![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На различных возрастных этапах ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Детство. Феномен человеческого детства Социальная ситуация детства, общая характеристика. Сгущения и паузы в развитии. Историческая и онтогенетическая обусловленность границ детства. Парадоксы детства. Пренатальный период развития ребёнка. Психологический аспект рождения. Новорождённость как критический период. Границы возраста, психофизические особенности новорождённости. Рефлексы и их значение. Мать и дитя. Центральное и другие новообразования возраста. Особенности психической деятельности человека. Младенческий период развития (новорождённость и собственно младенчество). Общепсихологическая характеристика младенчества. Границы возраста. Кризис первого года жизни. Социальная ситуация развития. " Комплекс оживления" и его значение. Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве. Основное психологическое новообразование младенческого возраста. Развитие форм общения младенца. Госпитализм, развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте. Особенности эмоциональной жизни младенца. Ранний возраст (раннее детство). Социальная ситуация развития и новообразования раннего детства. Кризис трех лет. Овладение прямохождением. Формирование предметной деятельности. Развитие речи и активного говорения. Развитие восприятие, мышления, памяти, воображения. Развитие общения с детьми и взрослыми. Становление элементов самосознания. Эмоциональная сфера ребенка. Формирование элементов нравственного поведения. Дошкольный возраст. Изменение социальной ситуации развития на протяжении дошкольного детства. Игра и другие виды деятельности. Общение со взрослыми и сверстниками. Развитие восприятия и мышления ребенка; развитие внимания и опосредованного поведения; развитие памяти, воображения, личности дошкольника. Младший школьный возраст. Общие условия развития. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей. Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения. Развитие личности. Формирование мотивационно-потребностной сферы. Особенности развития эмоционально-волевой сферы. Начальные формы рефлексии. Формирование самооценки. Особенности нравственного развития. Социальная жизнь: общение с учителем и сверстниками. Подростковый возраст (отрочество). Общепсихологическая характеристика отрочества. Исследования отрочества в психологи. Границы возраста. Подростковый кризис. Основной вид деятельности в подростковом возрасте. Общение со взрослыми и сверстниками. Развитие познавательной сферы. Формирование элементов теоретического мышления и системы интеллектуальных (профессионально-ориентированных) интересов. Особенности личности подростка. Виды взрослости. Психосексуальное развитие. Становление идентичности. Юность. Юность в контексте жизненного пути личности. Психологические трактовки юности. Границы возраста. Развитие интеллектуальной сферы. Формирование мировоззрения. Эмоциональное развитие. Особенности развития в юношеском возрасте. Формирование устойчивого самосознания и образа " Я". Осознание себя во времени. Проблема юношеского кризиса. Социальная активность в юношестве. Юношеский мир и мир взрослых, любовь, чувство принадлежности и поиски интимности. Молодость как социально-историческая категория. Границы возраста. Развитие личности в молодости. Выстраивание системы жизненных ценностей и смысложизненных ориентации. Становление индивидуального жизненного стиля. Человек для самого себя и других, любовь, брак, создание семьи. Профессиональное самоопределение и обретение нового социального статуса. Зрелый возраст (взрослость). Общепсихологическая характеристика взрослости. Границы возраста. Акмеология. Проблема переходов от возраста к возрасту. Кризис взрослости. Характеристики взрослой личности. Самоактуализация в сфере выбранной профессиональной деятельности. Расширение сферы социальной активности и ответственности в зрелости. Возраст поздней зрелости (пожилой возраст), преклонный возраст Общая характеристика периода старения и старости. Границы и стадии возраста. Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости. Изменение структуры социальной активности в старости. Проблема одиночества. Эмоциональная сфера в старости. Особенности личности пожилого (старого) человека. Личностные новообразования в старости. Изменения в структуре мотивации. Изменения временной перспективы. Смерть как кризис индивидуального существования. Феномен смерти.Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания. Проблема «жизни поле жизни». Смерть как кризис индивидуальной жизни.
Вопросы к итоговому экзамену
1. Предмет в психологии возрастного развития. 2. Задачи в психологии возрастного развития. 3. Проблемы и методы исследования в психологии возрастного развития. 4. Эволюционные, революционные и ситуационные возрастные изменения психики и поведения ребенка. 5. Движущие силы, условия и законы психического развития как предмет возрастной психологии. 6. Проблема органической и средовой обусловленности психологии и развития ребенка. 7. Понятие сензитивного периода развития. 8. Представление о движущих силах, условиях и факторах развития. 9. Понятие ведущей деятельности и ведущего типа общения. 10. Различные точки зрения на соотношение генотипических и средовых факторов в развитии детей. 11. Пренатальное развитие и его этапы. 12. Питание, режим и гигиена беременной женщины, как условие развития полноценного плода. 13. Тератогенные факторы, влияющие на уродство плода. 14. Физический рост и физиологическое созревание эмбриона, плода 15. Психические новообразования эмбриона, плода. Психологический аспект рождения. 16. Эндогенные теории развития: ранние теории созревания (теория Аристотеля, Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо, Ч. Дарвина) и более поздние (теория трех ступеней развития К. Бюлера; ортогенетическая концепция X. Вернера; теория развития А. Буземана; биогенетический подход в объяснении развития (концепция рекапитуляции С. Холла); нормативный подход к исследованию развития (теория А. Гезелла, Л. Термена); теория конвергенции двух факторов развития В. Штерна). 17.Экзогенные теории развития: ранние бихевиористические трактовки; теория Б. Скиннера; теория развития С. Бижу и Д. Баера; теория Р. Сирса - соединение бихевиоризма с идеями психоанализа). 18.Трактовка развития в психоанализе (классический психоанализ З. Фрейда, его трактовка стадий развития; работы А. Фрейд; эпигенетическая концепция Э. Эриксона). 19.Психическое развитие как проблема социализации. Социализация и воспитание. 20. Когнитивное направление в психологии. Психическое развитие как развитие интеллекта. Теория Ж. Пиаже. Теория морального развития Л. Колберга. Теория развития умений К. Фишера. Развитие как решение задач. 21.Культурно-историческое направление в психологии развития. Проблема обучения и развития в работах Л. С. Выготского. Школа Л. С. Выготского: филогенез форм отражения и деятельностная теория онтогенеза А. Н. Леонтьева; концепция Д. Б. Эльконина; теория развития личности Л. И. Божович; модель развития общения Лисиной. 22.Теория развития психики А. Валлона. Эко-психологическая теория У. Бронфенбреннера. Антиравновесная теория К. Ригеля. Теория персонализации В. А. Петровского. Идеи саморазвития. 23.Границы возраста и критерии окончания периода новорожденности. 24.Рефлексы и их значение. 25.Центральное новообразование возраста. 26.Кризис первого года жизни. (1 балл) 27.Развитие сенсорики и моторики ребенка в младенчестве. 28.Развитие понимания речи и говорения в младенческом возрасте. 29.Кризис трех лет. 30.Формирование предметной деятельности. 31.Становление элементов самосознания. 32.Игра и другие виды деятельности дошкольника.
33.Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей. 34.Развитие речи, восприятия, памяти, внимания, воображения в младшем школьном возрасте. 35.Начальные формы рефлексии. Формирование самооценки. 36.Подростковый кризис. 37.Виды взрослости. 38.Становление самосознания. Становление идентичности. 39.Психосексуальное развитие. 40.Психологические трактовки юности. Границы возраста. 41.Формирование устойчивого самосознания и образа «Я». Осознание себя во времени. 42.Проблема юношеского кризиса. Любовь, чувство принадлежности и поиски интимности.
43.Общепсихологическая характеристика взрослости. 44.Кризис взрослости. 45.Характеристики взрослой личности. 46.Расширение сферы социальной активности и ответственности в зрелости. 47.Общая характеристика периода старения и старости. 48.Особенности личности пожилого (старого) человека. 49.Личностные новообразования в старости. 50.Смерть как кризис индивидуального существования. 51.Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания. 52.Проблема «жизни после жизни». Смерть как кризис индивидуальной жизни.
|