Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Встреча весны
Встреча весны
Обряды на Масленицу
Земледельческие обряды
Обряды на Вербное воскресенье
Обряды в «чистый» четверг
Обряды на Пасху
Обряды на Красную горку
Обряды на Радуницу
Обряды на Троицу
Встреча весны
Между языческой Масленицей и христианской Пасхой пролегало шесть долгих недель. Именно на эти недели приходились обряды встречи весны. На Руси всегда приветствовали наступление весны особыми обрядами. Например, в Смоленской губернии весну встречали так: дети, девушки и пожилые женщины залезали на крыши домов, сараев и «кликали» весну:
Красная весна, Что нам несешь? Другие отвечали: Красное лето, Теплое лето.
В Тульской губернии «закликали» весну следующим обрядом: перед захождением солнца все крестьяне собирались на улице и шли на ближайший холм, поворачивались лицом к востоку, читали молитву, а потом становились в хоровод. Избранная девушка, держащая в одной руке хлеб, вдругой – красное яйцо, запевала:
Весна красна! На чем пришла? На чем приехала? На сошечке, На бороночке.
Потом все остальные запевали хороводную песню:
Как и все девки на улице, И все красные на широкой; Одной девки нет: Сидит она во тереме, Ширинку шьет золотом, Узду вяжет тесьменную. – Ах, горе великое! Кому то достанется? – Достанется моему суженому, Моему ряженому.
Происхождение обрядов встречи весны следующая: «первобытный земледелец не до конца понимал закономерности смены времен года. Не исключалась возможность, что зима будет длиться вечно, а весна не наступит. В предотвращение такого бедствия весну призывали и пытались путем обрядов вызвать ее возвращение. Начало весны связывали с прилетом птиц, причем полагали, что птицы приносят ее с собой. Слова «как птицы прилетят, так и теплота у нас пойдет» означают не только последовательность событий, но выражают представление о причине и следствии. Очень подробно весь этот обряд для Калужской области описан М. Е. Шереметьевой. Чтобы вызвать прилет птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилет изобразить, имитировать его. Главное средство заклинания весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Форма этих птиц, описывается различно. Их делали с растопыренными крыльями, т. е. изображали их летающими, из пресного, обычно ржавого теста. В ХIХ в. праздник окликания весны был уже преимущественно праздником детским. Птиц этих давали детям. С ними дети забирались на какое – нибудь возвышенное место или залезали на деревья, или сажали их на забор. М. Е. Шереметьева пишет: «Влезают с «птушками» на повети, на пеледы, на крыши сараев, овинов и оставляют их там; сажают их на костры (кучи дров и хвороста на усадьбах), на лозы, на ракиты, на рябины, на дубы; на плетни, в садах на яблони; (…) жаворонков кладут также на землю, на проталинки – на холмах, курганах». Но есть и другие излюбленные места, куда направляются с птицами. М. Е. Шереметьева сообщает, что на сороки в 10 – 11 час. Утра ребята гурьбой с печеными жаворонками направлялись на огороды, на «зада», к гумнам, к ригам, в поле и т.д., т.е. избирали места поближе к хранилищам хлеба. Куликов нитками привязывали к шестам и ставили их на огородах. Ветер раскачивал их, так что они представлялись как бы летящими; при этом дети пели песни, называемые веснянками. Иногда птиц подбрасывали вверх.»
|