Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема № 8. Третейский судСтр 1 из 4Следующая ⇒
Понятие третейского суда определено в ст. 1 Закона: Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора). Организационное единство должно быть присуще любому третейскому суду, только в одном случае оно закрепляется в уставе и регламенте (постоянно действующий третейский суд), в другом случае - лишь в третейском соглашении (третейский суд для разрешения конкретного спора). Признак организационного единства позволяет отграничить формы третейского разбирательства от иных альтернативных форм разрешения споров. Организационное единство третейского суда может выражаться в форме создания самостоятельного юридического лица. В таком случае речь идет о постоянно действующем, институционном третейском суде. Постоянно действующий третейский суд будет обладать всеми признаками юридического лица как организация, которая имеет обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, осуществляет ряд имущественных и личных неимущественных прав, исполняет обязанности, а также само может быть истцом и ответчиком в любом другом суде. Организационное единство третейского суда, создаваемого для разрешения конкретного спора, не имеет такой определенности. Сама организация касается рассмотрения спора и определяется в арбитражном соглашении, подписанном сторонами спора, а также положениями Закона (ч. 2 ст. 4). Но в любом случае такая нормативно закрепленная обязательность организационного единства отличает третейские формы рассмотрения спора от иных альтернативных методов разрешения конфликтов и ставит третейское правосудие на высшую ступень в иерархии способов и форм разрешения споров. Цель, для которой создается третейский суд - разрешение споров. Отсюда возникает еще одна качественная характеристика третейской судебной организации: споры, составляющие предмет третейского разбирательства, должны носить правовой характер, т.е. являться спорами о правах и обязанностях лиц. Правовой характер споров подчеркивает судебную природу третейского разбирательства. Вместе с тем, Закон о ТС прямо определяет, что третейские суды не входят в судебную систему Республики Беларусь. Это не означает, что третейский суд не взаимодействует с определенными звеньями судебной системы. Например, принудительное исполнение решений третейских судов осуществляется по правилам гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства (ч. 2 ст. 50 Закона), т.е. по правилам исполнительного производства общих и хозяйственных судов. С другой стороны, исключение третейских судов из судебной системы Республики Беларусь делает третейскую судебную систему более независимой. Так, при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение общий суд и хозяйственный суд не могут пересматривать решение третейского суда (ч. 10 ст. 50 Закона о ТС). Сама же отмена решения третейского суда возможна лишь по ограниченному кругу оснований, не касающихся существа третейского рассмотрения спора (ст. 47 Закона). В основе классификации третейских судов лежат следующие критерии: - временной: постоянно действующий третейский суд создается на неопределенное время; третейский суд по конкретному спору функционирует лишь в пределах времени, необходимого для разрешения только одного конкретного спора; - объектный; постоянный третейский суд предназначен для рассмотрения неограниченного количества споров между различными сторонами; третейский суд временного характера может рассмотреть лишь один конкретный спор между обратившимися сторонами, после чего его функционирование прекращается. В международной практике принято такое деление: институционный суд (постоянный действующий арбитраж) и суд ad hoc (разовый суд, «для данного случая»). Постоянно действующие третейские суды в Республике Беларусь могут создаваться как суды общей компетенции, принимающие к своему производству споры самого различного рода, и как специализированные суды, рассматривающие строго определенные для каждого из таких судов категории дел - спортивные, торговые, патентные и т.д. Это не исключает возможности обращения за рассмотрением той или иной специфической категории л в третейские суды общей компетенции. Разделение третейских судов на две эти формы основано на очень простом классификационном критерии - сроке действия третейского суда. Если третейский суд создается на неопределенный срок и не ограничен в своей деятельности разрешением одного спора, такие третейские суды рассматриваются как постоянно действующие. Если же третейский суд создается исключительно с единственной целью - для разрешения конкретного спора и прекращает свое существование с выполнением этой задачи, он рассматривается как третейский суд ad hoc, разовый третейский суд, созданный для рассмотрения одного спора. После разрешения такого спора и принятия по нему решения суд ad hoc прекращает свое существование. Постоянно действующие третейские суды действуют на основании регламентов и положений, утверждаемых организациями - учредителями третейского суда. Суды для разрешения конкретного спора наиболее существенным образом отличаются от постоянно действующих третейских судов как раз тем, что они не имеют правил третейского разбирательства. Восполнять этот пробел приходится спорящим сторонам, которые либо самостоятельно устанавливают такую процедуру, либо присоединяются к регламентам постоянно действующих третейских судов. В суде ad hoc нет фиксированных ставок размеров гонораров третейских судей, что отличает его от постоянно действующих третейских судов. Соответствующее вознаграждение третейским судьям определяется исключительно соглашением сторон. В отличие от постоянно действующего третейского суда третейский суд для разрешения конкретного спора не имеет места нахождения, в котором осуществляется администрирование его деятельности.
Таким образом:
1. Третейский суд может существовать лишь в форме определенного организационного единства, что отличает третейское правосудие от иных альтернативных форм разрешения споров. 2. Целью создания и деятельности третейского суда является разрешение спора (споров), правовой характер которого (которых) определяет судебную природу третейского разбирательства. Данный тезис подтверждает то, что третейские суды также входят в судебную систему страны в широком смысле слова, хотя и исключены из системы судов, определенной Кодексом о судоустройстве и статусе судей. Деятельность третейского суда основывается на принципах: законности, означающей, что при разрешении споров третейские судьи руководствуются нормами Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь; независимости, означающей, что при разрешении споров третейские судьи независимы, принимают решения в условиях, исключающих какое-либо воздействие на них; состязательности и равенства сторон, означающих, что стороны в третейском разбирательстве наделены равными правами и обязанностями; автономии воли сторон, означающей, что стороны по предварительному согласованию между собой имеют право самостоятельно решать вопросы, касающиеся порядка третейского разбирательства по возникшему спору; конфиденциальности, означающей, что участники третейского разбирательства не вправе без согласия сторон разглашать сведения, ставшие им известными в ходе третейского разбирательства; соблюдения права сторон на юридическую помощь; содействия сторонам в достижении ими мирового соглашения на любой стадии третейского разбирательства; обязательности для сторон решений третейского суда, означающей, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решения третейского суда; окончательности принятых третейским судом решений, означающей, что они не могут быть обжалованы в рамках третейского разбирательства; возмездности деятельности третейских судей, означающей, что за свою деятельность по разрешению спора третейские судьи имеют право получить вознаграждение. Деятельность третейских судей не является предпринимательской.
|