Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое обустройство придорожных ландшафтов






Строительство и эксплуатация автодорог оказывают столь значительное воздействие на состояние окружающей среды, что становится очевидной необходимость уменьшения отрицательного эффекта этого вмешательства человека в природу с использованием всех имеющихся в распоряжении средств, в том числе и мероприятий по формированию и эстетическому оформлению ландшафтов.

Дорожное строительство требует больших земельных площадей. Значительная часть их приходится на склоны насыпей, придорожные полосы, ограниченные подъездными дорогами пространства и другие территории, которые могут быть озеленены. Закладка придорожных зеленых насаждений имеет большое значение при формировании ландшафта. Она далеко выходит за пределы обычного окаймления дороги рядами насаждений. Занятые насаждениями придорожные территории должны использоваться в интересах обеспечения безопасности дорожного движения, привлекательности внешнего вида и защиты биологической жизнеспособности ландшафта и, не в последнюю очередь защиты человека. Кроме того, надлежащее размещение придорожной растительности, т.е газонов, деревьев и кустарников, обеспечивает значительное сокращение затрат на уход и поддержание в порядке полотна дороги. Все древесно-кустарниковые насаждения, укоренившись на месте посадки, требуют минимального ухода.

Задачи создания придорожных насаждений включают:

1. задачи обеспечения эксплуатации дороги и безопасности участков движения (например, создание системы ориентиров вдоль дороги, защиты от ослепления и от ветра).

2. задачи обеспечения надежности дорожных сооружений (например, защита от эрозии почвы, использование насаждений в качестве конструктивного материала, укрепление насыпей);

3. задачи ландшафтного строительства: увязка дорожных сооружений с окружающим пространством, защита окружающей среды от отрицательных последствий дорожного движения, меры по предотвращению нарушений равновесия в природе и т.п.

Включение строящегося участка автомобильной дороги в существующий ландшафт является целью природоохранной деятельности. Для этого необходим следующий комплекс мероприятий:

2. Выбор трассы дороги.

3. Формирование рельефа местности, т.е. обустройство склонов придорожных насыпей.

4. Сохранение растительности.

5. Закладка новых насаждений.

6. Компенсационно-восстановительные работы.

Рассмотрим каждый из пунктов поподробнее.

Закладка древесно-кустарниковых насаждений. Размещение посадок деревьев и кустарников в придорожной полосе осуществляется с учетом целого ряда факторов.

1. Формирование структуры ландшафта. Интересы формирование структуры ландшафта требуют, как правило, лишь небольшого количества древесно-кустарниковых насаждений. При удачной прокладке трассы дорожного полотна и создании откосов привлекательной формы достаточно лишь нескольких групп деревьев и кустарников в придорожной полосе для обеспечения включения автодороги в структуру окружающего ландшафта.

2. Использование растений в качестве конструкционного материала. Интересы инженерно-биологического укрепления земляных сооружений и склонов равным образом требуют закладки сплошных древесно-кустарниковых насаждений. Только деревья и кустарники с корневой системой, глубоко проникающей в почву, обеспечивают достаточную защиту от оползней и смыва грунта, камнепада и других видов эрозии почвы.

3. Важной функцией придорожных древесно-кустарниковых насаждений является обеспечение удобства езды для участников дорожного движения. Это осуществляется, например, высадкой высокорослых деревьев, обеспечивающих трассу дороги на участках с ограниченной видимостью (создание ориентиров); разнообразием придорожного пейзажа на длинных и прямых участках, что позволяет избежать утомляющей водителя монотонности при езде; четким выделением насаждениями внешней стороны поворотов, создание из насаждений «оптического тормоза» в местах пересечения с другими дорогами. Высокие, ограничивающие пространство насаждения справа и слева от дорожного полотна способствуют ощущению безопасности при езде. На участках дороги, пролегающих в выемках, этот эффект достигается расположенными вдоль дорожного полотна откосами, а на участках, пролегающих по насыпи, тот же эффект может быть обеспечен древесно-кустарничковыми насаждениями.

4. Факторы, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Это защита от ветра, снежных заносов и ослепления

5. При закладке полос обычно используются молодые саженцы деревьев и кустарников, которые высаживаются относительно плотно (1, 0-2, 5 штуки на 1 кв.м.); с целью облегчения ухода за ними их высаживают рядами. При таком способе примерно через 4 года формируются густые древесно-кустарничковые насаждения.

В состав придорожных древесно-кустарничковых насаждений включают быстрорастущие авангардные виды деревьев, которые, обеспечивая затенение почвы, улучшение ее качества и формирование микроклимата способствуют развитию других растений. Авангардные породы высаживают поодиночке, равномерно располагая их по территории. Затем разросшиеся авангардные породы удаляют из состава насаждений, чтобы не допустить подавления основной растительности.

Посадка деревьев вдоль дорог осуществляется в виде аллеи. Такие насаждения обладают рядом преимуществ: их просто сформировать, они требуют мало места, чрезвычайно эффективны с точки зрения формирования ландшафта и обеспечивают удобную систему оптических ориентиров для водителей. Однако, несмотря на все преимущества, в современном дорожном строительстве создание таких аллей ограничено.

Подбор видов деревьев и кустарников в придорожном строительстве производится как с учетом соответствия их условиям произрастания, так и с учетом картины ландшафта с целью оптимального вписания дороги в структуру местного пейзажа. Кроме того, на основе подбора видового состава растительности можно создавать ландшафты определенных типов, например, дубово-березовый ландшафт, включающий дуб, березу, рябину, сосну или долинные ландшафты, включающие иву, тополь, ясень, ольху и т.д. в любом случае следует избегать монотонных смесей «проходных» видов деревьев и кустарников.

6. Наряду с созданием древесно-кустарничковых насаждений на придорожных полосах высевают еще и травянистые растения. Растительный покров в виде газонов создают на боковых придорожных пространствах (обочинах), открытых участках придорожной полосы на поворотах, нижних краях выемок, открытых треугольных участках местности у въездов и выездов на автомагистралях, в зонах водосборных кюветов и на участках дорог, позволяющих водителю видеть местность. Разбивка газонов осуществляется преимущественно высевом, причем часто используется гидросев.

7.В течение первых лет после посадки используют весь арсенал средств, стимулирующих рост деревьев и кустарников. В состав комплекса работ по уходу за насаждениями на начальной стадии их развития входят полив, внесение удобрений, подсадка и борьба с конкурирующими растениями, уничтожение сорняков. Сформировавшиеся насаждения могут обходиться без какого-либо ухода в течение многих лет. Вмешательство в процессе развития насаждений необходимо в том случае, если при их закладке использовались авангардные породы деревьев.

Цель всех мероприятий по уходу за древесно-кустарничковыми насаждениями – обеспечение сомкнутости растительного покрова. Эта цель достигается путем обрезки и прореживания. Напротив, придорожные деревья, образующие аллеи, требуют формирования оголенной нижней части ствола и высокого основания кроны. Это требование предъявляется прежде всего к деревьям, растущим недалеко от проезжей части дороги. Интересы эксплуатации дороги требуют соблюдения контуров «высоты в свету» 4, 5 м над уровнем дорожного полотна на расстоянии 0, 5 м от края проезжей части. Все, что вторгается в пределы этого профиля, подлежит удалению.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал