Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Список правил
1. Супруги встречаются в условленное время и в условленном месте в период между предыдущей и последующей встречами. Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне. Необходимо проводить как минимум одну подобную встречу в неделю. 2. Один партнер говорит в течение какого-то фиксированного времени (примерно полчаса) или по своему усмотрению молчит. Можно рассказывать что угодно: о снах, планах, болезнях, желаниях, потребностях и т.д. Другой партнер должен очень внимательно слушать, ни в коем случае не перебивать, не курить, не ходить взад-вперед по комнате и не делать чего-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Точно в определенное время первый партнер останавливается. 3. Второй партнер кратко (в течение 3 мин) рассказывает о том, что он услышал в монологе первого и что, как он полагает, первый имел в виду. Позиция говорившего признается как имеющая право на существование и на данном этапе никак не атакуется, не критикуется и не обсуждается. 4. После этого второй партнер говорит в течение положенного ему получаса, а первый его внимательно слушает. 5. После того как второй партнер закончит свой монолог, первый в течение 3 мин должен резюмировать услышанное и подтвердить, что позиция другого, равно как и его собственная, имеет право на существование, а также то, что он воспринял ее адекватно. 6. Обсуждение следует закончить в строго определенное время. 7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься и обсуждаться вплоть до следующей встречи. 8. В начале следующей встречи супружеская пара рассказывает о том, что произошло в промежуток между встречами. Психолог, используя материалы встречи, изменяет в соответствии с актуальной ситуацией правила проведения последующих конференций и еще раз повторяет задание. Данная методика не направлена на принятие решения. Ее задача – сделать общение между партнерами более открытым, конструктивно увеличить близость между ними, ослабить борьбу за власть и тем самым дать возможность для внутрисемейного решения проблем. Проведение «семейного совета» представляет собой расширенный вариант методики «семейная конференция». Психолог описывает правила проведения семейного совета: 1. Необходимо определить время и место встречи так, чтобы ни что ни могло ей помешать. 2. Совет формально включает в себя всех членов семьи, однако никого нельзя заставлять присутствовать на нем, насильно понуждать к этому. Вместе с тем тот, кто не участвовал в семейном совете, должен согласиться следовать тем решениям, которые будут приняты. Необходимо добиваться, чтобы все члены семьи присутствовали на встрече. 3. Решения, принятые на совете, не могут быть в одностороннем порядке нарушены или же проигнорированы. Если же такой инцидент происходит, он должен обсуждаться на последующих встречах. 4. Каждый член семьи может предложить вопросы для обсуждения. В некоторых семьях существует обычай класть лист бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения, в самое удобное для всех членов семьи место, например на холодильник, на обеденный стол и т.д. Для того чтобы как только кому-то в голову придет соответствующая идея, ее сразу можно было зафиксировать. 5. Список вопросов может включать все, что связано с благополучием детей, семейными прогулками, все, что имеет отношение к семье как к целому. 6. Все должны участвовать в выполнении принятых решений и на словах, и на деле. 7. Как родители, так и дети должны быть уверены в том, что у них в семье есть право голоса, что сказанное ими будет услышано, принято и рассмотрено. 8. Семейный совет проводится для того, чтобы решать проблемы, а не для того, чтобы нападать на конкретных людей. Поэтому запрещается обсуждать личности и их поведение, а обсуждается только проблема и способы ее решения. Семью необходимо предупредить о том, что встреча не будет успешной до тех пор, пока каждый член семьи не научится использовать совет семьи как эффективное средство решения своих собственных проблем. На следующих занятиях семья делится с психологом опытом проведения совета и затем обсуждает его. Данная методика помогает семье научиться приемам демократического обсуждения вопросов, которые можно практиковать в домашней обстановке. 13. «Родительский семинар». А.С. Спиваковская предложила данную методику для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье. Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями. Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. Как специфический коррекционный метод «родительский семинар» состоит из следующих специальных приемов: o Лекция. o Групповая дискуссия. o Библиотерапия. o Анонимные трудные ситуации. Лекционные приемы. Психолог сообщает родителям важную с точки зрения воспитания психологическую информацию. Лекционные темы подбираются применительно к интересам и системе значимых переживаний участников семинара. Возможные темы лекций: Ø Законы супружеской гармонии. Ø Что такое естественность в воспитании детей. Ø Что такое семейный кризис и критический период развития ребенка. Ø Может ли наказание ребенка быть творческим и т.д. Главным в изложении указанных тем является простота, жизненная убедительность излагаемых фактов, вера говорящего в то, что он излагает. Групповая дискуссия. А.С. Спиваковская считает, что во время групповой дискуссии целесообразно организовать тематическую дискуссию и дискуссию по типу анализа конкретных случаев. Тематическая дискуссия предполагает обмен мнений по темам лекций. Темы дискуссий второго типа строятся по, темам, предложенным самими родителями. Цели дискуссии состоят в выработке оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла. Главные задачи групповой дискуссии в данной методике – повысить мотивацию и вовлеченность участников группы в решение обсуждаемых проблем. Библеотерапия. Родителям предлагается специально подобранный список книг. В основном используются книги научно-популярного характера, посвященные проблемам семейной жизни и воспитания. Родители должны самостоятельно найти и прочитать данные книги, а во время встреч обсудить содержание прочитанных книг, излагая собственную точку зрения на имеющиеся в них проблемы. Анонимные трудные ситуации. Этот прием направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей. Используется он для активизации групповой дискуссии и для повышения мотивов участников к разрешению знакомых проблемных ситуаций, но новыми способами. Содержание приема состоит в том, что психолог предлагает обсудить случай, знакомый ему из практики. Обычно это рассказ о взаимодействии родителей со своим ребенком, когда те или иные приемы не приводят к успеху. Психолог воспроизводит ситуации, которые важны для участников семинара. Далее каждый из родителей должен предложить свой вариант разрешения ситуации, опираясь на личный опыт собственного убеждения, ценностей и ориентира воспитания. В дальнейшем происходит обобщение и анализ предложенной ситуации. Проведение подобного семинара вооружает родителей новой информацией, придает им уверенность в собственных силах, расширяет творческий потенциал семьи, содействует расширению самопознания личности. 14. «Честная борьба». Нарушение коммуникаций между супругами ведет к искажениям и утрате передаваемой информации, что порождает внутриличностное и межличностное напряжение, затрудняет удовлетворение потребностей и взаимных ожиданий. Такое состояние приводит к появлению агрессивных, отрицательных эмоций, длительное подавление которых (во имя сохранения «семейного мифа») приводит к резкому увеличению монотонных и стереотипных форм взаимодействия, которые еще больше фрустрируют членов семьи, вследствие чего они часто используют неудачные формы снятия напряжения в виде конфликтов со взаимными оскорблениями и обидами. Для оптимизации семейных отношений супругам необходимо иметь способы нетравматической канализации агрессии. Разработанная Г. Бахом и П. Уигеном методика «честной борьбы» предоставляет супругам возможность открыто и нетравматично обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций. Правила «честной борьбы» q Высказывания должны отражать чувства в ситуации «здесь и теперь». q Участники должны воздерживаться от обобщений типа «ты никогда не слушаешь». q Участники должны воздерживаться от актуализации прошлых обид и злости, от аргументов, направленных на «слабое место» партнера: вес, особенности фигуры, внешности, дефекта речи и др. q Необходимо воздерживаться от критики родственников: «ты такая же глупая, как и твоя мать», «ты такой же рохля, как и твой отец». q В споре необходимо пользоваться описательным без оценочным языком. Для диагностики подавляемых агрессивных эмоций используются: поролоновые дубинки, которыми участники наносят друг другу удары; флажки зеленого и красного цветов, с помощью которых партнеру по общению посылаются сигналы о продолжении или прекращении общения; совместное «выколачивание ковра» – парный прием, во время выполнения которого имитируется выбивание пыли из ковра. Во время выполнения приема фиксируется, кто из супругов является лидером; кто и сколько наносит ударов; какую площадь обрабатывает ударами каждый супруг. Методика «честная борьба» представляет собой конструктивный спор, который проводится по определенным правилам.
|