![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Закономерности онтогенетического развития
Возраст - это критерий зрелости организма. Зрелость оценивается по физическим показателям, психологической адекватности, социальному опыту, обученности, и гражданской ответственности. Незрелость обнаруживается в период роста и развития. Дефицит в критериях зрелости указывает: 1) на ретардированность - задержку роста и развития, 2) инфантильность - психологическое и социальное отставание, 3) педагогическую запущенность - слабую школьную успеваемость, 4) на отклоняющееся поведение - гражданскую незрелость, безответственность. Возраст оценивается по сумме показателей. Календарный возраст - это формализованный возраст, указывающий на дату рождения и количество прожитых лет. Этот критерий не дает представления об индивидуальных возможностях и потенциале организма. Биологический возраст отражает зрелость организма на анатомическом, физиологическом и функциональном уровне. Биологический возраст - базовый показатель, определяющий потенциал организма при различных видах нагрузки. При оценке биологического возраста различают три его типа: акселерантный, медиантный, ретардантный. Акселерация указывает на ускоренное развитие по сравнению со стандартными показателями календарного возраста. Медианты - соответствие стандартно-календартным параметрам. Ретардированность оценивается по задержке роста и развития на фоне сверстников. Психологический возраст раскрывает зрелость личности на уровне сознания и самосознания с устойчивыми чертами характера. Психологический возраст определяется по адекватности восприятия и поведения, самооценке, оценке окружающего мира и людей, умению организовывать свою деятельность. Социальный возраст оценивается по статусу в общественной жизни и ролевой функции в семье, обществе и государстве. Показателем социального возраста служат владение этическими, моральными и нравственными нормами. Социальный возраст сопряжен с образованием. Школьный возраст подразумевает готовность и способность ребенка обучаться по стандартной программе школьного образования в соответствии с годом обучения. По мере взросления ребенок наращивает свой потенциал, но темпы взросления зависят от интеграции всех возрастных аспектов (биологического, психологического, социального, гражданского, школьного). Точкой отсчета и коррекционной ориентацией служит календарный возраст. Биологический возрастной критерий в системе других возрастных критериев потенциала здоровья отражает взаимосвязь организма с внешней средой (схема 2). Гармония и соотнесенность возрастных критериев - необходимое условие и основной фактор сохранения и поддержания здоровья. Морфофункциональная зрелость организма обеспечивает выносливость при нагрузках. Гомеостаз (относительная стабильность, сбалансированность внутренней среды) регулирует адаптивный диапазон, поддерживает оптимальное состояние организма. Адаптивность характеризует физиологический, психофизиологический и психологический потенциал. Резистентность имеет прямое отношение к физиологической динамичности и активности организма. Эмоциональная устойчивость и психологическая адекватность снижают стрессорность, сохраняют комфортность организма. В современных условиях зримо явное несоответствие среды и потенциала организма. Применительно к растущему организму принципиальным является разбалансированность нагрузки с потенциалом организма (несоответствие). Существующая система воспитания и образования ограничивает имеющийся достаточно широкий размах потенциала и возможностей развивающегося организма, воздействуя на ребенка в прессинговом режиме однонаправленного характера (уч. деят-ть). Широкая распространенность детских болезней, снижение уровня здоровья населения следует рассматривать как симптом реакции здорового организма на нереализованность адаптивного потенциала при дефиците активных видов деятельности. Болезнь - это сигнал о неблагополучии, и это нормальная реакция организма, приспосабливающегося к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
а) Наследственный Средовые аппарат факторы î í Физиологические í процессы î Здоровье Адекватность î í Функциональные возможности ê БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ б) Биологический Сознание возраст î í Опыт ê Самореализация ê ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ в) Биологический Психологический возраст возраст î í Социальная активность ê СОЦИАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ г) Биологический Психологический возраст î í возраст Социальный возраст ê Мотивация ê ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ д) Календарный Психологический Социальный возраст возраст возраст î ê í Самосознание ê ГРАЖДАНСКИЙ ВОЗРАСТ Для поддержания здоровья необходимо: 1) обеспечить комфортность условий деятельности, 2) развивать и накапливать резервы организма, 3) достичь высокой умственной и физической работоспособности, 4) подбирать адекватные умственные и физические нагрузки, 5) соблюдать индивидуальную длительность и режим деятельности. Неадекватность нагрузок, хроническая стрессорность, напряжение адаптивных механизмов создают дискомфорт, порождающий дезадаптацию. В раннем возрасте при достаточно большом потенциале здоровья ограничены возможности удовлетворения потребностей, что определяет границы здоровья, и дети попадают в группу риска. Таким образом, дети зависимы от среды. Выявлены периоды повышенного риска. Периоды риска обусловлены возрастными особенностями: - ограниченностью биологичееского потенциала, - напряженностью функциональных систем, - незрелостью психофизиологического состояния, - писхологической стессорностью, - социальным статусом зависимого человека. Природа человека многоаспектна: биологическое содержание, психофизиологический потенциал, биосоциальные качества, психосоциальный опыт. Выявлены периоды доминирования биологических показателей, от которых зависит потенциал здоровья: 1-3, 5-7, 8-9 лет. Таким образом, максимальное поддержание биологической природы подростка, смягчение и терпимость к другим параметрам формирующегося организма позволит не только сохранить потенциал, но и приумножить резерв здоровья. В онтогенезе регистрируются этапы развития, когда организм проявляет большую зависимость от среды, повышенную уязвимость - раннее детство 1, 3-5 и 7-8 лет. Знания этих возрастных особенностей возрастной динамики необходимы не для ограничения деятельности организма, а для бережного отношения к здоровью в " период уязвимости". Бережное отношение надо понимать как адекватность нагрузок, комфортность, динамичность, реализацию потенциала, здоровый образ жизни, сезонную и возрастную активность. Адаптация - это приспособление посредством реализации потенциала организма. Адаптация имеет возрастные и половые особенности. Ситуативная кратковременная адаптация более приемлема для ранних этапов онтогенеза и мужского организма на всех возрастных этапах. Долговременная адаптация, соадаптация характеризуют более зрелые механизмы, а также свойственны женскому организму на протяжении всего онтогенеза. На ранних этапах онтогенеза выражена предрасположенность к инфекционным заболеваниям, болезням дыхательных путей, гельминтозам, неврозам, дисфункции кишечника, аллергическим заболеваниям, диатезам.
|