Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Завершая жизненный цикл
Вне зависимости от того, умирает ли ребенок, хрупкий и болезненный пожилой или среднего возраста человек, смерть становится завершением его жизненного цикла. В конце данной главы (и книги) мы хотели бы поговорить о том, каков смысл этого завершения. Жизненный цикл каждого человека проходит в определенном историческом и культурном контексте. Рождение, первые шаги и слова, школьные годы, взросление, поиск партнера, работа, создание семьи, обретение мудрости и собственной морали — обычные задачи развития. Тем не менее они реализуются на фоне большого разнообразия индивидуальных биологических и культурных особенностей, т. е. наследственности и среды, находящихся во взаимодействии. Благодаря социальным наукам нам многое известно о некоторых общих моделях развития, влиянии на них и распределении их во времени. Однако община, членом которой является человек, может рассказать нам многое об их значении. Обычаи, принятые в некоторых культурах, отчетливо выявляют связи между смертью, рождением и жизненным циклом. Так, например, в традиционной китайской культуре после смерти деда или бабки внук или внучка соответствующего возраста должны были либо жениться или выйти замуж, либо завести ребенка. В иудейской культуре существует обычай называть новорожденного ребенка именем ближайшего умершего родственника. Обновление и преемственность, таким образом, отмечают появлением на свет нового человека. Именно поэтому два, казалось бы, противоположных события — рождение и смерть — оказываются связанными друг с другом и вливаются в бесконечную цепь поколений семьи. Однако независимо от культурного фона смерть и сопутствующие ей явления зачастую придают новый смысл жизни отдельных людей и общины в целом. Когда мы пытаемся осмыслить жизнь и смерть конкретного человека, мы по-новому оцениваем наши собственные приоритеты и ценности. Смерть общественного лидера или публичной фигуры может придать новый смысл ценностям отдельного человека и общества в целом. Тем не менее смерть любого человека порой столь же эффективно помогает по-новому обозначить смысл отваги, преданности, доброжелательности и добродетели как вечных общечеловеческих и личных ценностей. Смерть, как отмечалось в начале этой главы, несмотря на сопутствующие ей обстоятельства, является частью естественного хода вещей. Ее нельзя отрицать, Глава 19. Смерть и умирание 817 она четко определена. Это событие рано или поздно случится с каждым из нас и с каждым из представителей любого биологического вида. Мы всегда будем спорить о том, что ждет нас за порогом смерти, и, возможно, никогда не получим этих знаний научным путем. Тем не менее каждого из нас, как представителя человечества, за порогом смерти ждут новые жизни тех, кто родится после нашего ухода. Краткое содержание главы Размышления и страх смерти • Жители Соединенных Штатов, как правило, отрицают смерть, проявляя в то же время чрезмерную озабоченность ею. • В предшествующие исторические периоды смерть была обычным событием, которое, как правило, происходило дома. В XX веке большинство людей умирало в больницах. • Активное принятие реальности смерти означает соблюдение разумных предосторожностей. • Раньше люди не хотели обсуждать смерть, но сейчас ситуация меняется. • Личное восприятие смерти и культурные традиции зачастую играют решающую роль в том, боится ли человек мыслей о собственном уходе из жизни и озабочен ли он ими.
|