Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аналитическая индивидуальная психокоррекция А.
АДЛЕРА Основные положения концепции А. Адлера Субъективное восприятие действительности. Согласно концепции А. Адлера, мир воспринимается с позиций " системы отсчета", т.е., в сущности, проявляется феноменологическая ориентация. Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Комплекс неполноценности и компенсация.. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда - это три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству. По Адлеру индивидуальность - это неповторимый путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни. Большинство прототипов неосознаваемы. Важно другое - как только прототип (план) адаптации возник, он становится костяком, который обрастает смыслами, почерпнутыми из жизненного опыта, и обладает направляющей силой. Телеология вымысла - Адлер предполагал, что люди живут вымыслом и представлениями о должном, и на поведение человека гораздо больше влияют ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. Социальное личностное чувство - это принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм. Социально-ориентированное поведение - это помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность. Цели коррекции вытекают из основных положений концепции. Их можно представить следующим образом: · снижение чувства неполноценности; · развитие социального интереса (просоциальной направленности); · коррекция целей и мотивов с перспективой изменения стиля жизни. Позиция психолога - найти ошибку в " картине мира" клиента, из-за которой возникают психологические проблемы. Возможны четыре типа ошибок. 1. Недоверие. 2. Себялюбие. 3. Нереалистические амбиции. 4. Недостаток уверенности. Требования и ожидания от клиента. Основное для клиента - занять партнерскую позицию, т.е. позицию " на равных" по отношению к психологу. От клиента ожидаются активность, ответственность, стремление к сотрудничеству и взаимное доверие. Главное направление совместного поиска - базисные ошибки в мышлении о мире, поиск возможностей их коррекции. Техника психокоррекционной работы данного направления включает в себя следующие процедуры (эти процедуры соответствуют следующем четырем этапам психокоррекции): 1. Установление правильных отношений - формирование соответствующие установок в отношении клиента: уважительность, вера в возможности и способности человека, активное слушание, проявление искреннего интереса, поддержка и подбадривание. Для этого используются коммуникативные навыки и умения. 2. Анализ личностной динамики - понимания, осознания специфики жизни клиента важное место уделяется опросу о целях жизни: " В чем вы идите свое предназначение? "; " Вам нравится то, на что вы расходуете свою жизнь? " и т.д. Для этого существуют специальные техники.(опросник семейного созвездия; набор вопросов " Раннее воспоминание"; анализ сновидения; приоритеты. (превосходство; контроль; комфорт и желание быть приятным); подведение итогов) 3. Подбадривание. На этом этапе работы основная функция - признание личного мужества клиента, его духовных сил и главное - наличия свободы выбора в поступках на основе приобретенного самопознания. 4. Поощрение инсайта. Задача психолога - создание условий для инсайта (озарения) путем сочетания психологической поддержки и конфронтации, а также соответствующих интерпретаций с тем, чтобы высветить для клиента его неосознаваемые цели, ложные ценности, стиль жизни. В интерпретациях полезны намеки, подсказки и предположения, с помощью которых снижается уровень психологической защиты клиента. Реальное самопонимание - вот смысл третьего этапа. 5. Помощь в переориентации. Эта заключительная стадия работы известна также под названием " Воплощение инсайта в действие". Существуют специальные приемы, способствующие изменению прежних целей и принятию новых решений. Антисуггестия (парадоксальная интенция) - смысл этой техники состоит в многократном преувеличении пропорций нежелательной активности, благодаря чему обеспечивается помощь клиенту в осознавании неадекватности и неуместности нежелательных действий. Смысл техники не только в том, что она идет в ногу с защитными механизмами благодаря отлаженному механизму действия, но и в том, что принудительное, многократно усиленное осуществление действия, с которым следовало бы бороться, обесценивает это действие для клиента. Действие " Если бы...". Данная психотехника основана на типичной жалобе: " Ах, если бы". Клиенту предлагается действовать так, словно пожелание " если бы" осуществилось. Постановка целей и принятие обязательств. Правила использования этой техникой просты: цель должна быть достижима, реалистична, а время - ограничено. " Делай только то, что приятно" - так сформулировал Адлер смысл этого приема. Если все же цель не осуществляется, ее можно пересмотреть. Поймай себя. Клиенту предлагается отслеживать свое деструктивное поведение, не впадая в самообвинение, скорее с теплым юмором в отношении себя. Прием продуктивен, если клиент уже осознал свои цели и мотивирован к переориентации. " Нажатие кнопки". Клиенту предлагается расслабиться и обратить внимание на то, какие образы и мысли вызывают неприятные чувства, а какие - приятные. После этого его обучают произвольно регулировать свое эмоциональное состояние " нажатием кнопки", т.е. принимая решение о том, на каких образах или мыслях стоит сосредоточиться. " Избегание плакунчика". Смысл этой техники - не попасть в ловушку той психологической позиции, с которой приходит клиент, в частности привычной поведенческой позиции типа: " Меня никто не любит, никому я не нужен".
|