Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опыт и мастерство
Итак, некоторые аспекты когнитивного функционирования в среднем возрасте постепенно ухудшаются. В этой связи встает вопрос, как многие люди, особенно те, кто занимает ответственные и руководящие должности, сохраняют профессиональную компетентность? Чем стареющие эксперты отличаются от молодых новичков? При условии того, что человек ведет активную интеллектуальную жизнь, с возрастом, в ходе постоянной практики и совершенствования навыков, он приобретает все больше знаний, как декларативных (знаний фактов), так и процессуальных (знаний процессов, или того, «как следует действовать»). Таким образом, опыт компенсирует ухудшающееся в среднем возрасте когнитивное функционирование. Данное мнение подтверждают результаты многих исследований. Знания экспертов характеризуются системностью; между единицами информации существует больше связей, они выстроены в схемы. Навыки экспертов часто отработаны до автоматизма (глава 7), и, таким образом, они могут переключить свое внимание на восприятие более сложной информации. Однако в то же время некоторые их способности, связанные с памятью и концентрацией внимания, могут ухудшаться. Эксперты быстрее и с большей легкостью распознают типовые задачи и связывают их с подходящими способами решения или адекватными реакциями (Glaser 1987). Данные закономерности характерны для деятельности экспертов в любом виде деятельности: физике, компьютерном программировании, музыке, профессиональной игре в бридж, кулинарии и садоводстве. Несмотря на то что эксперты лучше хранят в памяти ключевую информацию, они справляются не лучше новичков в случае необходимости припомнить неорганизованный, неструктурированный материал, который не привязан к выполнению конкретной задачи. Это мнение иллюстрирует следующее исследование шахматистов. Испытуемых классифицировали по двум парам критериев: взрослые и молодые, а также обладание высокими и средними способностями. Шахматистам предлагались две задачи. Сначала им показывали шахматную доску, на которой была представлена позиция из середины разыгранной партии, и просили запомнить положение каждой фигуры. Молодые игроки выполнили это задание лучше, а уровень профессионализма и способности участников эксперимента не являлись значимым фактором. Затем всех шахматистов просили найти наилуч- Жизненный опыт - один из факторов, позволяющих людям среднего возраста продолжать оставаться продуктивными 676 Часть IV. Взрослость
ший ход. Мастера (независимо от того, каков был их возраст) справлялись с этим заданием намного успешнее. Чтобы сделать верный ход, им не требовалось помнить расположение всех фигур. Их память носила избирательный характер, фиксируя связи между конкретными позициями на доске и оптимальными ходами (Charness, 1981; Salthouse, 1987). Таким образом, опыт не обеспечивает сохранение какого-либо конкретного навыка: обратите внимание, что шахматисты старшего возраста не смогли запомнить расположение всех фигур. Машинистки с большим стажем работы печатают с листа медленнее; архитекторы утрачивают с годами навыки визуальной оценки пространственных отношений (Salthouse et al., 1990). Однако опыт компенсирует эти потери. Более опытный архитектор может почти автоматически определить, какой строительный материал окажется в данном случае наиболее подходящим. Опытная машинистка может сразу охватывать большее количество слов, и скорость печати, таким образом, продолжает оставаться высокой. Подобные компенсирующие факторы позволяют людям в среднем и более позднем возрасте показывать высокие результаты в работе (Salthouse, 1990). Играет здесь свою роль и то, в какой степени окружение человека помогает ему развивать и использовать эти механизмы компенсации. Кроме того, из вышеприведенных данных видно, что процесс развития часто предполагает своеобразный компромисс: по мере того как один навык ухудшается, другой становится лучше (Baltes, 1987). Итак, среди элементов, составляющих профессиональное мастерство, можно назвать непрерывное развитие компетентности; углубленную специализацию; процедурные или практически полезные знания; быстрое узнавание типовых задач и ситуаций, что сводит до минимума необходимость широкого поиска в памяти, а также навыки абстрактного мышления (Glaser, 1987). Наличие большого опыта обычно способствует не только увеличению объема информации, но и лучшей ее организации. Человек постоянно перестраивает свою систему знаний с тем, чтобы повысить их связность, точность и доступность. Данное утверждение справедливо как в отношении общих знаний, например как пользоваться «Желтыми страницами», так и профессиональных, например как эффективно выполнить ту или иную техническую операцию. В когнитивных тестах редко измеряется подобное влияние опыта на знания людей старшего возраста, их способность решать различные задачи (Salthouse, 1987).
|