспоминания ближе к поверхности. Родовой шок — основная причина многих младенческих и детских заболеваний. Если мы будем знать хотя бы немного о родовой травме ребенка, мы сможем радикально улучшить его здоровье. Родовой шок играет важнейшую роль в формировании синдрома гипервентиляции, который является темой следующей главы.
Глава 3 Полные энергетические циклы
Следует знать, что существует такая вещь, как полный шергетический цикл. Дышите ли вы сами или обучаете учеников в классе, рано или поздно вы почувствуете или заметите удивительное чудо, вызываемое самим дыханием. Я говорю о сущности дыхания, или чистой жизненной энергии, которая наполняет ваш дыхательный процесс, в результате чего он воспринимается так, будто в ваше тело вливается чудесная сила, которая больше вас самих. Хотя, возможно, и не «больше», если ваше понятие о «вас самих» включает в себя дух, ум и тело. Но переживание, о котором я говорю, — удивительное переживание, связанное с вашим собственным дыханием, переживание, которое, скорее всего, вы никогда доселе не испытывали. Оно, как правило, появляется, когда вы дышите в ритме связного дыхания в течение пяти-восьми минут — если вы все делаете правильно. «Правильно» означает, что вы дышите свободно и легко, а не держите себя под контролем. Это, в свою очередь, означает дышать, скорее руководствуясь интуицией, чем концентрируясь на счете или ритме. Вы не должны дышать глубоко или добиваться гипервентиляции легких. Ваша цель — дышать спокойно и мягко, так, чтобы чувствовать прилив жизненной силы и энергии. Здоровое дыхание — это не дисциплина, это вдохновение. Дышать правильно не трудно, это очень приятно. Существует доступный способ продолжать дышать осознанно и получать энергию, которая приятна и доставляет положительные ощущения. Чтобы дышать интуитивно в течение 30 секунд или нескольких минут, нужно менять ритм. Секрет слияния энергии с воздухом — в том, чтобы менять ритм дыхания каждый раз, когда вы теряете ощущение энергии, и экспериментировать с ритмом до тех пор, пока вы снова не найдете это ощущение. Другими словами, когда вы продвинетесь дальше упражнения из двадцати связных вдохов и выдохов, вам нужно забыть о подсчетах. Когда вы практикуете связное дыхание более 30 секунд или одной минуты, для вас начинается совсем другая история. Вдыхание энергии на протяжении целого энергетического цикла подобно катанию на лыжах или серфингу. Это забавно и приятно, но требует автоматизма навыков. Если вы упали и ушиблись, надо немного отдохнуть. Может быть, стоит отдохнуть несколько минут и начать снова. Или, возможно, лучше отдохнуть несколько дней и вернуться к выполнению Двадцати Связных Вдохов и Выдохов по одному упражнению в день — до тех пор пока вы не почувствуете себя готовыми к попытке проделать еще один полный энергетический цикл. Полный энергетический цикл обычно занимает и -два часа непрерывного связного дыхания. Легче проделывать его с учителем —опытным специа-по дыханию — или по самоучителю. Учитель поможет вам пережить появляющиеся сильные пережи-или физические ощущения. Он напомнит вам, что нужно дышать, когда вы забудете об этом или ваше внимание расфокусируется. Ваш учитель сделает так, что и«будет легче почувствовать себя в безопасности и пережить страх или боль. Толково составленный самоучитель дыхания — большое подспорье, когда вы учи-есь дышать. Опытный же учитель, который присутству-рядом с вами, даст вам более объемное понимание чистой жизненной энергии. Дыхание абсолютно безопасно и безвредно. Ваша жизненная энергия абсолютно безопасна и безвредна. Не столь безопасными и безвредными могут оказаться наши чувства и мысли. Но очевидно, что, если вы будете продолжать дышать и расслабляться, ваш ум и эмоции станут спокойными, безопасными и расслабленными. Умение владеть дыханием —легкий путь научиться владеть собой. Дыхание —быстрый, безвредный и безопасный способ сделать ваш ум и эмоции безопасными и безвредными. Оно уже показало себя как эффективный метод решения подростковых проблем с наркотиками. Простое дыхание дает возможность учителям и ученикам расслабляться и получать удовольствие от учебного процесса. Оно позволяет людям избавиться от беспокойных эмоций и мыслей, которые препятствуют концентрации и учебному процессу. Те, кто дышат осознанно, отличаются более высоким интеллектом и спокойствием. Они более здоровы как физически, так и умственно. Полные энергетические циклы, которые занимают один или два часа, могут привести к интенсивным и даже страшным или болезненным физическим ощущениям, но вы должны помнить, что эти ощущения временны. Они всегда исчезают, если вы продолжаете дышать. Когда эти ощущения отступают и прекращаются сами собой и вы чувствуете покой и умиротворение, это признак того, что вы завершили цикл. Большинство людей сообщают, что по завершении каждого энергетического цикла испытывают более полное ощущение покоя, чем когда-либо прежде. Если вы чувствуете, что не можете поддерживать дыхательный ритм, отдохните и попробуйте еще раз. Если вы выполняете упражнение более двух часов и не чувствуете умиротворения, возможно, вам стоит остановиться и попробовать снова неделю спустя. Не исключено, что на следующее утро, хорошо выспавшись за ночь, вы почувствуете себя великолепно. Парадокс дыхания состоит в том, что оно одновременно вызывает прилив энергии и расслабляет. Полный энергетический цикл посредством осознанного дыхания очищает вашу кровеносную систему, нервную систему и вашу ауру, которая является вашим энергетическим телом. Это прекрасное и чудесное переживание. Его нужпо пережить, чтобы поверить в него. Ваши легкие могут (лужить источником невероятного покоя и удоволь-ими. Когда вы занимаетесь осознанным дыханием больше нескольких минут, лучше всего лечь в удобном месте, где и|.| чувствуете себя в безопасности. Можно пройти полный энергетический цикл и на бегу или в любом другом положении, но это нежелательно и менее эффективно. Когда вы занимаетесь осознанным дыханием с целью проделать полный энергетический цикл, лучшее положение — сидеть откинувшись. Все школьные учителя, администраторы и мыслящие люди во всем мире должны познакомиться с полными шергетическими циклами, потому что нечто подобное спонтанно происходит в школах и на рабочих местах каждый день. Без понимания этой несложной практики люди, столкнувшись с такими спонтанными энергетическими циклами, могут причинить боль и беспокойство себе и другим. Пожалуйста, помните, что спонтанные и контролируемые энергетические циклы — это нормальные явления, которые происходят с людьми, наделенными душой, умом и телом. Это естественные духовные, умственные и физические переживания. Для некоторых людей они сопряжены со страхом или болью. Для других они приносят только удовольствие. Энергетические переживания могут быть спонтанными, а могут происходить во время обучения дыханию или выполнения действий, способствующих релаксации. Медитация, музыка, купание, занятие любовью, чтение, общение с природой и даже сон — все это вызывает энергетические переживания. Объяснения хорошего учителя, занятия спортом или ощущение покоя могут вызвать внезапный приток энергии в уме и в теле. Многие люди, которые начинают учиться дышать свободно и нескованно, часто испытывают мощные и порой весьма тяжелые энергетические переживания во время нескольких первых уроков осознанного дыхания. Но после того, как ритм связного дыхания становится привычным, нормализуются и эти ощущения. Я люблю читать лекции в аудиториях школ и университетов, а также группам учителей. Мне нравится также проводить семинары по дыханию. Пригласите меня в ваше учебное заведение, я буду рад вам помочь. Хотя у меня более десяти миллионов учеников по всему миру, я обнаружил, что осознанное дыхание очень быстро делает их самодостаточными. И поэтому часто оказывается, что мне самому нечем заняться. Главная причина, по которой я пишу эту книгу, заключается в том, что я придаю большое значение введению в средних школах преподавания дыхательной практики. Безусловно, я заинтересован в том, чтобы эта книга была переведена на все языки и использовалась в средних школах всех стран. Я обращаюсь к тебе, читатель, чтобы ты помог мне в этом. Я регулярно езжу по миру с образовательными турами. Все мои книги были переведены и опубликованы обычными людьми, которым поправились мои идеи и которые способствуют дальнейшему их распространению. Пожалуйста, связывайтесь со мной по любому вопросу. Вот мой адрес и телефон: Leonard Orr Р. О. Box 234 Sierra ville, CA 96126 (916) 994-3677, 994-8984 Мой дом расположен на термальном курорте. С 1976 гола это международный тренинговый центр для целителей, преподавателей и людей, ищущих оздоровления любого рода. Наш подготовительный центр называется Inspiration University. Мы занимаемся главным образом духовным очищением. Каждую неделю в течение всего года мы проводим пятидневный тренинг по осознанному дыханию. Каждый второй месяц я нахожусь здесь в качестве постоянного тренера-преподавателя. Я приглашаю вас приехать сюда и тренироваться с наставником — со мной. Чтобы узнать текущие цены, позвоните в «Горячие источники Кэмпбелл» — Campbell Hot Springs (916) 994-89-84.
Глава 4 КАК БЫЛО ОТКРЫТО ОСОЗНАННОЕ ДЫХАНИЕ
История осознанного дыхания — это история моего собственного исцеления, а затем исцеления бессчетного числа других людей. Мое исцеление и просветление начались, когда я еще учился в колледже. Я начал задавать себе вопрос: а для чего я здесь? В течение года я задавался этим вопросом целыми днями. Я называю это моей революцией ума. В тот семестр меня чуть не исключили, но в следующем семестре я впервые в жизни стал отличником. И в течение всей последующей учебы в среднем получал отличные оценки. Я тогда не использовал таких формулировок, но учился как раз тому, как настраиваться на личную связь с Бесконечным Разумом и использовать его в практических целях. В результате я осознал, что одни идеи важнее других. Студентам дают слишком много информации. Какая-то часть этой информации непрактична, а какая-то — бесценна. Я пришел к выводу, что главной целью колледжа является как-то занять молодых людей. Колледж стал для меня захватывающе интересен, лишь когда я начал отделять ценное от бесполезных идей. Это было самым ценным из того, что я выучил в колледже, —искать самые ценные и практичные идеи. Вот урок, который мы можем использовать всегда, каждый день нашей жизни. В дальнейшем, в результате встречи с замечательной женщиной по имени Джоел Тойч, я понял, что осознание моей личной связи с Бесконечным Разумом — это самая ценная идея во Вселенной, поскольку она дает мне доступ ко всем прочим идеям. Второй важной вехой в моем развитии было одно прекрасное утро, когда я решил не вылезать из ванны и как следует расслабиться, вместо того чтобы прийти на работу вовремя. Название для этого процесса я нашел только много лет спустя —у меня начались психофизические воспоминания о собственном рождении. В-третьих, в 1966 и 1967 годах мне часто хотелось совершить самоубийство. Летом 1967 года я вскрыл себе вены на пляже. Истекая кровью, я понял, что должен сознательно принять решение жить, а иначе буду истекать кровью, пока не умру. Жизнь моя в то время была столь плачевной, что мне не хотелось жить. Однако я решил перед смертью добиться успехов во всем. Мне не хотелось жить, но и умирать проигравшим мне тоже не хотелось. Позже я осознал, что преодолел тогда свою тягу к смерти. Жажда смерти — это деструктивный набор негативных мыслей, эмоций и привычек, которые насюлько уничтожают нашу радость и счастье, что физическая смерть становится желанной. Вера в то, что смерть неизбежна и является силой, неподвластной нашему контролю, есть основа тяги к смерти. Я поставил > ту веру под сомнение, и моя жажда смерти начала рушиться. Освобождение от стремления к смерти — это вещь весьма практическая. Когда я заместил мысли о смерти мыслями о жизненной силе, я раскрыл невероятные резервы творчества и энергии, которые ранее иссушались бессознательными убеждениями, постепенно убивавшими меня. Я освободился от неудач, несчастья и плохого здоровья, а впоследствии стал миллионером и приобрел сотни тысяч замечательных друзей. Когда я освободился от убеждения, что Бог, или кто-то еще, или какая-то неведомая сила, или микроб страстно жаждут меня убить, я наконец почувствовал себя в полной безопасности во Вселенной, в границах своей души, ума и тела. Именно это чувство безопасности дало мне возможность вспомнить свое рождение и пренаталь-пые (внутриутробные) переживания. Я вспомнил умственно и эмоционально так много ранних неприятных и травмирующих воспоминаний, что чувствовать себя счастливым и энергичным стало для меня естественным. Впоследствии я начал консультировать бизнесменов, поскольку обнаружил, что эта информация дает им возможность удвоить свой доход. Таким образом, я и сам стал получать большой доход, преподавая людям то, что узнал в собственных поисках самосовершенствования. В работе с сотнями клиентов я углубил свои знания о том, как работает человеческий ум, а затем в 1974 году начал проводить семинары с группами. Мне не нравилось каждый раз учить новых людей, поэтому у меня появилась идея сформировать специальную группу, которая занималась бы с 10 утра до 10 вечера раз в месяц в течение целого года. Я назвал ее СЕМИНАР ОДНОГО ГОДА. Моя первая группа в рамках СО. Г. начала с тех же экспериментов, что проделал я сам. У нас появилась идея использовать трубку, зажимы для носа и большую калифорнийскую ванну с горячей водой, чтобы воссоздать переживания рождения. В 1974 году на выходные под День труда* мы, группа из 24 человек, ушли в ритрит и занялись экспериментами. Все мы испытали очень глубокие переживания, которые у большинства из нас включали в себя психофизические явления и воспоминания. Мы обнаружили, что дыхание играет исключительную роль в обретении этих переживаний. В течение следующего года я проделывал эксперимент с подводными дыхательными упражнениями на нескольких сотнях людей. Упражнение стало очень популярным. Примерно год спустя, в 1977 году, я увидел в новом свете то, чему становился свидетелем несколько раз.
Национальный праздник, отмечающийся в США и Канаде в первый понедельник сентября. —Прим. перга. У моих клиентов проявлялась коренная трансформация дыхательного механизма, которую я назвал «Освобождение дыхания» или «Целительное дыхание». Описать нот процесс я мог единственным способом — сказав, ч ю человек учится дышать через само Дыхание. Чтобы поверить в это, вы должны увидеть все сами, а лучше — испытать на себе. Когда человек испытывает это на себе, дыхание преобразуется таким образом, что Дух в человеке продолжа-с і работать до тех пор, пока ум и тело не будут полностью исцелены. Описывать это бессмысленно, пока вы не испытали псе на себе. После этого слова уже не нужны. После того как вы испытаете Освобождение Дыхания, ваше дыхание с каждым днем будет становиться более наполненным и свободным. После того как я наблюдал этот процесс с десяток раз, и задался вопросом, смогу ли я направлять дыхательный ритм человека так, чтобы он способствовал инициированию данного процесса. Я выяснил, что могу, но что лучше всего провести с обучающимся человеком около 10 занятий, чтобы он смог овладеть необходимым дыхательным ритмом. Другими словами, хотя человека вводят в правильный дыхательный ритм, это, как правило, сопровождается такими мощными физическими и эмоциональными ощущениями, что человек не замечает, в каком именно ритме он дышит. Итак, мы проводим необходимое количество занятий, чтобы ученики овладели интуитивным дыхательным ритмом. Обычно к десятому занятию ощущения становятся такими яркими, что люди легко могут следить за процессом дыхания и свободно дышать без присмотра наставника. Похоже, что всего за десять занятий осознанным дыханием продолжительностью 1 —2 часа каждый взрослый посредством изменения дыхательного ритма растворяет большую часть накопленного им напряжения. После десяти занятий ощущения становятся более тонкими. Выполнение немногочисленных дыхательных упражнений каждый день поддерживает энергетическое тело в чистоте и равновесии. Именно это и происходит с моими нормальными клиентами. Я —не нормален. Хотя бы потому, что я все это разработал. Основная причина моего собственного развития в плане дыхания была ненормальной, потому что у меня было очень травматическое рождение. Начать с того, что я был нежеланным ребенком. Кажется, родив первых трех детей с интервалами в 18 месяцев, моя мать больше не хотела иметь детей. Следующие трое родились с интервалами в три года. Я был последним. Я никогда не чувствовал, что мать меня любит или что я что-либо для нее значу. Я не чувствовал, что мне рады в этом мире, и ощущение, что меня здесь никто не ждал, преследовало меня всю жизнь. Я прошел через множество обычных дыхательных занятий, но в целом моя способность успешно вдыхать энергию то появляется, то исчезает. Я чувствую, что к п.итоящему моменту последствия родового шока почти прошли, но это далось нелегко. И з-за родового шока последние семь лет я обычно два |м ш в день выполнял по часу дыхательные упражнения и панне. На протяжении последнего года мне требовалось в два раза меньше времени, чтобы достичь такого же ощущения уравновешенности энергетического тела. Иногда, когда я работаю в городе, времени на это требу-е кя намного больше. Сейчас для меня энергетический цикл совсем не такой, как в начале пути. Я ощущаю концентрацию энергии в различных частях своего тела: иногда — в горле, почти всегда — в области солнечного сплетения. Я могу продышать» любую боль, которую за день набираю от других. Например, если я провел некоторое время с раздраженным человеком, у меня обычно появляется боль в нижней части спины —ее я могу «продышать», принимая ванну. Когда зимой у меня возникает необходимость зайти в какой-нибудь большой универсам, почти сразу после этого у меня обычно начинает болеть горло. Часто мне удается избавиться от боли, проделав 20 связных дыхательных циклов за то время, пока я обхожу один квартал. Очень легко поддерживать энергетическое тело чистым и сбалансированным, находясь в одиночестве в лесу или около горячих источников. Другое дело - оставаться чистым, когда я учу сотни людей в городах. Я понял, что месяц - это примерно то время, которое я могу выдержать в городе без ущерба для комфорта собственного тела, после чего мне требуется уединение в загородном доме. Мой дом - это курорт, который открыт и для вас. Наконец, с тех пор как я овладел дыханием и купанием, я начал также ценить и ту роль, которую играют в овладении моим Духом, умом и телом, и Я благодарен бессмертным мастерам йоги, с которыми я встречался, за все, чему они меня научили. Я лично встретил семь человек старше 300 лет. Я очень счастливый человек. Ум и дыхание - вот что правит человеческим сознанием. Вы не будете в полной мере ни человеком, ни существом божественной природы, пока не научитесь дышать и использовать свои мыслительные способности, чтобы сделать свою жизнь богаче.
ГЛАВА 5
|