Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
III. Результаты анализа объекта экспертизы.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
комиссии государственной экологической экспертизы Министерства охраны природы РС(Я) по материалам, обосновывающим продление срока действия положительного заключения ГЭЭ N 616 от 18.12.2001г. по ТЭО-ПРОЕКТУ «Обустройство участка ОПЭ Талаканского газонефтяного месторождения», представленному ОАО ННГК " Саханефтегаз", разработанному институтом " ТомскНИПИнефть"
26.02.2002 г. N 56 г. Якутск
Экспертная комиссия, образованная приказом УГЭЭ N 54 от 26.02.2002г., рассмотрела материалы, обосновывающие продление срока действия положительного Заключения ГЭЭ N 616 от 18.12.2001г. по ТЭО-ПРОЕКТУ «Обустройство участка ОПЭ Талаканского газонефтяного месторождения», представленному ОАО ННГК " Саханефтегаз", разработанному институтом " ТомскНИПИнефть"
I. Предмет рассмотрения.
На рассмотрение комиссии государственной экологической экспертизы представлены следующие материалы:
- письмо-обоснование от 05.11.02г. № 3401/05 вице-президента ННГК «Саханефтегаз» А.И. Матвеева и.о. министра охраны природы РС(Я) В.И. Архипову
- Ответы ОАО «Томкнефтехим» на замечания государственной экологической экспертизы РС (Я) к разделу ООС и ОВОС по ТЭО-проекту «Обустройство участка ОПЭ Талаканского ГНМ»
II. История вопроса и содержание материалов.
Ответы
на замечания государственной экологической экспертизы РС (Я)
(приложение 6) к разделу ООС и ОВОС по ТЭО-проекту «Обустройства участка ОПЭ Талаканского ГНМ
Замечания экспертной комиссии
| Ответы ОАО «Томкнефтехим»
| 1.Необходимо пояснить, как в
условиях грубой планировки
поверхности на этапе биологической рекультивации (Том 15, книги 1, 2) будет осуществляться внесение минеральных удобрений и посев многолетних трав? Тем более при закреплении откосов автодорог.
Технологическая схема не прописана. Лучше осуществлять посев районированных сортов многолетних трав (регнерия ленская,
волоснец сибирский и др.).
| 1. Укрепление откосов автодорог должно
выполняться согласно " Технологическим
картам трудовых процессов. Строительство автомобильных дорог ", в которых указаны типы машин и механизмов и способы их применения. В рабочей документации будет учтена рекомендация по применению сортов многолетних трав (регнерия ленская, волонец сибирский)
| 2. Необходимо обосновать исключение из экологического блока ОВОС характеристики энтомофауны (том. 16, книга 1), в том числе и в аспекте прогноза воздействия.
| 2. К сожалению, имеющиеся нормативные
документы (Закон «Об.экологической
экспертизе»; СП 11-101-95; СНиП 11-02-96; СП 11-102-97; Основные положения. М.: 1998; Приказ ГК РФ ПО ООС №372 от 16.05.00) не дают четкого перечня объектов, в частности животного мира, воздействие на которых должно найти отражение в ОВОС. Включением энтомофауны не решит вопроса отражения всего многообразие животного мира, вне документа останутся арахнофауна, вильмофауна и т.д.
В практике разработки раздела ОВОС основное внимание уделяется тем составляющим биотической среды, по которым нормативные документы позволяют определить размер ущерба в денежном выражении (млекопитающие, птицы, рыбы). Расширение этого списка необходимо, когда речь едет об угрозе существования какого либо вида или популяции.
В данном случае площади отторжения относительно не велики, и вопроса угрозы
«исчезновения» не стоит. По этой причине оценка состояния и влияние объекта на
энтомофауну не рассматривались. При этом в составе раздела рассмотрены амфибии и пресмыкающиеся, так как узкоареальные, в пределах Якутии, представители этой группу могут быть потенциально включены в региональную Красную книгу.
| 3. В цветных картосхемах (Том 16, кн. 1, рис.4.1., 13.1 и т.д.) надо указать масштаб.
| 3.Принимается.
Необходимые дополнения в рисунки внесены
| 4. Выделение подтипа иловато
глеевых почв в типе перегнойно- карбонатных не предусмотренно
классификационной схемой (Том 16,
кн.1).
| 4-Принимается. Техническая опечатка.
Следует читать: в типе перегнойно-карбонатных почв на участке ТГНМ выделяются два подтипа:
типичные и выщелоченные, которые могут быть обычными и щебнистыми.
Исправленная таблица 13.1 «Систематика почв Талаканского месторождения» прилагается в приложении 17.
| | 5. В ТЭО обоснованно отмечается
реальная опасность лесных пожаров.
Комиссия считает необходимым
предусмотреть дополнительные
меры предупредительного характера,
которые должны быть уточнены с
привлечением министерств и
ведомств. Нас должна беспокоить
ситуация аварийного характера,
поэтому мы должны исходить из
экстремальных характеристик
пожароопасности: максимально
зафиксированное число пожаров в
год 121, выгоревшая площадь до 74
000 га, ее аномальные значения
имеют место почти каждые 10 лет.
Напомним, что леса района
относятся к высшей степени
пожароопасности. После запуска
промысла на полную мощность и
заселения вахтового поселка число
возгораний, как показывает опыт
относительно обжитых районов,
возрастет как минимум в несколько
раз. Нельзя не учитывать и грозовую
деятельность: промысел находится
на основной траектории движения
летних циклонов, сопровождающихся грозами и
вследствие этого в одном из 4 основных очагов грозовой деятельности в РС(Я).
| 5. Мы согласны с озабоченностью экспертов
состоянием пожароопасности лесов в регионе.
В проекте предусмотрено пожарное депо на 3
выезда, а также оградительная полоса согласно
существующим нормативам.
Кроме того, рекомендован режим работы
строителей и эксплуатационников, который
при его соблюдении, фактически не дает
возможности названным категориям находится
вне производственной территории.
Кроме того, на промысел планируются
ежедневные полеты вертолетов с грузами, во
время которых летчики и пассажиры могут
отслеживать очаги возгораний или очага
лесных пожаров в зоне видимости по трассе
магистрального нефтепровода Талакан-Витим,
а также территории участка ОПЭ ТГНМ. В
зависимости от масштабов пожаров, последние
могут ликвидироваться либо штатом промысла,
либо будет сообщено в пожарную Службу
РС(Я).
| | | 6. Необходимо продолжить инженерно-геологические и геокриологические изыскания с целью обеспечения их объема и полноты исходя из требований нормативных документов.
7. Раздел «Оценка воздействия инженерных сооружений на геокриологические условия» не включенный в состав работ по выполнению ОВОС, должен найти отражение в программе экологического мониторинга предприятия.
| 6. Принимается. Инженерно-геологические и геокриологические изыскания выполняются силами ГУП «ЯкутТИСИЗ» под стадию «Р», по результатам которых будут приняты конкретные конструктивные решения по уточнению размещения объектов и строительству фундаментов. 7.В составе раздела ОВОС имеется глава 1.2 «Изменение геокриологических условий при освоении» Том. 16. книга 2., что соответствует предъявляемым к составлению раздела проекта ОВОС требованиям (СП 11-101-95; СП 11-102- 97). Мы разделяем точку зрения о важности обеспечении безопасности криосферы, в разделе 3 «Программа инженерно- экологического и экологического мониторинга» Т. 16 кн. 2 глава 3 предусматривается контроль за состоянием криосферы, как элемента окружающей среды.
| | | 8. Необходимо оценить карстоопасность территории и дать рекомендации по борьбе с карстообразованием на участках зон их вероятного проявления
| 8.Проявления карстообразования на конкретной территории участка ОПЭ Талаканского ГНМ не отмечены. Соответственно влияния этих процессов не рассматривалась, в соответствующем разделе.
| | | 9. Как показывает опыт обустройства и эксплуатации месторождений газа и нефти на севере Тюмени и в Якутии, освоение промыслов, как правило, сопровождается сравнительно быстрым и глубоким изменением геокриологических условий территории. Поэтому для обеспечения нормальной, безаварийной работы объектов комплекса необходим постоянный контроль за состоянием инженерных сооружений и динамикой инженерно-геокриологических процессов и условий (мониторинг). Это должно быть предусмотрено в проекте заранее.
| 9.В том. 16 кн. 2 гл. 3 приводится программа инженерно-экологического и экологического мониторинга, где имеется раздел «Контроль за состоянием геокриологической обстановки». В производственной структуре ТГНМ в службе главного инженера проектом предусматривается должность инженера - эколога, который по должностным обязанностям будет осуществлять контроль за состоянием грунтов вокруг зданий и сооружений в рамках Программы экологического мониторинга, которую должен разработать недропользователь в отдельном порядке с согласованием в Министерстве экологии РС(Я).
| | | 10. На стр. 16 разд. 1.2 том 16 указывается на то, что протаивание грунтов после нарушений возрастает в 2-2.5 раза или 1, 8-2 раза. Здесь же приводятся «обычная» глубина
протаивания грунтов 0, 5-0, 7 м., но
после нарушений достигать в песках 3, 5 м, а в супесях 2, 0-2, 6 м. Здесь глубина протаивания явно не укладывается в увеличение 1.8—2.5 раза.
| 10.Увеличение сезонного протаивания в 1.8 - 2.5 раза в отдельных случаях (при высокой теплопроводности грунтов) может быть превышена и достигать в 3-4 раза. Об этом есть прямые указания на стр. 16 кн.2 том 16.
| | | 11. По карте районирования территории Талаканского месторождения по степени опасности экзогенного рельефообразования - в тексте не приводятся количественные критерии оценок.
| 11. Качественные критерии выделения отличающихся по опасности экзогенного рельеофообразования площадей приведены на стр. 18-20. На данном этапе изученности введение количественных критериев преждевременно и будет возможно лишь после проведения планируемых на будущее специальных исследований.
| | | 12. На карте выделены типы урочищ очень пологих склонов с лиственничниками брусничными. Однако на переходе к очень пологим склонам должны существовать замаренные лиственничники зеленомошные и сфагновые с ерниками представляющие важный рубеж в ландшафтной структуре рассматриваемого района. Именно по этим комплексам отмечаются границы мерзлотных ландшафтов. Однако учитывая трудность картографического отображения, как с методической так и картографической стороны, этот факт нужно отметить в отдельной пояснительной записке к ТЭО, если таковая будет
| 12.Принимается. Ниже приводится исправленный текст. В ландшафтной структуре рассматриваемого участка необходимо отметить существование замаренных лиственничников зеленомошных и сфагновых с ерниками при переходе от мелких долин и ложбин стока к очень пологим склонам. Данные ландшафтные комплексы представляют важный рубеж в области прерывистого и островного распространения ММП, т.к по этим урочищам проводятся границы мерзлотных ландшафтов. Под мерзлотным ландшафтом понимается относительно однородное природное образование, функционирующее под воздействием криогенеза, с определенными, закономерными только для него сочетаниями мерзлотных характеристик. Однако выделение данного типа урочищ на ландшафтной карте масштаба 1: 25000 затруднено, как с методической, так и с картосоставительской стороны.
| | | 13. В таблице 1.11.2 раздел 1.2 кн.2 том 16 приведен Нерюнгринский улус.
| 13. Приносим свои извинения за допущенную техническую опечатку. Следует читать - Ленский улус. Исправленный вариант табл. 1.11.2 прилагается
| | | 14. На рнс.1 раздела 5, кн 1, том 2 изыскательские скважины с положительными и отрицательными температурами перепутаны.
| 14. В документацию внесены поправки.
| | | 15. Не уделено внимание технологии горных работ при строительстве карьера; предусмотрено ли применение буровзрывных работ;
| 15. При вскрышных работах на карьерах грунтов буровзрывные работы не предусмотрены.
| | | 16. При расчете вредных выбросов в атмосферу не учтено выделение пыли от распиловки материалов.
| 16-ТЭО-проектом не предусмотрен дерево- обрабатывающий цех. При обустройстве ТГНМ распиловка материалов будет носить случайный эпизодический характер, воздействие на ПС неорганизованное, локальное, мизерное, расчету не подлежит, ч-да-
| | | 17. Расчет выбросов загрязняющих веществ от сжигания топлива в ДЭС и буровых установках с дизельным приводом также проведены по отмененной методике. С 14.02.2001 г введена " Методика расчета выбросов 3В в атмосферу от стационарных дизельных установок". С-Птб. 2001г
| 17. Замечание принимается.
Расчёт выбросов 3В от сжигания топлива в ДЭС и буровых установках с дизельным приводом проведена по рекомендованной методике. Расчет прилагается (см. приложение 18).
| | | 18. Необходимо провести расчет выбросов пыли при работе буровых установок.
| 18. Расчёт выбросов пыли при работе буровых установок проведён и представлен в приложении 19.
| | | 19. По представленным материалам не ясно, где складируются и как используются буровые растворы и выбранная порода (складируется, используется повторно, закачивается в поглотительные скважины) и какие способы утилизации этих отходов предполагается использовать.
| 19.Для сбора отработанного бурового раствора, выбуренной породы (шлама) и ливневых вод сооружается земляной (шламовый) амбар. Размеры амбара определяются из расчета объема отходов бурения на скважину (350 м3). По окончании строительства скважины предусмотрено осветление отходов бурения в шламовом амбаре методом реагентной коагуляции (сульфат алюминия) и флокуляции (полиакриламид). Расход коагулянта составляет 0.6 кг/м, флокулянта - 0.06 кг/м3. Осветленная жидкая фаза откачивается в нефтепромысловый коллектор. Оставшаяся в шламовом амбаре твердая фаза (шлам), отверждается эффективным отверждающим составом «Роса-1». Расход. состава составляет 7 % к объему шлама. Отвержденный шлам и твердая фаза бурового раствора засыпаются минеральным грунтом в шламовом амбаре при рекультивации.
| | | 20. В работе (том 15, табл. 15.3) неверно применён коэффициент размещения Кр=0.3 - согласно неутверждённой Минюстом РФ «Методики...» (1997 г.). Следует исходить из требований Постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632 «Об
утверждении Порядка определения
платы и её предельных размеров за
загрязнение окружающей среды,
размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и основаны
на «Базовых нормативах платы за
выбросы, сбросы 3В в окружающую
природную среду, размещение
отходов...», утверждённых
Министерством охраны
окружающей среды и природных ресурсов РФ 27 ноября 1992 года.
При производстве расчётов с 1
января 2001 г. следует
руководствоваться Постановлением
Правительства РС(Я) от 13.02.2000г.
№80 «Об индексации платы за загрязнение окружающей природной
среды в 2001 году», в соответствии с
которым на территории РС(Я)
устанавливается коэффициент
индексации платы за загрязнение
окружающей среды и размещение
отходов на территории РС(Я) в 94 раза к базовым нормативам платы..
| 20.3амечание принимается частично. Коэффициент размещения Кр=0.3 применён в соответствии с «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», разработанными на основании Постановления Правительства РФ №632 от 28.08.92. п.6
Правительства РФ №632 от 28.08.92, п.б
(министерству экологии и природных ресурсов
РФ разработать по согласованию с
министерством экономики РФ и
министерством финансов РФ и утвердить
инструктивно-методические документы по
взиманию платы за загрязнение окружающей
природной среды...). «Инструктивно- методические указания...» были разработаны,
согласованы с министерством экономики и
министерством финансов, утверждены
министром экологии и природных ресурсов
26.01.93 года, зарегистрированы в Минюсте
России 24.03.93 №190. При производстве
расчётов платы использовали коэффициент
индексации платы за загрязнение окружающей
среды = 94, но неверно сослались на
постановление главы областной
администрации Томской области, при этом
следует читать: «в соответствии с
Постановлением Правительства РС(Я) №80 от
13.02.2000г».
| | | 21. Ссылка на ГОСТы по
рекультивации земель как на
действующие нормативные
документы по расчётам платы
за размещение отходов неверна
(стр.36, том 15, кн.1, часть 1).
| 21. Замечание принимается.
Следует читать ссылку на литературу [13, 14].
| | | 22. С целью минимизации
воздействия на ОПС
рассмотреть возможность
использования вахтового
поселка для проживания
строителей.
| 22-Предложение принимается.
В ТЭО-проект внесено изменение по
размещению временного вахтового поселка
на общей территории с постоянным вахтовым
поселком, (см. генплан промзоны, арх. №
15767, книга 2 том 26).
| | | | | |
III. Результаты анализа объекта экспертизы.
|