Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытие джутового производства в Одессе






Открытие джутового производства в Одессе диктовалось настоятельными требованиями рынка. «Россия сохи и цепа, водяной мельницы и ручного ткацкого станка», как образно характеризовал дореформенную Россию В. И. Ленин, к концу XIX века, особенно в южных районах, «стала быстро превращаться в Россию плуга и молотилки, паровой мельницы и парового ткацкого станка».

В 60—90-х годах Одесса была одним из центров сельскохозяйственного машиностроения и мукомольной промышленности. Здесь, в частности, работало 12 паровых мельниц с объемом продукции в 3, 6 миллиона рублей; действовало сахарорафинадное производство; существовало множество других пищевых предприятий (в целом пищевая отрасль составляла 24 процента общей промышленности города). В 1870 году началось железнодорожное движение на линии Одесса—Киев, включившее город во всероссийскую железнодорожную сеть. Постоянно возрастал грузооборот Одесского порта. В 1883—1888 гг. в порт ежегодно прибывало в среднем 1107 паровых и 122 парусных судна.

Все это, естественно, вызывало потребность в таре, особенно в джутовой. Ведь многие продукты растительного происхождения очень гигроскопичны. Сахар, например, увлажняется даже в относительно сухом помещении, не говоря уже о перевозках его морем или во влажную погоду по суше. Джутовое же волокно, специальным способом обработанное, обладает влагоотталкивающими свойствами, и тара из него хорошо сохраняет груз.

Первая попытка удовлетворить запросы рынка в мягкой таре была предпринята в 1881 году, когда «Южно-русское товарищество бумагопрядильного производства» на хуторе купца Родоканаки в районе Второй Заставы на углу улиц Мельничной (улица Моисеенко) и Шалинской (ныне улица Володарского) открыло в Одессе бумагопрядильную фабрику. Но вскоре предприятие обанкротилось и перешло в руки другого акционерного общества — «Товарищества бумаго-джутовой фабрики в Российской империи», основанного английскими капиталистами. «Разрешение на производство действия» ему было дано 13 июля 1887 года, с чего фактически и началась история Одесской джутовой фабрики.

Эта фабрика сразу же получила огромный рынок сбыта и поставила производство, как говорится, на широкую ногу. Уже через год после пуска здесь насчитывалось 933 рабочих, а продукции выпускалось на 1 миллион рублей.

Владельцы фабрики хищнически эксплуатировали труд рабочих — в большинстве своем женщин. Рабочий день здесь длился с шести часов утра до шести вечера, то есть двенадцать часов. «Дневного света и солнца, особенно в зимнее и осеннее время, не видели, — вспоминала одна из старейших работниц Н. Д. Пржигалинская. — Большинство из нас жило на Слободке, Молдаванке, Бугаевке. Ни свет ни заря надо было подниматься, в холод и слякоть месить грязь чуть ли не три версты (тротуаров и какого-то доступного транспорта тогда в этих местах не было), чтобы успеть до гудка на работу. А с работы... Оттопаешь верст десяток, а может, и больше вокруг станка, еле ноги тянешь. Так и запомнилось то время темным».

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал