Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показателей в изучении коммерческой деятельностиСтр 1 из 2Следующая ⇒
ОБОБЩАЮЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ОБОБЩАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ИЗУЧЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляют собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения. Эти статистические величины характеризуют объемы изучаемых процессов (численность работников, объем товарооборота), их уровни (например, уровень производительности труда работника торговли), соотношение (например, между продавцами и другими категориями работников магазина) и т.д. В практике исчисляются разнообразные статистические показатели, относящиеся ко многим сторонам жизни общества. Статистические показатели, отображая экономические категории, имеют взаимосвязанные количественную и качественную стороны. Качественная сторона показателя отражается в его содержании безотносительно к конкретному размеру признака, например в раскрытии того, что представляют собой согласно экономической теории розничный товарооборот, издержки обращения и т.д. Количественная сторона статистического показателя - это его числовое значение. Например, объем розничного товарооборота магазина в изучаемом году составил 10, 5 млн руб. Статистические показатели выполняют ряд функций и прежде всего познавательную и управленческую (контрольно-организаторскую). Однако некоторые из них (экономические), кроме того, выполняют стимулирующую функцию. *Познавательная функция статистических показателей заключается в том, что они характеризуют состояние и развитие изучаемых явлений, направление и интенсивность процессов, происходящих в обществе. * Обобщающие показатели служат базой анализа и прогнозирования социально-экономического развития отдельных районов, областей, регионов и страны в целом. *Изучая количественную сторону явлений, познавая ее, экономист анализирует качественную сторону объекта, проникает в его сущность. *Статистический показатель выполняет также важную управленческую функцию, суть которой состоит в том, что он является важнейшим элементом процесса управления на всех его уровнях. В связи с переходом на рыночные отношения эта роль статистических показателей возрастает. Усиливается контроль за ходом выполнения договоров и другими сторонами деятельности предприятий, связанными с качеством обслуживания покупателей и экономическими результатами работы коллективов магазинов. Многообразие функций и целей, которые выполняют статистические показатели, определяет их виды.
Показатели, исчисляемые в статистической практике, можно подразделить на группы по следующим признакам: 1) по сущности изучаемых явлений. Статистические показатели бывают объемные, характеризующие размеры процессов(объем товарооборота), и качественные, выражающие собой количественные соотношения, типичные свойства изучаемых совокупностей (например, уровень производительности труда); 2) по степени агрегирования явлений. Статистические показатели подразделяются на индивидуальные, характеризующие единичные процессы, и обобщающие, отображающие совокупность в целом или ее части; 3) в зависимости от характера изучаемых явлений. Среди статистических показателей выделяют интервальные и моментные. Данные, выражающие развитие явлений за отдельные периоды времени, являются интервальными показателями, например товарооборот за месяц, квартал, год. Они характеризуют процесс изменения признаков. К моментным показателям относят те из них, которые отражают состояние явления на определенную дату(момент). Это может быть величина товарных запасов, число пред приятий на начало или конец периода. Если показатели процесса (интервальные) можно суммировать, то данные, приведенные на конкретную дату, складывать чаще всего нецелесообразно. Чтобы статистические показатели правильно отражали uзучаемые явления, необходимо выполнять следующие требования: 1) опираться при их построении на положения экономической теории, а также на статистическую методологию и опыт статистических работ управления торговлей; стремиться к тому, чтобы показатели выражали сущность изучаемых явлений и давали им точную количественную оценку; 2) добиваться полноты информации как по охвату единиц изучаемого объекта, так и по комплексному отображению всех сторон протекаемого процесса; 3) обеспечивать сравнимость статистических показателей посредством единообразия исходных данных в пространственном и временном отношениях, а также применяя одинаковые единицы измерения; 4) повышать степень точности исходной информации, на основе которой исчисляются показатели, так как данные достоверны только в том случае, если они полностью совпадают с действительными размерами процессов, правильно характеризуют их содержание. С достоверностью данных связано понятие точности, которую обычно отождествляют с областью неопределенности результата измерения, предполагающего допустимые пределы действительного размера величины изучаемого явления. Это требование дополняется понятием надежности оценки точности, основывающейся на определенной степени вероятности, поскольку размер отклонений в пределах поля допуска всегда связан с вероятностью. Статистические показатели, являясь отражением объективной действительности, взаимозависимы. Поэтому они обычно рассматриваются не отдельно друг от друга, а в определенной связи, поскольку по одному показателю, характеризующему только одну или несколько сторон явления, нельзя составить цельное представление об изучаемом процессе. Например, для характеристики деятельности магазина необходимо рассмотреть несколько показателей (объем товарооборота, основные фонды и др.), которые, находясь в определенной взаимосвязи, и образуют систему статистических показателей.
В основе разработки систем показателей должны лежать глубокое знание сущности анализируемого объекта и четко сформулированная целевая установка процесса исследования с выделением основного звена во всей совокупности показателей. В магазине важнейшим показателем, вокруг которого группируются другие, является товарооборот. К требованиям научности систем показателей относится также взаимная их связь друг с другом, обусловленная логикой реальных процессов, протекаемых в торговле, содержанием коммерческой деятельности. Системы статистических показателей имеют разный масштаб, например, они характеризуют деятельность магазина, ассоциации, торговли района, области и т.д. Кроме того, выделяются подсистемы показателей, с помощью которых изучаются отдельные сферы деятельности предприятий отрасли, например подсистема показателей по труду, материальным ресурсам, финансовым средствам и др. Как бы ни была хороша система показателей, она не дает однозначной характеристики исследуемого объекта. Поэтому возникает потребность в поисках таких интегральных или комплексных показателей, которые бы отражали изучаемую совокупность в целом. В последнее время статистикой предложен целый ряд обобщающих показателей, например для оценки социально-экономической эффективности деятельности предприятий и качества их работы. Содержание названных и других показателей, методика их расчета рассматриваются в других главах.
2. АБСОЛЮТНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АБСОЛЮТНЫХ ВЕЛИЧИН Абсолютные величины, выражающие размеры (уровни, объемы) явлений и процессов, получают в результате статистического наблюдения и сводки исходной информации. Их широко используют в практике торговли, применяют в анализе и прогнозировании коммерческой деятельности. На их основе составляют хозяйственные договоры, оценивают объем спроса на конкретные товары, изделия и т.д. Практически статистическая информация начинает формироваться с абсолютных величин, ими измеряются все стороны общественной жизни. Значение этих величин на современном этапе возрастает, поскольку необходимо знать и обеспечивать увязку товарных ресурсов с доходами населения, сбалансированность спроса покупателей на конкретные товары с возможностью их производства и т.д. По способу выражения размеров изучаемых явлений абсолютные величины подразделяются на индивидуальные и суммарные, которые представляют собой один из видов обобщающих величин. Индивидуальными называют абсолютные статистические величины, характеризующие размеры признака у отдельных единиц совокупности (например, размер заработной платы отдельного работника, вклада гражданина в определенном банке и т.д.). Они получаются непосредственно в процессе статистического наблюдения и фиксируются в первичных учетных документах. В отличие от индивидуальных суммарные абсолютные статистические величины характеризуют итоговое значение признака по определенной совокупности объектов, охваченных статистическим наблюдением. Они являются суммой количества единиц изучаемой совокупности (численность совокупности) или суммой значений варьирующего признака всех единиц совокупности (объем варьирующего признака). Абсолютные величины - всегда числа именованные, имеющие определенную размерность, единицы измерения. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, денежные (стоимостные) и трудовые единицы измерения.
Натуральные единицы измерения в большинстве своем соответствуют природным или потребительским свойствам предмета, товара и выражаются в физических мерах веса, мерах длины и т.д. Так, продажа мяса измеряется в килограммах (кг), тоннах (т), жидких продуктов - в литрах (л), декалитрах (дкл), обуви - в парах. Иногда одна натуральная единица измерения недостаточна для характеристики изучаемого явления. В подобных случаях используют вторую единицу в сочетании с первой. Поэтому в практике натуральные единицы измерения могyт быть составными. Так, трудовые затраты в торговле измеряются числом работников и количеством человеко-часов (чел.-ч), человеко-дней (чел.-дн.), работа транспорта выражается в тонно-километрах (ткм). В статистике применяют и условно натуральные единицы измерения при суммировании количества различных товаров, продуктов. Такие единицы получают, приводя различные натуральные единицы к одной, принятой за основу, эталону. Прuмер. В консервной промышленности емкость банки, равной 353, 4 см3, принята за условную. Если завод выпустил 200 тыс. банок емкостью 858, 0 см3, то объем производства в пересчете на условную банку равен 480 тыс. (858, 0 см3: 353, 4 см3. 200 тыс.). В статистике применяют и абсолютные показатели, выраженные в условно-натуральных единицах измерения (например, различные виды топлива пересчитываются в условное топливо, тракторы в парк - в эталонные тракторы). Cтоймостныe единицы измерения используются, _например, для выражения объема разнородной продукции в стоймостной (денежнoй) форме - рублях. В стоимостных единицах выражают валовой выпуск продукции, доходы населения и др. При использовании стоимостных измерителей принимаютво внимание изменение цен с течением времени. Этот недостаток стоймостных измерите-лей пpeодолевают применением «неизменных» или «сопоставимых» цен одного и того же пeриода. В трудовых единицах измерения (человеко-днях, человеко-часах) учитываются общие затраты труда на предприятии, трудоемкость отдельных операций технологического цикла. В практической деятельности торговли при отсутствии необходимой информации абсолютные величины получают расчетным путем. Так, разность валового товарооборота и оптового равна размеру розничного оборота. Можно для этих целей использовать и балансовую взаимосвязь показателей товарооборота, характеризующую движение товаров: запасы на начало периода (З) плюс поступление товаров (П) равняются реализации (Р) плюс запасы товаров на конец периода (З). Например, запасы на начало периода рассчитываем по схеме: Зн=Р+Зк-П; или Зк=Зн+П-Р и т.д. На рынках объем завезенных продуктов рассчитывают следующим образом: количество привезенных мешков, ящиков, бочек умножают на вес каждого из них. Прuмер. Вес картофеля в мешке составляет в среднем 50 кг, завезено их на рынок 1000 шт. Соответственно общий привоз этого продукта составит 50 т (50 кг. 1000 шт.).
---
|