Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутренние факторы, влияющие на поведение покупателей
На поведение потребителей оказывают влияние следующие внутренние факторы. 1. Типы поведения потребителей Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. Существуют различные подходы к классификации потребителей. В качестве основных показателей используются: - доминантность психических процессов; - отношение к товарам и услугам; - способность к риску. В зависимости о доминантного участия процессов мышления и восприятия в формировании поведения выделяют рациональный и иррациональный типы потребителей. Потребителей классифицируют также и по их отношению к товарам и услугам:
Кроме того, выделяют группы потребителей, способных к риску и избегающих его:
2. Персональные ценности и потребительское поведение Ценности представляют собой убеждения людей, эталоны должного поведения в тех или иных ситуациях. Выделяют личные и социальные ценности. Социальные ценности — это должное с точки зрения общества поведение. Личные ценности — это эталоны поведения конкретного человека. Ценности, господствующие в стране, называются национальным характером, который представляет собой устойчивые личностные характеристики, присущие представителям данной нации. 3. Стиль жизни потребителей Стиль жизни — это образ жизнедеятельности человека, включающий в себя его интересы, мнения, виды предпочитаемой деятельности. Стиль жизни влияет на потребности, отношения потребителей и, соответственно, определяет поведение на рынке.
4. Когнитивные процессы, формирующие поведение потребителей Когнитивные процессы — это процессы восприятия и переработки информации. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память и др. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии стимулов на органы чувств (цвет, форма, величина, звук, вкус, боль, голод, жажда и др.). Основными видами ощущений являются: обоняние, вкус, зрение, осязание и слух. Восприятие — это отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком либо объекте. Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Восприятия, мысли и чувства не исчезают бесследно, а остаются в виде тех или иных образов памяти, называемых представлениями и понятиями, которые включаются в последующую психологическую деятельность. В регуляции поведения потребителей участвуют и эмоции. Эмоции – субъективные состояния человека, возникающие в ответ на воздействие внешних или внутренних сигналов и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний. Существует два вида эмоций: положительные и отрицательные, которые имеют качественных различия. 5. Мотивация потребительского поведения Мотивация – побудительная причина к направленному действию. Выделяют два вида мотивации: - внутренняя мотивация, которая связана с личностными характеристиками; - внешняя мотивация, которая обусловлена внешними стимулами и обстоятельствами. Мотивационный процесс протекает в несколько этапов. - формирование потребности. - формирование мотива целенаправленного поведения, выбор и принятие решения. - выбор конкретных программ действия и формирование намерений. Выделяют следующие мотивы потребительского поведения: 1. Утилитарный. 2. Эстетический. 3. Мотив престижа. 4. Мотивы достижения, уподобления. 5. Мотив традиции. Поведение потребителей в отношении большинства товаров движимо несколькими мотивами. Выделяют мотивы декларированные, или заявленные, и латентные, или скрытые. Задача маркетолога состоит в определении комбинации мотивов, влияющих на целевой рынок.
|