![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Групповая динамика
Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени. В общем виде групповую динамику составляют задачи и нормы группы; ее структура и структура лидерства в группе; групповые роли; сплоченность группы; групповое напряжение. Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенности поведения другого и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.
Задачи и нормы группы Задачи группы определяются общей системой практической работы с людьми, включенными в группу. Например, задачи группы тренинга – совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д. Задачи групповой психокоррекции формулируются по-разному в рамках различных подходов. Однако, несмотря на различия, можно указать на общие задачи, обусловленные самой спецификой метода групповой психокоррекции: - исследование психологической проблемы каждого члена группы и оказание ему помощи в ее решении; - изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации; - приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; - содействие процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала, достижению оптимальной работоспособности, ощущению счастья; - устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам. Нормы – это принятые правила поведения, руководящие действием участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Типичными нормами психокоррекционных групп является самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы. Нормы существуют в любом обществе, и в любой группе нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее группа. Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряется эмпатия, правдивость, теплота и открытость. Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокоррекционной группы. Во многом выполнение норм поведения зависит от информированности и сплоченности группы. Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомогенных группах подчинение нормам более выражено, чем в гетерогенных. Нормы могут задаваться руководителем группы (общие принципы и правила проведения групповой работы) или вырабатываться самой группой (ритуалы встреч и прощаний, девиз группы и т.д.). Нормы группы представляют собой совокупность неписаных правил, влияющих на отношение и поведение членов группы, частично затрагивающих даже внегрупповые связи. Индивид, не принимающий групповые нормы, оказывается в позиции девианта, которого группа вначале пытается подчинить нормам, а в случае неудачи – исключает из своей среды, объединяясь против него. К психокоррекционным нормам относятся: проявление эмоций, рассказ о своих проблемах, акцептация, толерантность по отношению к другим, активность в различных групповых дискуссиях и т.д. Иногда в группе складываются антикоррекционные нормы утаивание истинных чувств, создание подгрупп, эротических пар, наигранные преувеличения чувств, табу на выражение агрессивных чувств к руководителю или на сексуальные темы, псевдокоррекционный поиск сексуальных мотивов каждого поступка. Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы, следование которым отвечает психокоррекционным задачам. Он стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись клиентами, превращаясь в нормы группы, психокоррекционные нормы. Реализация этих принципов-норм необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний. К принципам-нормам относятся следующие: 1. Откровенность и искренность. В группе необходимо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся «неприличными». Если клиент испытывает симпатию или, наоборот, неприязненное чувство к какому-нибудь участнику группы, надо сказать об этом. Нельзя говорить неправду. Если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания. 2. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки – это ярлыки, которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека. Не одно и то же назвать человека дураком и сказать, что он поступил неразумно. «Эгоист», «маменькин сынок», «подкаблучник», «размазня», «кисейная барышня» – все это ярлыки, и они не способствуют лучшему самопониманию, но вызывают у членов группы чувство обиды, оскорбленного самолюбия и желание дистанцироваться от группы. 3. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, даже негативных. Например: «Я увидел тебя в новом свете, и мне это было неприятно»; «Я испытываю сильное раздражение, когда ты с таким пренебрежением говоришь о товарищах по работе». 4. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать»; «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например: отреагирование аффектов в психодраматической сцене; пантомимическое выражение желаний и чувств в психогимнастике; выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутер-группах (нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоцировавшего агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.). 5. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение станет невыносимым и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения. 6. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко. 7. Соблюдение конфиденциальности. Это требование невынесения за пределы группы информации интимного характера. В аналитически-ориентированных группах это правило формулируется еще более определенно: - члены группы обязаны молчать обо всем, что происходит в группе; - не должны обсуждать за пределами группы то, что происходит внутри. 8. Толерантность. Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собственной морали. Каждая группа может вырабатывать и другие нормы, специфичные для нее. Процессы групповой динамики можно стимулировать, используя разнообразные технические приемы с целью разнообразия групповой деятельности; устраняя первичную неуверенность членов группы предоставлением ясной, четкой, точной информации; указывая на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из его членов.
Структура группы и лидерства, групповые роли Структура группы, с одной стороны, чисто формальная (тренер и клиенты), с другой – неформальная, т.е. формируемая интерперсональным взаимодействием людей. Структура группы связана с теми ролями, которые выполняют ее участники, а также тем социометрическим статусом, которым они обладают. По мере развития группы и группового взаимодействия ролевая и статусная структуры могут измениться. Роли – это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам. Опираясь на собственный опыт, каждый человек приходит в психокоррекционную группу с уже определенным настроем на ту роль, которую он будет в ней играть. Роль клиента в группе чаще всего отличается от той, которую он играет вне группы. Например, вне группы клиент – ответственный работник, руководитель, глава семьи, а группа определяет ему роль, не связанную с лидерством. Это требует от клиента психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии – гибкости в ролевой тактике. Потребность в той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней обязательно появляются определенные персонажи. Обычно наиболее типичные роли отличаются своей полярностью, они как бы противопоставлены друг другу: гнев – любовь, сила – слабость. Принятая каждым клиентом новая роль помогает психокоррекционной группе выполнять свои основные задачи. Эффективная группа нуждается в равновесии положительного и отрицательного. Поддерживающая корригирующая функция группы включает в себя не только дружеские, но и недружеские действия, не только согласие, но и несогласие. Чем более гибкими, пластичными будут участники группы в своих ролях, тем более эффективна будет группа в достижении своей конечной цели.
Групповые роли по Р. Шиндлеру
– лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги; – эксперт, имеет нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки или способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально и безучастно; – преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляется с; – самый «далекий» член группы, отстает от нее в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противником, что провоцирует группу. Противник – символический представитель противоположной неприятельской группы или девиант. В психокоррекциоиных группах стремятся распознать роли каждого участника, поскольку невротики в естественных группах часто неосознанно повторяют свои роли, их роли являются стереотипными, стойкими и мало адаптивными. Распознавание ролей в группе достигается посредством обсуждения, предоставления обратной связи и принятием противоположных ролей. С этой точки зрения задачи групповой психокоррекции можно сформулировать как расширение репертуара ролей. Необходимо научить индивида различным способам поведения, новым ролям, отличным от тех, к которым он привык. Однако саму возможность нового поведения в жизни за пределом психокоррекционной среды нужно оставить на собственное усмотрение клиента. Свобода выбора возникает у него тогда, когда он уже овладел новой ролью, когда она уже у него в репертуаре. Исходя из данных социометрии, Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе: 1. Лидер по способности к руководству, который обычно характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверия, самоотверженный, активный, надежный. 2. Лидер по популярности, ими становятся люди общительные, веселые, увлекательные, мирные, сердечные. 3. «Черная овца» – человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.
Сплоченность группы
Групповая сплоченность является необходимым условием эффективности групповой психокоррекции. Она является аналогом психокоррекционных отношений «психолог – клиент» в индивидуальной психокоррекции и выражается в стремлении ее членов остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности – особые отношения, которые складываются между членами группы, особая атмосфера, возникающая в ходе коррекционной деятельности. Существуют специальные технические приемы, направленные на поддержание непосредственно сплоченности, например, организация пространственно тесного контактного расположения членов группы и т.д. Среди факторов, содействующих сплоченности, наиболее часто отмечают следующие: q Совпадение интересов участников группы – ожидание пользы от коррекционных занятий. q Наличие симпатии между участниками группы. q Наличие дружеской атмосферы в группе. q Влияние групповой деятельности. С одной стороны, интересные увлекательные действия, а также совместно переживаемые позитивные эмоции, с другой – технические приемы, используемые психологом и направленные на усиление сплоченности (например, образование тесного круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредоточиваются на чувстве близости; песни и танцы в этом круге и т.д.). q Соперничество с другой группой. Сплоченность повышается самим фактом существования других групп, отличающихся и стилем поведения психолога, и групповой деятельностью, что сравнивается и обсуждается участниками разных групп. q Присутствие в группе девианта. Возникновение сплоченности в группе имеет большое значение для психокоррекционного процесса. Между членами группы возникают искренние доверительные отношения. Очень важным следствием групповой сплоченности является возможность конструктивного проявления негативных чувств. q Готовность членов группы поддерживать отношения и продолжать общение, даже при наличии конфликтной ситуации. Непроявляемая открыто, агрессивность мешает интерперсональному обучению. Клиент избегает общения с другим человеком, и поэтому трудно устранить возникающие враждебные чувства. Если же в группе существуют условия, позволяющие открыто разобрать конфликт, то эффективность психокоррекции резко повышается. Сплоченная группа легко выражает негативное чувство по отношению к руководителю. Эти чувства закономерно возникают на первых фазах развития группы. Если группа не высказывает свои чувства открыто, то не складываются нормы, обеспечивающие открытость и искренность.
Групповое напряжение
Во время совместной деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и потребностях. Необходимость приспособления к группе ограничивает потребности отдельных членов группы, расстраивает их планы. В результате появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, между группой и руководителем. Возникающее напряжение может быть проявлением протеста против авторитета, если руководитель действует директивно, и беспомощности и неуверенности, если руководитель уклоняется от роли лидера. Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, наоборот, ее стремятся выявлять: или вербально (в форме рассказа об агрессивных чувствах), или в символической форме (используя при этом дополнительные объекты). Например, клиент с силой бьет кулаками по подушке, символизирующей человека, к которому он чувствует агрессию. Если напряжение в группе велико и длительно, если оно не компенсируется сплоченностью, то это приводит к негативным явлениям, и может возникнуть угроза распада группы. Отрицательные последствия имеет, однако, и слишком слабое напряжение. Если группа достаточно сплоченна – ее члены довольны и удовлетворены, то они и не стремятся к работе над избавлением от комплексов, стараются их не замечать. В этом случае группа не выполняет свою основную коррекционную функцию, представляет собой лишь некую социальную организацию. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов. В психокоррекционных группах большое значение имеет баланс между сплоченностью и напряжением. Сплоченность является стабилизирующим фактором. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность. Напряжение, наоборот, является фактором побуждающим, оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то в себе изменить. Важно, чтобы эти силы находились в динамическом равновесии, которое контролируется психологом повышает или снижает напряжение. Напряжение повышается, например, молчанием психолога, его холодностью или индифферентностью, провоцированием дискуссий с конфликтной тематикой, критическими замечаниями в адрес отдельных членов группы, отказом от ответа на вопрос, неясными двусмысленными фразами и намеками. Сплоченности же способствует сердечность, сочувствие, искренность, юмор и смех. Некоторые психологи работают со сплоченностью и напряжением в нескольких фазах. Например, на начальных фазах психолог специально фрустрирует группу, расстраивает ее планы, намеренно поддерживает нарастание напряжения в расчете на то, что это напряжение, разочарование участников приведут к нужному конструктивному самостоятельному функционированию группы. Другие психологи работают с напряжением только после создания в группе достаточно сплоченных отношений. Наконец, многие тренеры отдают предпочтение динамическому равновесию между сплоченностью и напряжением. Неприятные чувства, вызванные напряжением, компенсируются удовлетворением, получаемым в результате сплоченности. Это делает напряжение приемлемым и сносным (С. Кратохвил, 1978). Напряжение естественно возникает при взаимной интеракции членов группы. Оно необходимо как движущая сила, импульс, который стимулирует усилие изменить свое теперешнее состояние; как фактор, поддерживающий ориентацию проводимого обсуждения на высказывание отрицательных переживаний и чувств; как фактор, который побуждает проявление негативных стереотипов поведения. Фазы развития группы
Большинство теоретических исследователей процесса групповой психокоррекции, а также практики в этой области описывают определенные закономерности развития психокоррекционного процесса в группе, наличие достаточно четко очерченных фаз. Этот процесс начинается со стадии зависимого поискового поведения, проходит через возникновение, обострение, разрешение внугригрупповых конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эффективному решению проблем. Можно выделить следующие фазы группового, процесса: фаза 1 – ориентация и зависимость; фаза 2 – конфликты и протест; фаза 3 – развитие связей и сотрудничества; фаза 4 – целенаправленная деятельность.
|