![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка.
Курс «Психолого-педагогическая коррекция» предназначен для студентов 4-го курса, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Основной целью курса является оснащение будущих педагогов-психологов методами психолого-педагогического развития и коррекции ребенка и подростка, которые в настоящее время являются наиболее востребованными обществом. Кроме того, будущие педагоги-психологи должны отчетливо представлять, с одной стороны, необходимость серьезного научного обоснования выбираемых методов коррекции, с другой стороны - осознавать, что разработка индивидуальных программ развития и коррекции чужда шаблонам и требует не только обширной компетентности, но и профессиональной интуиции. Курс психокоррекции должен опираться на теоретические знания, полученные студентами в процессе изучения общей психологии, психологии личности, истории психологии, медицинской психологии. Проблематика курса связана с проблематикой таких дисциплин как " Психотерапия", " Психологическое консультирование". Студенты должны осознавать, что предлагаемые в данном курсе методы развития и коррекции могут быть лишь основой для дальнейшего непрерывного повышения квалификации в этой области практической деятельности. В связи с вышеизложенным, задачами курса являются: · Ознакомить студентов с теоретическими основами психолого-педагогической коррекции · Показать взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с прочими психологическими дисциплинами (общая, возрастная, педагогическая, социальная психология, нейропсихология и т.п.) · Научить студентов самостоятельно разрабатывать программы как индивидуальной психолого-педагогической коррекции, так и программы групповой работы · Вооружить студентов методами, техниками, методиками психокоррекционной работы Критерии оценки студентов: «Отлично» получает студент, который показал системное знание теоретических основ психолого-педагогической коррекции, принципов построения коррекционно-развивающих программ; умение подбирать практические методы и методики в соответствии с проблемой и (или) запросом клиента; знакомый с современной психолого-педагогической литературой, посвященной проблемам коррекции «Хорошо» получает студент, обладающий свойствами, указанными выше, однако при этом ему недостает самостоятельности при составлении программ коррекции, не всегда связывает теоретические основы и практическую специфику. «Удовлетворительно» получает студент, теоретические знания которого недостаточно систематизированы, подбор методов и методик при составлении программ осуществляется с помощью преподавателя, связь теории и практики затруднена. «Неудовлетворительно» получает студент, который не овладел системой теоретических знаний в области психолого-педагогической коррекции, не умеет строить коррекционные программы, не знает методов, методик практической работы
Тематический план курса " Психолого-педагогическая коррекция" Тема 1. Теоретические основы психокоррекции. Понятие психокоррекции. Понятие психической нормы. Норма в детской психологии развития: соответствие психологического возраста ребенка стадии психического развития. Клинический и психологический диагноз. Относительность понятия нормы.
Тема 2. Проблема психолого-педагогической коррекции в отечественной и зарубежной психологии. Проблема коррекции психического развития в зарубежной психологии. Основные теоретические направления. Подход отечественной психологии Тема 3. Методология построения коррекционных программ. Принципы построения коррекционных программ. Общие и парциальные цели психокоррекционной работы. Определение задач психокоррекции. Единство диагностической и коррекционной работы. Основные этапы диагностико-коррекционной работы. Особенности и показания к индивидуальной коррекционно-развивающей работе. Проблема отбора и подбора детей и подростков в коррекционно-развивающую группу. Учет запроса клиента при составлении коррекционных программ. Включение ближайшего социального окружения в коррекционную работу.
Тема 4. Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции. Классификация методов психолого-педагогической коррекции. Профилактическая работа педагога-психолога как основная форма опережающей психолого-педагогической коррекции. Индивидуальная и групповая коррекционная работа: ее особенности. Психолого-педагогические методы развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности. Педагогические методы коррекционно-развивающей работы с ребенком и/или подростком: их обоснованность. Психотерапевтический компонент в коррекционно-развивающей работе психолога Тема 5. Основная психокоррекционная проблематика в разных Определение проблемы. Проблематика, связанная с познавательной и личностной сферой ребенка. Учет возрастных особенностей и типа ведущей деятельности при определении проблем и построении программ психокоррекции. Основные проблемы психокоррекции дошкольника, младшего школьника, подростка, старшего школьника. Тема 6. Методы и средства психокоррекционного воздействия. Проблема выбора метода. Методы, используемые в коррекции познавательной деятельности. Методы, используемые в коррекционно-развивающей работе, направленной на развитие личностной сферы. Методы, используемые для коррекции межличностных отношений. Тема 7. Групповые и индивидуальные формы работы. Возможности групповой и индивидуальной работы, принципы их применения в различных типах психокоррекционных процедур. Особенности и динамика развития группы в процессе психокоррекции. Тема 8. Психокоррекционная работа, направленная на преодоление трудностей в обучении. Выяснение причин трудностей в обучении. Классификация типичных отклонений и наиболее вероятных причин этих отклонений. Схемы психологической детерминации типичных отклонений и их причин. Психодиагностические таблицы. Анализ психокоррекционной программы, направленной на развитие культуры чтения.
Тема 9. Психокоррекционная работа, направленная на коррекцию личностных проблем. Помощь в самопознании, развитии рефлексивных умений, произвольности поеведния, волевых качеств. Тренинг личностного роста.
Тема 10. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений. Методы диагностики групповых процессов в классном коллективе. Организация занятий, направленных на коррекцию межличностных отношений. Помощь детям в разрешении конфликтов.
Тема 11. Профессионально-этические проблемы, возникающие в психокоррекционной работе. Проблема ответственности в рамках взаимоотношений между психологом и клиентом, а также лицами, несущими юридическую ответственность за клиента-ребенка. Критерии и границы компетентности школьного психолога, социального педагога, педагога при выборе методов коррекционно-развивающих программ. Проблема распределения функций между психологом, педагогом и другими заинтересованными специалистами. Примерные нормативные документы.
Тема 12. Проблема эффективности психолого-педагогической коррекции. Критерии эффективности психолого-педагогической коррекции. Использование психодиагностических срезов в целях получения обратной связи в психокоррекции.
Планы семинарских и лабораторных занятий к курсу " ПСИХОКОРРЕКЦИЯ" Занятие 1.Теоретические основы психокоррекции. (семинарское - 2 часа) 1. Теоретические основы психокоррекции. 2.Проблемы коррекции психического развития в зарубежной психологии. 3.Подход отечественной психологии к проблемам психокоррекции. Литература. 1. Абрамова Г.А. Практическая психология. – М.: 1997. - 2. Бурменская Г.В., Карабанова 0.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психо-логическое консультирование. – М., 1990.- С. 19-99. Дополнительная литература. 1. Психокоррекция: теория и практика.- М., 1995. 2. Осипова А.А. Основы общей психокоррекции. Занятие 2. Принципы, цели и задачи психокоррекции (семинарское - 2 часа) 1. Психотерапия и психокоррекция. 2. Принципы построения психокоррекционных программ: а) принцип системности коррекционных профилактических и развивающих программ, б) принцип единства диагностики и коррекции, в) принцип приоритетности коррекции каузального типа, г) деятельностный принцип коррекции, д) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка, е) принцип комплексности методов психологического воздействия; ж) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе. 3.Цели психокоррекции: а) исправление нарушений психического развития, б) гармонизация формирующейся личности, в) профилактика нервно-психических расстройств. 4.Задачи психокоррекции. Литература. 1. Осипова А.А. Основы общей психокоррекции 2.Практическая психология образования. / Под ред. И.В.Дубровиной - М., 1997.- С.80-105 Дополнительная литература. 1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М., 1997.- С.11-28, 47-55, 134-136. Занятие 3. Основная психокоррекционная проблематика в различных возрастных группах. (семин. - 2 часа). 1. Периодизация возрастного развития. 2. Принцип ведущей деятельности. 3. Основные проблемы психокоррекции в младенчестве и раннем детстве: А.Проблема общения ребенка с близкими взрослыми Б. Проблема развития речи В. Развитие навыков самообслуживания Г. Автономия действий, самостоятельность 4. Основные проблемы, требующие применения психокоррекции в дошкольном возрасте: а) нарушения поведения, б) отставание в психическом развитии, в) страхи, г) формирование готовности к школе. 5. Основные проблемы младших школьников, требующие психокоррекции: а) адаптация к обучению, б) синдром дефицита внимания, в) леворукий ребенок в школе, г) эмоциональные, нарушения, д) трудности овладения учебной деятельностью. 6. Необходимость включения родителей в реализацию психокоррекционных программ при работе с дошкольниками и младшими школьниками. Занятие 4. Основная проблематика психокоррекционной, работы 1. Специфика психокоррекционной работы в дошкольном и младшем школьном возрастах. 2. Личностные качества психолога, обеспечивающие эффективность психокоррекционной работы в указанных возрастах. 3. Определение основных проблем психокоррекции дошкольного возраста. Литература к занятиям 3, 4. 1.Бурменская Г.В., Карабанова О.A., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование.- М., 1990.- С.108-124. 2. Карабанова 0.А. Игра в коррекции психического развития ребенка - М., 1997. 3.Практическая психология образования. - М., 1997.-С. 118-380. Дополнительная литература.
Занятие 6. Основная психокоррекционная проблематика в подростковом возрасте (семин.- 2 часа). 9. Психокоррекционная работа с трудными подростками. Занятие 7. Основная психокоррекционная проблематика в подростковом возрасте (лабор. - 2 часа). 1. Специфика работы психолога с подростками. 2. Личностные качества психолога, обеспечивающие эффективность психокоррекции с подростками. 3.Определение основных проблем, требующих применения психокоррекции в подростковом возрасте. Литература к занятиям 6, 7. 1.Практическая психология образования, - М., 1997.-С. 283-371. 1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997. - 529-563. 2. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред.И.В. Дубровиной - М., 1991. - С. 124-144, 163-234. 3. Фурманов И.А. Детская агрессивность.- Минск, 1996
Занятие 8. Основная психокоррекционная проблематика в юношеском возрасте (семин.- 2 часа). 1. Становление жизненной перспективы. 2.Профессиональное самоопределение. 3. Социально-психологическая адаптация к новому коллективу, проблемы 10-классников. 4. Развитие самосознания 5. Переход к внутренней самодетерминации поведения. 6. Взаимоотношения с родителями. 7. Дети группы " риска". Занятие 9. Основная психокоррекционная проблематика в юношеском возрасте, (лабор. - 2 часа). 1. Специфика коррекционной работы в юношеском возрасте. 2. Содействие пробуждению собственной активности молодого человека. 3.Качества личности психолога, обеспечивающие успешность работы со старшеклассниками. 4. Основные проблемы, требующие применения психокоррекции в юношеском возрасте. Литература к занятиям 8, 9. 1. Практическая психология образования / Под ред.И.В. Дубровиной - М., 1997. - С.372 - 424. • • '• 2. Рабочая книга школьного психолога /Под ред.И.В. Дубровиной - М., 1991.- 145-138, 238-271. Дополнительная литература. 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 1997.-С.565 - 578 Занятие 10. Взаимосвязь диагностической и коррекционной. работы, (семин. - 2 часа). 1. Принцип единства диагностики и коррекции. 2. Этапы диагностико-коррекционной работы: а) изучение практического требования, б) формулировка психологической проблемы, в) выдвижение гипотез с причинах нарушений в о бучении, во с питании и развитии, г) выбор метода исследования, д) проведение исследования, е) формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов, ж) разработка рекомендаций, программ психокоррекции з) реализация коррекционных программ. Занятие 11.Взаимосвязь диагностической и коррекционной работы (лабор.- 2 часа) 1.Учет запроса клиента при разработке диагностико-коррекционной программы. 2. Педагогическая, медицинская и психологическая коррекция. 1. Дубровина И.В. Проблемы психодиагностики в психологической службе школы. //Сб. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М., 1987. 2. Психокоррекция: теория и практика./Под ред. И.В. Дубровиной - М., 1995. Дополнительная литература. 1. Шабаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. – М., 1996 М., 1996. Занятие 12. Основные психскоррекционные подходы. Meтоды и средства воздействия. (семин.- 2 часа). 1. Проблема основного подхода в психокоррекции. 2. Психодинамический и поведенческий подходы. 3. Деятельностный подход. Литература 1. Бурменская Г.В., Карабанова 0. А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М -, 1990.- с. 81-108. 2. Психокоррекция: теория и практика.- М., 1995. Дополнительная. 1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка.- М., 1997. Занятие 13. Психокоррекционная работа. Выбор методов и средств воздействия (семин.- 2 часа). 1.Психокоррекция, направленная на преодоление трудностей в обучении а) определение причин, вызывающих трудности в обучении, б) разработка коррекционных программ, в) организация взаимодействия с ближайшим окружением ребенка 2.Коррекциснно-развивающая работа, направленная на гармонизацию а) определение причин неблагоприятного личностного развития, б) разработка коррекционно-развивающих программ, в) групповая и индивидуальная психокоррекция, г) организация взаимодействия с ближайшим окружением ребенка 3.Коррекция межличностных отношений школьников. Занятие 14. Психокоррекция, направленная на преодоление трудностей в обучении (лабор.- 6часов) 1. Определение причин, вызывающих трудности в обучении. Студентам предлагается описание ситуаций, где у ребенка возникают трудности в обучении, требуется подобрать методы, выявляющие причины трудностей. 2.Разработка рекомендаций учителям и родителям на основе психо-диагностики. Предлагаются результаты диагностики, требуется разработать рекомендации. 3. Составление программ коррекции, способствующей преодолению а) Совместно с преподавателем студенты занимаются составлением б) совместно с преподавателем студенты составляют программу занятий для подростков, имеющих трудности в обучении. Литература к занятиям 13, 14. 1. Ануфриев А.Ф. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М., 1997. 2. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А.Беличевой - 3. Коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987. 4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., 1995 5. Практический материал для психологической работы в школе./ Сост. О.Н.Усанова - М., 1991. Дополнительная литература. 1. Вейс Т. Как помочь ребенку. - М., 1992. 2. Овчарова Р.З. Практическая психология в начальной школе.- - M., 19S6. 4. Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула - М., 1989. 5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1995. 6.Шабаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. - М., 1996 Занятие 15. Коррекционно-развивающая работа, направленная на гармонизацию личности и межличностных отношений (лабор.- 6час.). 1. Учет запроса клиента при разработке коррекционных мероприятий. 2. Профессионально-этические аспекты проблемы. 3. Разработка коррекционных программ, способствующих развитию личности. Студентам предлагаются ситуации, требующие психологической 4. Коррекция межличностных отношений. Студентам предлагается описание ситуаций нарушения межличностных отношений, требуется составить программу занятий.
Темы контрольных работ по курсу " ПСИХОКОРРЕКЦИЯ" Написание контрольных работ по курсу «Психолого-педагогическая коррекция» должно способствовать развитию навыков создания коррекционных программ, поэтому нежелательно писать чисто теоретические работы. Контрольная работа должна содержать: · Анализ теоретических основ проблемы; · описание запроса клиента; · определение психологической проблемы; · данные диагностики и обоснование необходимости коррекции данного вида; · цели и задачи коррекции (конкретно к данному случаю); · план коррекционного занятия; · протокол коррекционного занятия; · анализ эффективности проведенного занятия. · Рекомендации, адресованные клиенту и (или) его ближайшему окружению · Список используемой литературы, в тексте должны быть ссылки на эти источники
1. Психокоррекционная работа с родителями, ожидающими ребенка. 2. Психокоррекционная работа с родителями детей младенческого возраста. 3. Психокоррекционная работа с детьми раннего возраста 4. Психокоррекция в дошкольном возрасте. 5. Содержание психолого-педагогической коррекции в младшем школьном возрасте. 6. Содержание психолого-педагогической коррекции в подростковом возрасте. 7. Содержание психолого-педагогической коррекции в юношеском возрасте 8. Учет запроса клиента при разработке психокоррекционных программ (с привлечением собственного опыта). 9. Взаимодействие психолога с учителями и родителями в реализации психокоррекционных программ (обязательно с привлечением личного опыта). 10. Выбор методов психокоррекционной работы (с привлечением собственного опыта). 11. Анализ методов используемых в психокоррекции при работе с личностными проблемами. 12. Анализ методов используемых в психокоррекции познавательной деятельности. 13. Страхи у детей и возможности их коррекции. 14. Психокоррекция при школьной дезадаптации. 15. Коррекция нарушений детско-родительских отношений. 16. Психокоррекция агрессивного поведения у детей. 17. Составление диагностико-коррекционной программы для работы с детьми, испытывающими трудности при обучении чтению. 18. Психокоррекционная работа с детьми, испытывающими трудности при овладении письмом. 19. Психокоррекционная работа, направленная на углубление самопознания и развитие позитивной Я-концепции. 20. Психокоррекция коммуникативных трудностей. 21. Развитие мотивационно-потребностной сферы у школьников. 22. Развитие эмоционально-волевой регуляции поведения. 23. Описание и анализ программы психокоррекции, составленной по конкретному запросу (из собственной практики). 24. Составление диагностико-коррекционной программы для работы с детьми, испытывающими трудности при обучении счету. 25. Организация коррекционной работы, направленной на оптимизацию межличностных отношений. 26. Обучение школьников конструктивному разрешению конфликтных ситуаций как профилактика негативных явлений в сфере межличностных отношений. 27. Использование методов арттерапии в коррекционной работе 28. Работа с эмоциональными состояниями в психокоррекции
Вопросы к зачету (экзамену) по курсу «ПСИХОКОРРЕКЦИЯ» 1. Теоретические основы психокоррекции. 2. Психодинамический подход к проблемам психокоррекции. 3. Поведенческий подход к проблемам психокоррекции. 4. Гуманистическая психология и психокоррекция. 5. Деятельностный подход к психокоррекции. 6. Принципы, цели и задачи психокоррекции. 7. Основная психокоррекционная проблематика дошкольного возраста. 8. Основная психокоррекционная проблематика младшего школьного возраста. 9. Основная психокоррекционная проблематика подросткового возраста. 10. Основная психокоррекционная проблематика юношеского возраста 11. Взаимосвязь диагностической и коррекционной работы психолога. 12. Этапы диагностико-коррекционной работы. 13. Учет запроса клиента при составлении коррекционной программы. 14. Взаимодействие психолога с ближайшим окружением ребенка при реализации коррекционных программ. 15. Психологическая, педагогическая и медицинская коррекция. 16. Выбор методов психокоррекционной работы с учетом возрастных, 17. индивидуальных особенностей ребенка, а также результатов диагностики. 18. Метод конгруэнтной коммуникации в психокоррекционной работе. 19. Методы арттерапии в психокоррекционной работе. 20. Методы социальной терапии в коррекционной работе. 21. Метод систематической десенсибилизации в коррекционной работе. 22. Методы поведенческого тренинга в коррекционной работе. 23. Деятельностные методы в психокоррекции. 24. Групповые формы психокоррекционной работы. 25. Индивидуальные формы коррекционной работы. 26. Психокоррекция, направленная на преодоление трудностей в обучении. 27. Психокоррекция трудностей при обучении чтению. 28. Психокоррекция трудностей при овладении письмом. 29. Психокоррекция трудностей при освоении счета. 30. Психокоррекционная работа с агрессивными, детьми. 31. Психокоррекция, направленная на преодоление коммуникативных трудностей. 32. Коррекция нарушений детско-родительских отношений. 33. Страхи у детей и возможности их коррекции. 34. Психокоррекция школьной дезадаптации. 35. Психокоррекционная работа с тревожными детьми. 36. Психокоррекционная работа с аутичными детьми. 37. Психокоррекционная работа с гиперактивными детьми. 38. Сказка в психокоррекции. 39. Нейропсихологические основы психокоррекции. 40. Помощь леворукому ребенку. 41. Готовность специалиста к коррекционной работе 42. Особенности составления психокоррекционных программ. 43. Оценка эффективности коррекционных мероприятий. 44. Игротерапия в психокоррекции. 45. Профессионально-этические проблемы психокоррекции. 46. Библиотерапия в психокоррекции 47. Проективный рисунок психокоррекции.
Список литературы к курсу " ПСИХОКОРРЕКЦИЯ" 2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.H. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1997. 3. Коррекционная работа школьного психолога.- М., 1997. 4. Осипова А.А. Основы общей психокоррекции. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 512 с.. 5. Практическая психология образования. /Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1997 6. Психологическая коррекция умственного развития учащихся.- М-, 1990. 7. Психокоррекция: теория и практика. - М., 1995 8. Рабочая книга школьного психолог а. / Под ред.И.В. Дубровиной - М., 1991 Дополнительная литература. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми.- М., 1997. Вейс Т. Как помочь ребенку - М., 1992. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А. Беличевой – М., 1993. Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии.- Психологический журнал, 1 980, т. 1, №2. Заика Е.В., Лантушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников.- Вопросы психологии, 1997, №4 Зак А.З. 0 развитии способности действовать" в уме" у школьни- ков 1-10 классов.- Вопросы психологии, 1983, №1. 3имбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991. Игры: Обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В.В. Петрусинского, вып. 1-6. Карабанова 0.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург, 1997. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.- М., 1995 Ма нов а - Томова В.С., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.- София, 1981. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе.-М., 1996. Практический, материал для психологической работы в школе. / Сост.Усанова 0.К.- М., 1991. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе.- М., 1995. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995» Садовникова И.H. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1995. Самоукина Н-В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула - М., 1989. Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск, 1996. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988 Цукерман Г.А., Мастеров В.М. Психология саморазвития.- М., 1990 Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1990. Шабаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. - М., 1996. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция.-Под ред. В.В. Лебединск ого и др. - М., 1990
Психолого-педагогическая коррекция Список литературы. 1. Абрамова Г.А. Практическая психология. – М.: 1997. - 2. Агафонова И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений / Учеб. пособие. – СПб.: МиМ-Экспресс, 1996. – 96с. 3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. – Обнинск, 1993. 4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С.Цветковой – М.: 2001. - 5. Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб – Мн.: Диалог – Лотаць, 1997. – 256 с. 6. Альманах психологических тестов. – М., 1995. 7. Ануфриев А.Ф. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. – 224 с. 8. Арттерапия / Сост. и ред. А.И.Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.: илл. 9. Бардин К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя. – М., Просвещение, 1987. – 112 с. 10. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176 с. 11. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд. Совершенство., 1998. – 62 с. 12. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? Практическое руководство по ненасильственному разрешению конфликтов / пер. с нем. Р.С. Эйвадиса. – СПб.: Светлячок, Речь, 2001. – 128 с. 13. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 144 с. 14. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 160 с.: ил. 15. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1, 2. – М., Генезис, 2001. – 160 с. 16. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.: ил. 17. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А. Раев А.И.Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000. -159 с. 18. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Изд.Центр Академия, 2002. – 416 с. 19. Гетманова А.Д. Занимательная логика для школьников: Ч.1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 240 с.: ил. 20. Графические методы в психологической диагностике. / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. – М., 1992. 21. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Компенс-Центр, 1993. – 176 с. 22. Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. – М., 1978. 23. Диагностика школьной дезадаптации. / Под ред. С.А. Беличевой - М., 1993. 24. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста. – Таганрог, 1995. 25. Дружинин В.Е. Психическое здоровье детей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с. 26. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Изд-во «Лантерна», «Вита». – 150 с. 27. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков, 1994. 28. Зак А.З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать: как проверять и развивать логическое мышление детей 6 – 15 лет. – М.: Фолиум, 1996, 112 с. 29. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль 6 Академия развития, 2001. – 160 с.: ил. 30. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск: Народная асвета, 1984 – 239с. 31. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.: Гном – Пресс, Новая школа, 1998. – 56 с. 32. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки! – Ярославль: Академия развития, Академия, К, 1999. – 192 с., ил. 33. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000. – 190 с., ил. 34. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2000. – 150 с., ил. 35. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с., ил. 36. Немов Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с. 37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996. – 374 с. 38. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 240 с. 39. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256 с. 40. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 448 с. 41. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 2-е изд. – 208с. 42. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М: Класс, 1997. – 336 с. 43. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М. – Воронеж, изд. НПО МОДЭК, 2000. – 240 с. 44. Осипова А.А. Основы общей психокоррекции. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 512 с.. 45. Основы психодиагностики. / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-наДону, 1996. 46. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. – М.: Москва, 2001. – 184 с. 47. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. Учебное пособие – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2000. – 240 с. 48. Полуянов Ю.А.Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. Пособие для школьных психологов. –М.-Рига, 2000. – 160 с. 49. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Авт. сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 160 с. 50. Практикум по психологии. М.: МГУ 51. Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. 52. Психологическая диагностика (учебное пособие)./Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой М., 1997. 53. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991. 54. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987. 55. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. –Ярославль, Академия развития: Академия Холдинг, 2001. -160 с.: ил. 56. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 224 с.: ил. 57. Садовникова И.H. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- М., 1995. 58. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы / Худ. Селиванов А.А. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 208 с.: ил. 59. Самоукина Н-В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. 60. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 224 с., ил. 61. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. - 62. Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула - М., 1989 63. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.- 576 с. 64. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2002. – 192 с. 65. Тарасенко Н.Н. Развивающие занятия с младшими школьниками. Пособие для школьного психолога. – Коломна, 2001. - 66. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с. 67. Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск, 1996. 68. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: изд-во Совершенство, 1998. – 80 с. 69. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 208 с. 70. Цветкова Л.С. 71. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988 72. Цукерман Г.А., Мастеров В.М. Психология саморазвития.- М., 1990 73. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1990. 74. Чутко Н.Я. Чтобы не дремали мысли: Формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших школьников. М.: Издательство ИПК и ПРНО МО, 1996. – 72 с. 75. Шабаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников. - М., 1996. 76. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в психотерапии. – СПб.: изд-во Пирожкова, 2001. – 224 с.: илл. 77. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - Под ред. В.В. Лебединского и др. - М., 1990
Литература. 1. Практическая психология образования./Под ред.Дубровиной И.В.- М, 1997.- С.427-016 2.Психокоррекция: теория и практика.- М., 1995. Дополнительная литература. Бабайцева В.Ю. Личностно-ориентированный тренинг в процессе Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 199 3имбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991. Игры, обучение, тренинг, досуг. - М., 1994, - Вып. 1-6. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Ека Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте, - София, 1986 Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе.- М., 1995. Раттер М. Помощь трудным детям.- М., '1987. Фурманов И.А. Детская агрессивность, - Минск, 1.996. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.- М., 1995 Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., 1990.
|