Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компоненты системной организации
В отличие от рефлекторной теории, согласно которой поведение завершается действием, теория ФС не останавливается на действии, а доводит поведение до полезного результата. Живым существам важны не действия, а результаты деятельности, удовлетворяющие их потребности. Системная организация включает следующие компоненты. Результат деятельности ФС поведенческого уровня находится за пределами организма, и для его достижения животные должны осуществлять активную деятельность. Результаты могут быть значимыми биологически (потребности в пище) и социально (в образовании, политические). Пример вставания лосенка. Достигнутый результат фиксирует сложившуюся функциональную систему. Сложившаяся интеграция сразу закрепляется после достижения полезного приспособительного результата. Значение результата деятельности выступает и в экстремальной ситуации. Например, при нахождении людей в закрытом помещении, при гипоксии возникают рефлекторные реакции: оживление, голосовые реакции. В этих условиях прослеживается общая закономерность: сначала проявляются рефлекторные действия, а затем формируется ФС. В системной организации поведенческих актов живые организмы постоянно оценивают достигнутые результаты поведения с помощью обратной афферентации. Обратная афферентация включает информацию о свойствах достигнутых результатов, идущую от различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных, вкусовых, температурных и т. д. Обратная афферентация поступает в ЦНС по различным сенсорным каналам. Функции обратной афферентации: · направление поведения животного, · активное изменение деятельности функциональной системы, · ориентирование животного в пространстве, · активное исправление ошибки деятельности, · перестраивание деятельности при наличии различных препятствий, · включение в поведенческий акт эмоциональных реакций. Биологические потребности порождают биологические, а социальные - социальные мотивации. Потребности и возникающие на их основе мотивации придают поведенческим актам активную направленность. Потребности, лежащие в основе мотиваций, выступают в качестве системоорганизующего фактора построения ФС. Однако потребность и мотивация сами по себе не могут сформировать ФС. Потребность выступает в качестве побудительной энергетической силы, стимулирующей организм к ее удовлетворению. Мотивации принадлежит побуждающая роль в организации всех компонентов системы на достижение результата. Результат консолидирует элементы в ФС. Поведенческие акты все время строятся на основе программирования результатов. Программирование поведения является ведущим системным свойством мозга. Программирование результатов в ФС осуществляет аппарат акцептора результата действия. Программируются: 1. Параметры потребного результата. 2. Параметры среды, ведущие к удовлетворению потребного результата. 3. Параметры среды, препятствующие удовлетворению. 4. Способы достижения потребного результата. В системной организации поведение осуществляется по принципу саморегуляции: от потребности к ее удовлетворению. Схематически весь саморегуляторный процесс поведения может быть представлен следующим образом: начало реакции - организм, испытывающий потребность; ее завершение - удовлетворение этой потребности, т. е. полезный приспособительный результат. Между ними включено поведение, его этапные результаты, направленные на конечный результат, и их постоянная оценка с помощью обратной афферентации. Если рефлекторная организация поведения строится по схеме: стимул - реакция, то системная организация поведения имеет саморегулирующуюся организацию от потребности к ее удовлетворению. Такая организация получила название «системный квант поведения» (К. В. Судаков). Каждый единичный «системоквант» поведения включает: 1. возникновение потребности 2. формирование мотивации 3. мотивация формирует поведение 4. достижение промежуточных результатов 5. удовлетворение исходной потребности 6. оценка результатов с помощью обратной афферентации 7. обогащение программы поведения - акцептора результата действия.
|