![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профилактика детских проблем.
Психологический комфорт как условие нормального психосоциального развития детей
Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями. Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают его. Создание условий психологического комфорта (когда окружающая среда оказывает не травмирующее, а развивающее воздействие на ребенка) получило название " психологической безопасности". Психологическая безопасность – такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка. В этом случае адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы психическому здоровью ребенка. Для обеспечения психической безопасности ребенка следует включать следующие мероприятия:
систему профилактики психоэмоционального состояния ребенка через тренинги и средствами физического воспитания: подвижные, народные игры, виброгимнастика, массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры; аромо- и фитотерапию путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения (корица, ваниль, мята); работу с природными материалами – глиной, песком, водой, красками: арттерапия (лечение искусством, творчеством, увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма); предоставление ребенку максимально возможных в этом возрасте самостоятельности и свободы; расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми; создание развивающей предметно-пространственной среды. Какие же психолого-педагогические способы создания психологического комфорта должны присутствовать у детей при организации воспитательно-образовательной работы с ними? Важно, чтобы: у детей преобладало положительное эмоциональное состояние; у ребенка присутствовало бодрое жизнерадостное настроение; эмоциональные реакции детей были положительно окрашены: улыбкой, смехом, контактом с окружающими, отсутствием страхов; ребенка не наказывали ограничением движений; чаще использовался игровой метод организации работы с детьми, так как игра вызывает положительные эмоции, повышает интерес к занятиям. Установлено, что в основе всех психосоматических нарушений лежит тревога и депрессия, а отрицательные эмоции — это основа для развития депрессии и тревоги. Причины отрицательных эмоций у дошкольников следующие: 1.Срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или общения). 2.Неправильные воспитательные приемы (сверхзабота, потакание, излишняя требовательность, властность). 3.Неправильное построение режима дня ребенка. 4.Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности. 5.Создание односторонней привязанности. 6.Отсутствие единого подхода к ребенку. Причина отрицательных эмоций у школьников (по данным конференции ВОЗ 2002 года): 1.Домашняя обстановка. 2.Давление школьного процесса. 3.Технологизация общества. 4.Присутствие элемента соревнования. Важную роль в поддержании психического здоровья играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние другого. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными эмоциями, чувствами ребенок способен тонко понимать другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства. Эмоции, скованность, неловкость, или неадекватность проявления эмоций в мимико-жестовой речи затрудняют общение друг с другом (особенно детей). В непонимании другого человека кроются причины страха, отчужденности, враждебности.
|