Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи развития по Хейвингхерсту
В 1953 году Роберт Хейвингхерст (Havinghurst, 1991) создал свое классическое и прагматичное описание жизненного цикла человека. Он рассматривал взрослый возраст как ряд периодов, в течение которых необходимо решить определенные задачи развития; они обобщены в табл. 13.3. В некотором смысле эти задачи создают широкий контекст, в котором происходит развитие. Их решение требует от человека применения его интеллектуальных способностей. В период ранней взрослости эти задачи в основном включают в себя начало семейной жизни и карьеры. В период средней взрослости основной задачей является поддержание того, что мы создали ранее, а также адаптация к физическим и семейным изменениям. В поздние годы, тем не менее, индивиду приходится адаптироваться к другим аспектам жизни (глава 18). Таблица 13.3 Задачи развития по Хейвингхерсту Задачи периода ранней взрослости • Выбрать супруга • Научиться жить с партнером по браку • Начать семейную жизнь • Воспитать детей • Вести домашнее хозяйство • Начать профессиональную деятельность • Принять гражданскую ответственность • Найти близкую по духу социальную группу Задачи периода средней взрослости • Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого • Установить и поддержать экономические стандарты жизни • Организовать досуг • Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми • Создать отношения с супругом как с личностью • Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним • Адаптироваться к стареющим родителям Задачи периода поздней взрослости • Приспособление к снижению физической силы и здоровья • Адаптироваться к выходу на пенсию и снижению уровня дохода • Принять факт смерти супруга • Присоединиться к своей возрастной группе • Выполнить социальные и гражданские обязанности • Организовать удовлетворительное физическое проживание Источник: Human development and education, by Robert J. Havinghurst. Copyright © 1953 by Longman, Inc. Печатается с разрешения Longman, Inc., New York. 588 Часть IV. Взрослость Применимы ли данные концепции развития взрослых в новом тысячелетии? Да, но не ко всем. Для многих людей задачи развития периода средней взрослости включают установление холостого образа жизни или создание семьи и воспитания детей, приспособление к взаимодействию с новым спутником после развода или смену профессии, столкновение с ранней отставкой в результате корпоративного «сокращения». Хотя на Западе жизнь большинства людей, как (правило, соответствует временным границам задач развития по Хевингхёрсту, ^настоящее время наблюдается больше исключений, чем когда-либо прежде. Мы опять становимся свидетелями того, что жизненный путь человека во многом зависит от его культурного окружения.
|