Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обследование новорожденных
В большинстве родильных домов младенцы в течение первых дней своей жизни находятся под пристальным наблюдением, включающим неврологические исследования и оценку поведения. Во многих клиниках используется Шкала оценки поведения новорожденных Т. Бэрри Брэзелтона (BNBAS; впервые опубликована в 1973, современная версия в 1995), кроме того, ее применяли во многих научных работах (Nugent, Brazelton, 2000). Она включает 28 измерений, которые можно объединить в 7 более общих групп поведенческих проявлений. Эти семь групп характеристик, или подшкал, представлены в табл. 5.3. К ним относятся: привыкание, ориентировочная реакция, мышечный тонус и двигательная активность, Динамика состояний, регулирование состояний, вегетативная устойчивость 220 Часть II. Детство и рефлексы (представленные в табл. 5.2). Шкала Брэзелтона включает обычные неврологические тесты, но ее основное назначение — оценка поведенческих возможностей и социальной отзывчивости новорожденного. Младенцы различаются по своей реакции на новые, неприятные или продолжительные стимулы. Одни дети сравнительно легко обнаруживают изменения в окружающей обстановке, направляют на них свое внимание и быстро привыкают (приспосабливаются) к ним. Другие могут быть либо менее чувствительны, либо более восприимчивы или даже раздражительны; в этих случаях объем и устойчивость их внимания (и, соответственно, приспособляемость) снижаются. Оценка возможностей и способов реагирования новорожденного по шкале Брэзелтона позволяет делать ранние прогнозы относительно развития личности и социального развития ребенка. Родители, дети которых проходят обследование с применением шкалы Брэзелтона, становятся более внимательными к способностям и индивидуальным особенностям своих малышей (Parke, Tinsley, 1987). В частности, отец и мать «сложного» ребенка могут пройти специальную подготовку, где они получат консультацию, что им следует ожидать, как лучше налаживать взаимодействие с их малышом в течение первых месяцев жизни (Nugent, Brazelton, 2000). Таблица 5.3 Подшкалы шкалы оценки поведения новорожденного Брэзелтона Привыкание Как быстро ребенок реагирует на свет, звук колокольчика и погремушки, укол булавки и затем привыкает к ним? Ориентировочная реакция Как быстро ребенок успокаивается и поворачивается в направлении света, звука колокольчика, голоса или лица взрослого? Мышечный тонус и двигательная активность Насколько сильна и устойчива двигательная активность ребенка? Динамика состояний Насколько быстро и легко ребенок переходит от сна к бодрствованию? К крику (плачу)? Регулировка состояний Как ребенок успокаивается? Легко ли его успокоить? Вегетативная устойчивость Реагирует ли ребенок на стимулы дрожью или внезапным вздрагиванием? Рефлексы Адекватно ли новорожденный демонстрирует рефлексы выживания и примитивные рефлекторные реакции? Источник: адаптировано из Nugent, Brazelton, 2000.
|