Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка
Фельдшер
Образовательных учреждений
Специализация
Рабочая программа
Специальность 060101
«Лечебное дело»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)
2011 г
Программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин медицинской специальности
Председатель ЦМК
Рахимова А.Х.____________
| Программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060101 «Лечебное дело», повышенный уровень образования
Зам. директора по учебной работе
Сливочкина О.В.__________________
|
Содержание
| Пояснительная записка ………………………………….
Тематический план ………………………………………
Содержание учебной дисциплины ……………………..
Экзаменационные вопросы…………………………….
Рекомендуемая литература……………………………..
|
|
Пояснительная записка
Данная программа разработана согласно приказу Министерства образования РФ от 30.06.92г № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» и предназначена для осуществления подготовки специалистов повышенного уровня образования по специальности 060101 «Лечебное дело» квалификации «фельдшер образовательных учреждений».
Данная программа разработана с целью повышения качества медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях путём подготовки кадров, прошедших соответствующую специализацию.
Программа специализации «фельдшер образовательных учреждений» рассчитана на 325 часов: 68 часов - теоретических занятий, 184 часа – практических занятий и 73 часа отводится на внеаудиторную работу.
Цель педиатрической службы состоит в обеспечении контроля нормального развития ребёнка с самого раннего детства до достижения совершеннолетия.
Специалисты обязаны воспринимать ребёнка во всей его целостности, решать основные проблемы его здоровья и болезни применительно к любой общей или органной патологии.
Основные направления фельдшера образовательных учреждений готовящегося к самостоятельной профессиональной деятельности:
- организация медицинского обеспечения детей
- первичная профилактика:
§ Контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях;
§ Контроль организации питания детей;
§ Контроль физического воспитания, развития детей;
§ Контроль трудового обучения;
§ Иммунопрофилактика;
§ Мероприятия по проведению адаптации детей к посещению дошкольных и школьных учреждений различного типа;
§ Санитарно-просветительская работа;
- вторичная профилактика:
§ Участие в проведении скрининг-тестов в образовательных учреждениях;
§ Участие в проведении профилактических осмотров детей дошкольно-школьных учреждений;
§ Участие в проведении в проведении диспансеризации детей, посещающих образовательные учреждения
§ Проведение противоэпидемических мероприятий;
§ Организация оказания неотложной помощи, ведение амбулаторного приёма
После прохождения специализации специалист должен знать:
- приказы и положения, регламентирующие систему организации медицинской помощи детям образовательных учреждений;
- медицинскую этику и деонтологию;
- анатомо-физиологические, биохимические, иммунологические и другие медико-биологические особенности детского организма;
- психосоциальную, экологическую педиатрию;
- нарушения поведения, проблемы младшего школьного и подросткового возраста;
- санитарно-гигиенические требования к организации работы образовательных учреждений;
- систему санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- принципы проведения первичной профилактики;
- принципы диспансеризации детей
- основы медицины катастроф.
специалист должен уметь:
- спланировать и организовать работу медицинского кабинета образовательных учреждений;
- работать с инструктивными письмами и документами;
- спланировать провести мероприятия по контролю за санитарно- гигиеническим состоянием дошкольных и школьных учреждений;
- организовать работу пищеблока и контролировать её;
- осуществлять контроль за постановкой физического и трудового воспитания;
- осуществлять совместную с педагогическим коллективом работу по адаптации детей в образовательных учреждениях различных типов;
- организовать систему иммунопрофилактики;
- оказать неотложную помощь;
- правильно транспортировать больного в лечебное учреждение;
- выполнять требования инфекционного контроля;
- проводить простейшие физиотерапевтические процедуры;
- владеть техникой сестринских манипуляций;
- организовать и провести санитарно-просветительскую работу.
Изучение программы завершается экзаменом.
Тематический план
№
| Темы занятий и консультаций
| Количество часов
| Максимальная нагрузка
| Кол-во
аудиторных
часов
| Внеаудиторная работа
| Всего
| Теория
| Практика
| Раздел 1. Организационная работа
|
|
|
|
|
| 1.1
| Медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 2.1
| Общие требования к проектированию и строительству детских дошкольных учреждений и школ
|
|
|
| -
| -
| 2.2
| Гигиенические требования к оборудованию детских дошкольных учреждений и школ.
|
|
|
| -
| -
| 2.3
| Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях
|
|
|
| -
| -
| 2.4
| Контроль соблюдения санитарно-гигиенических условий детских образовательных учреждений
|
|
| -
|
|
| Раздел 3. Возрастные особенности физического развития детей раннего, дошкольного и школьного возраста
|
|
|
|
|
| 3.1
| Физическое развитие детей раннего возраста, методы его определения
|
|
|
|
|
| 3.2
| Физическое развитие детей дошкольного возраста, методы его определения
|
|
|
|
|
| 3.3
| Физическое развитие детей школьного возраста, методы его определения
|
|
|
|
|
| 3.4
| Обязанности фельдшера ДДУ
|
|
| -
|
|
| Раздел 4. Медицинский контроль за физическим воспитанием, трудовым обучением. Работа по профессиональной ориентации
|
|
|
|
|
| 4.1
| Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 4.2
| Медицинский контроль за организацией закаливающих мероприятий в образовательных учреждениях
|
|
| -
|
|
| 4.3
| Медицинский контроль за организацией трудового обучения детей в образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 4.4
| Роль фельдшера в определении профессиональной ориентации школьников
|
|
|
|
| -
| Раздел 5. Организация питания в детских образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 5.1
| Основные принципы рационального питания детей
|
|
|
| -
| -
| 5.2
| Организация питания детей в ДДУ
|
|
|
|
|
| 5.3
| Организация питания детей в школах
|
|
|
|
|
| Раздел 6. Мероприятия по обеспечению адаптации в образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 6.1
| Особенности психологии детей раннего, дошкольного и школьного возраста
|
|
|
| -
|
| 6.2
| Организация и обеспечение адаптации детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 6.3
| Организация и обеспечение адаптации детей в школах-интернатах
|
|
|
|
|
| Раздел 7. Особенности работы фельдшера в оздоровительных лагерях, коррекционных образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 7.1
| Особенности организации работы фельдшера в летних оздоровительных лагерях, санаторных группах
|
|
|
| -
| -
| 7.2
| Особенности организации работы фельдшера в коррекционных образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| Раздел 8. Иммунопрофилактика
|
|
|
|
|
| 8.1
| Организация прививочной работы в образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| Раздел 9. Организация гигиенического воспитания и обучения, пропаганда здорового образа жизни
|
|
|
|
|
| 9.1
| Организация гигиенического воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Роль фельдшера в пропаганде здорового образа жизни
|
|
|
|
|
| | | | | | | | |
Раздел 10. Диспансеризация
|
|
|
|
|
| 10.1
| Организация и проведение скрининг-тестов в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 10.2
| Организация и проведение углублённых профилактических осмотров детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 10.3
| Организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья
|
|
|
|
|
| 10.4
| Противотуберкулёзная работа в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| Раздел 11. Организация амбулаторного приёма. Оказание неотложной помощи
|
|
|
|
|
| 11.1
| Особенности работы фельдшера на амбулаторном приёме в детских образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 11.2
| Основные принципы организации неотложной доврачебной помощи в образовательных учреждениях
|
|
|
|
| -
| 11.3
| Оказание неотложной помощи при травмах и попадании инородных тел
|
|
|
|
| -
| 11.4
| Оказание неотложной помощи при острых аллергических состояниях
|
|
|
|
| -
| 11.5
| Оказание неотложной помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
|
|
|
|
| -
| 11.6
| Оказание неотложной помощи при судорожном синдроме
|
|
| -
|
| -
| 11.6
| Оказание неотложной помощи работникам образовательных учреждений
|
|
| -
|
| -
| Раздел 12. Профилактика инфекционных заболеваний в детских образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| 12.1
| Профилактика инфекционных заболеваний в детских образовательных учреждениях
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
|
Содержание рабочей программы
№
| Кол-во
часов
|
ТЕОРИЯ
| Внеаудиторная работа
| 1.
|
| Тема: Медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Формы организации медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях (приказ № 186/272 от 30.06.92 г МО и МЗ РФ, приложение 5)
· Особенности профессиональной подготовки фельдшера в ДДУ. Систему преддипломной и последипломной подготовки
· Функциональные обязанности фельдшера ДШУ (приказ № 186/272, приложение 2)
| Изучение нормативной документации
|
|
| Тема: Общие требования к проектированию и строительству детских дошкольных учреждений и школ
Студент должен знать:
· Проводимые мероприятия по контролю санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях:
- контроль за состоянием земельного участка (расположение, площадь, озеленение, поддержание чистоты)
- контроль за расположением спортивных площадок и их безопасность
- контроль за состоянием здания: в том числе систем жизнеобеспечения
|
|
|
| Тема: Гигиенические требования к оборудованию детских дошкольных учреждений и школ.
Студент должен знать:
- Предъявляемые требования к оборудованию:
- количеству и качеству мебели, её маркировка;
- оборудованию спортивного зала, кабинетов труда
- освещению помещений образовательных учреждений
- к игрушкам, письменным принадлежностям, школьным учебникам, одежде, обуви
- контролю за соблюдением правил техники безопасности
|
|
|
| Тема: Организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Предъявляемые требования к организации учебно- воспитательного процесса:
- составление требований к составлению расписания
- составление требований к комплектации классов
- составление требований к использованию технических средств обучения
|
|
|
| Студент должен знать:
· Проводимые мероприятия по контролю за санитарно-техническими условиями в образовательных учреждениях:
- контроль за режимом дня в дошкольных учреждениях
- контроль за режимом дня детей групп продлённого дня
- контроль за режимом дня детей-шестилеток
- контроль за режимом дня детей классов выравнивания
· Проводимые мероприятия по оказанию методической помощи в организации учебно- воспитательного процесса
|
|
| Тема: Физическое развитие детей раннего возраста, методы его определения
Студент должен знать:
· Физическое развитие как один из критериев состояния здоровья
· Показатели физического развития детей раннего возраста:
- Соматометрические (определение роста, массы тела, окружности грудной клетки)
- Соматоскопические (степень полового созревания, состояние костной и мышечной систем, жироотложение)
- Физиометрические (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила рук)
|
|
|
| Тема: Физическое развитие детей дошкольного возраста, методы его определения
Студент должен знать:
· Показатели физического развития детей дошкольного возраста:
- Соматометрические (определение роста, массы тела, окружности грудной клетки)
- Соматоскопические (степень полового созревания, состояние костной и мышечной систем, жироотложение)
- Физиометрические (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила рук)
|
|
|
| Тема: Физическое развитие детей школьного возраста, методы его определения
Студент должен знать:
· Показатели физического развития детей школьного возраста:
- Соматометрические (определение роста, массы тела, окружности грудной клетки)
- Соматоскопические (степень полового созревания, состояние костной и мышечной систем, жироотложение)
- Физиометрические (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила рук)
|
|
|
| Тема: Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в организации физического воспитания детей дошкольно-школьных учреждений:
- рекомендации по организации уроков физкультуры
- рекомендации по организации соревнований
- рекомендации по организации работы спортивных секции
· Правила распределения учащихся по группам физического воспитания: общая, подготовительная, специальная – критерии, показания, обоснования
|
|
|
| Тема: Медицинский контроль за организацией трудового обучения детей в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в организации трудового воспитания детей дошкольно-школьных учреждений:
- рекомендации по организации и проведению уроков труда
· Основные проблемы в реализации трудового обучения
· Соответствие трудовых нагрузок функциональным и возрастно - половым возможностям растущего организма
· Особенности развития детей и подростков
|
|
|
| Тема: Роль фельдшера в определении профессиональной ориентации школьников
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в организации профориентации выпускников 9-11 классов:
- рекомендации по профессиональной ориентации в зависимости от состояния здоровья детей
· Мероприятия по подготовке молодёжи к сознательному выбору профессии в соответствии с призванием, способностями, наклонности.
|
|
|
| Тема: Основные принципы рационального питания детей
Студент должен знать:
- Понятие «рациональное питание». Физиологические основы питания
- Принципы рационального питания:
- сбалансированность пищевого рациона
- характер кулинарной обработки продуктов
- соблюдением определенного режима питания
· Физиологические нормы питания в зависимости от возраста детей:
- понятие о незаменимых питательных веществах
- потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, некоторых минеральных веществах в зависимости от возраста
|
|
|
| Тема: Организация питания детей в ДДУ
Студент должен знать:
· Требования к режиму питания детей от 1 года до 6 лет:
- кратность приёма пищи
- распределение питания в течение суток по калорийности и качеству
- Требования к калорийности и приготовлению блюд
- Требования к состоянию пищеблока:
- условия хранения продуктов
- оснащение
- этапность приготовления блюд
- соблюдение поточности
- правила раздачи
· Санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока
|
|
|
| Тема: Организация питания детей в школах
Студент должен знать:
- Требования к режиму питания детей в школах:
- распределение питания в течение суток по калорийности и качеству
· Требования к калорийности и приготовлению блюд
- Требования к состоянию пищеблока:
- условия хранения продуктов
- оснащение
- этапность приготовления блюд
- соблюдение поточности
- правила раздачи
· Санитарно-эпидемиологический контроль за работой пищеблока
|
|
|
| Тема: Особенности психологии детей раннего, дошкольного и школьного возраста
Студент должен знать:
· Анатомо - физиологические и психофизиологические особенности детей:
- преддошкольного возраста (до 3 лет)
- дошкольного возраста (3-7 лет)
- младшего школьного возраста (7-10 лет)
- среднего школьного возраста (11-14 лет)
- старшегошкольного возраста (15-18 лет)
| Подготовка рефератов: «Анатомо-физиологические особенности детей разных возрастных групп»
|
|
| Тема: Организация и обеспечение адаптации детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
- Обязанности фельдшера (медсестры) в ДДУ
· Мероприятия к поступлению в ДДУ, обеспечивающие процесс адаптации детей
· Группы адаптации по Р.В. Тонковой-Ямпольской
· Методы определения степени готовности ребёнка к школе
· Этика и деонтология при работе с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.
|
|
|
| Тема: Организация и обеспечение адаптации детей в школах-интернатах
Студент должен знать:
· Медико-педагогические мероприятия по оценке уровня готовности и посещения образовательного учреждения
- с отклонениями в биологическом развитии
- с функциональными отклонениями
- с хроническими заболеваниями
· Психофизиологические и медицинские исследования для выявления дефектов развития и их коррекции
· Особенности адаптации детей в коррекционных школах- интернатах
|
|
|
| Тема: Особенности организации работы фельдшера в летних оздоровительных лагерях, санаторных группах
Студент должен знать:
· Особенности работы в оздоровительных лагерях:
- контроль за санитарно-гигиеническими условиями (состояние земельного участка; световой, воздушно-тепловой режим)
- контроль за соблюдением санитаргно- противоэпидемического режима (состояние санузлов, комнат отдыха, пищеблока)
- контроль за питанием (соблюдение правил личной гигиены; контроль за приготовлением пищи; составление меню раскладки)
- контроль за физическим состоянием детей (антропометрия)
- Особенности работы в санаторных группах:
- критерии направления детей в санаторные группы
- порядок проведение диспансерного наблюдения за посещением санаторных групп
|
|
|
| Тема: Особенности организации работы фельдшера в коррекционных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Особенности работы в коррекционных образовательных учреждениях:
- особенности патологии детей, находящихся в коррекционном образовательном учреждении
- организацию системы воспитания и оздоровления детей с отклонением в здоровье в зависимости от возраста и патологии
- особенности психологии детей с различными отклонениями здоровья
|
|
|
| Тема: Организация прививочной работы в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в первичной профилактике инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях
· Цели, способы иммунопрофилактики в образовательных учреждениях
· Систему организации прививочного дела в России.
|
|
|
|
Студент должен знать:
· Виды и характеристики вакцин
· Показания и противопоказания к вакцинации
· Виды поствакцинальных осложнений: местные и общие реакции
· Календарь прививок
|
|
|
| Тема: Организация гигиенического воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Роль фельдшера в пропаганде здорового образа жизни
Студент должен знать:
· Основы гигиенического воспитания детей образовательных учреждений:
- формирование навыков здорового образа жизни (соблюдение личной гигиены, режима дня, питания, труда)
- организация мероприятия по профилактике близорукости, кариеса, нарушений осанки
- половое воспитание
- воспитание бережного отношения к окружающей природной среде
|
|
|
|
Студент должен знать:
· Роль фельдшера образовательных учреждений в пропаганде здорового образа жизни
· Формы организации санитарно-просветительской работы в образовательных учреждениях:
- подготовка бесед с детьми и их родителями
- подготовка санитарных бюллетеней
- проведение конкурсов и т.д
|
|
|
| Тема: Организация и проведение скрининг-тестов в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в индивидуальной оценке состояния здоровья детей
· Роль фельдшера в проведении скрининг - тестов по выявлению отклонений в состоянии здоровья детей
· Цель, сроки, систему проведения скрининг – тестов в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
|
|
|
| Тема: Организация и проведение углублённых профилактических осмотров детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в проведении углубленных профилактических осмотров детей в ДДУ
· Цель, сроки, систему проведения профилактических осмотров в ДДУ
· Перечень специалистов для проведения профилактических осмотров
· Перечень документации для организации и проведения профилактических осмотров
|
|
|
|
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в проведении углубленных профилактических осмотров детей в школах
· Цель, сроки, систему проведения профилактических осмотров в школах
· Перечень специалистов для проведения профилактических осмотров
· Перечень документации для организации и проведения профилактических осмотров
|
|
|
| Тема: Организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья
Студент должен знать:
· Особенности организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья:
- организация медицинского наблюдения за детьми диспансерной группы 1 и 2
- организация медицинского наблюдения за детьми диспансерной группы 3
- организация медицинского наблюдения за детьми - инвалидами
|
|
|
| Тема: Противотуберкулёзная работа в дошкольно- школьных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в профилактике туберкулеза в образовательных учреждениях:
- выделение групп риска
- организация постановки пробы Манту и её оценка, выявление виража туберкулёзных проб
- организация проведения вакцинации против туберкулёза
|
|
|
| Тема: Особенности работы фельдшера на амбулаторном приёме в детских образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Особенности амбулаторного приёма в образовательных учреждениях:
- для детей
- для взрослых
· Документацию для проведения амбулаторного приёма
|
|
|
| Тема: Основные принципы организации неотложной доврачебной помощи в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Принципы оказания неотложной помощи в образовательных учреждениях:
- систему оказания неотложной помощи в образовательных учреждениях
- состав аптечки первой помощи
|
|
|
| Тема: Оказание неотложной помощи при травмах и попадании инородных тел
Студент должен знать:
- Оказание неотложной помощи и при травмах:
- переломах
- кровотечениях
- ожогах
- попадании инородных тел в дыхательные пути
· Особенности оказания неотложной помощи у детей с данной патологией
|
|
|
| Тема: Оказание неотложной помощи при острых аллергических состояниях
Студент должен знать:
· Оказание неотложной помощи при острых аллергических состояниях:
- отёк Квинке
- анафилактический шок
- отёке гортани
· Особенности оказания неотложной помощи у детей с данной патологией
|
|
|
| Тема: Оказание неотложной помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
Студент должен знать:
· Оказание неотложной помощи при сердечно- сосудистой недостаточности
- обмороке
- коллапсе
- шоке
|
|
|
| Тема: Профилактика инфекционных заболеваний в детских образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Инфекционные заболевания и меры их профилактики
· Источники инфекционных болезней в организованных детских коллективах
· Действия фельдшера при возникновении инфекционного заболевания
· Действия фельдшера при получении сообщения из Центра Государственного санитарно- противоэпидемического надзора о случае инфекционного заболевания
|
|
№
| Кол-во
часов
|
Практика
| Внеаудиторная работа
| 1.
|
| Тема: Медицинское обслуживание детей в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Формы организации медицинского обслуживания детей в образовательных учреждениях
· Особенности профессиональной подготовки фельдшера в ДДУ. Систему преддипломной и последипломной подготовки
Студент должен уметь:
· Организовать медицинское обслуживание детей в ДШУ
|
|
|
| Студент должен знать:
· Функциональные обязанности фельдшера ДШУ:
- оказание неотложной медицинской помощи
- профилактическая работа
- санитарно-гигиенический контроль
- санитарно-просветительская деятельность
-выполнение противоэпидемических мероприятий
-отчётно-учетная деятельность
· Ответственность фельдшера за качество профессиональной деятельности
· Перечень учетных форм медицинской документации в ДШУ
Студент должен уметь:
· Оформлять отчётно-учетную документацию фельдшера
Зачетная манипуляция:
Оформление медицинской отчётно-учетной документации
|
|
|
| Тема: Контроль соблюдения санитарно- гигиенических норм в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Проводимые мероприятия по контролю санитарно-гигиенических норм в образовательных учреждениях
- Предъявляемые требования к оборудованию
· Предъявляемые требования к организации учебно - воспитательного процесса:
Студент должен уметь:
· Проводить мероприятия по контролю за соблюдением санитарно-технических условий в образовательных учреждениях
· Проводить мероприятия по оказанию методической помощи в организации учебно - воспитательного процесса
| Подготовка рефератов на тему: «Санитарно- гигиенические требования к оборудованию детских образовательных учреждений»
|
|
| Тема: Физическое развитие детей раннего возраста, методы его определения
Студент должен знать:
- Характеристику периодов детского возраста:
- период новорожденности
- грудной возраст
- преддошкольный период (период раннего детства)
· Показатели физического развития детей раннего возраста:
· Закономерности нарастания физических показателей ребенка на 1 году жизни
Студент должен уметь:
- Определять уровень физического развития:
- определять длину тела, массу тела
- окружность грудной клетки
- окружности головы
- состояние костно-мышечной систем
Зачетная манипуляция:
Определение роста, веса, окружности грудной клетки, окружности головы детей раннего возраста в условиях детской консультации
| Решение задач по оценке физического арзвития, работа с центильными таблицами
|
|
| Тема: Физическое развитие детей дошкольного возраста, методы его определения
Студент должен знать:
- Характеристику периода детского возраста:
- дошкольный период
· Показатели физического развития детей дошкольного периода
· Анатомо- физиологические особенности детей дошкольного периода
Студент должен уметь:
· Определять уровень физического развития детей дошкольного возраста
- определять рос
- массу тела
- окружность грудной клетки
- состояние костно-мышечной систем
· Проводить анализ физических показателей в преддошкольном и дошкольном периодах
Зачетная манипуляция: Определение уровня физического развития детей в условиях дошкольного учреждения
| Подготовить рефераты: «Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста»
|
|
| Тема: Физическое развитие детей школьного возраста, методы его определения
Студент должен знать:
- Характеристику периодов детского возраста:
- младший школьный период
- старший школьный период
· Показатели физического развития детей школьного возраста
· Анатомо- физиологические особенности детей школьного возраста
Студент должен уметь:
· Проводить анализ физических показателей у школьников
Зачетная манипуляция: Проведение анализа эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовки детей
| Подготовить реферативные сообщения: «Анатомо-физиологические особенности детей школьного возраста»
|
|
| Тема: Обязанности фельдшера ДДУ
Студент должен знать:
- лечебные
- контрольные
- профилактические
- Обязанности фельдшера ДДУ
- Отчетно-учетную документацию.
Студент должен уметь:
- Проводить контроль за проведением занятий
- Оказывать неотложную помощь
- Организовать проведение врачебных осмотров
· Поводить контроль за санитарным состоянием помещения, пищеблока
· Организовать профилактическую работу
Зачетная манипуляция: Проведение ежедневного осмотра детей
| Подготовить беседы для санитарно-просветительской работы с родителями по актуальным вопросам
|
|
| Тема: Медицинский контроль за физическим воспитанием детей в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Основные проблемы в организации физического воспитания детей в образовательных учреждениях
- Формы двигательной активности
Студент должен уметь:
· Оформить допуск к соревнованиям, занятиям в спортивных секциях
· Осуществлять контроль всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий
· Проводить контроль за состоянием и безопасностью спортивного оборудования
Зачетная манипуляция:
Провести наблюдение за методикой проведения физических упражнений и их воздействием на организм ребенка (пульс, АД, ЧДД)
| Составить комплекс упражнений для проведения физкультминутки на уроках для восстановления умственной работоспособности
|
|
| Тема: Медицинский контроль за организацией закаливающих мероприятий в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Влияние закаливающих мероприятий на физическое развитие ребенка
· Основные принципы закаливания
Студент должен уметь:
· Осуществлять контроль за организацией и проведением закаливающих мероприятий:
- место в режиме дня
- время, затраченное на проведение процедуры
- методика проведения
- реакцию детей на воздействие раздражителей
Зачетная манипуляция:
Подготовить беседу по обучению правилам закаливания
| Подготовить рефераты на тему: «Физиологическое действие водных процедур на организм ребенка»
|
|
| Тема: Медицинский контроль за организацией трудового обучения детей в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Соответствие трудовых нагрузок функциональным и возрастно - половым возможностям растущего организма
· Основные гигиенические требования предъявляемые к уроку труда:
- длительность
- место урока труда в режиме и построении трудовой деятельности
- учет анатомо – физиологических особенностей детей разных возрастных групп
Студент должен уметь:
· Осуществлять контроль за выполнением рекомендаций по трудовому обучению:
- расписание уроков
- график учебных занятий
- гигиеническая оценка построения уроков труда, общественно-полезного труда во внеурочное время
| Подготовка рефератов: «Гигиеническая оценка трудового обучения в школах», «Гигиеническая оценка организации и построения уроков труда учащихся начальных классов»
|
|
| Тема: Роль фельдшера в определении профессиональной ориентации школьников
Студент должен знать:
· Роль медицинского работника по оказанию помощи школьникам при выборе профессии
· Профессиональные требования конкретных профессий к состоянию здоровья и морфологическим и функциональным особенностям подростков
Студент должен уметь:
· Определить профессиональную пригодность школьника
· Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения врачебной профессиональной консультации в школах
Зачетная манипуляция:
Составить заключение о профессиональной пригодности подростка
|
|
|
|
|
|
|
| Тема: Организация питания детей в ДДУ
Студент должен знать:
· Особенности организации питания в дошкольных учреждениях
· Физиологические нормы питания детей дошкольного возраста
· Санитарно-гигиенические требования к режиму питания детей в дошкольных учреждениях
Студент должен уметь:
· Дать рекомендации родителям по правил ной организации питания детей в домашних условиях
· Осуществлять контроль за приготовлением пищи
· Осуществить контроль правильности отбора и хранения суточной пробы
· Оформлять документацию
Зачетная манипуляция: Составить меню раскладку
| Подготовка рефератов: «Витаминизация блюд», «Физиологическая потребность в белках, жирах. Углеводах, минеральных веществах детей дошкольного возраста»
|
|
| Тема: Организация питания детей в школах
Студент должен знать:
· Особенности организации питания в школах
· Физиологические нормы питания детей школьного возраста
· Санитарно-гигиенические требования к режиму питания детей в школах
Студент должен уметь:
· Осуществлять контроль за приготовлением и качеством пищи
· Осуществлять контроль правильности отбора и хранения суточной пробы, бракераж готовой пищи
· Осуществлять контроль за соблюдением санитарных требований к состоянию и содержанию столовых
| Составить примерное 6- дневное меню для различных возрастных групп
|
|
| Тема: Организация и обеспечение адаптации детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Мероприятия к поступлению в ДДУ, обеспечивающие процесс адаптации детей
· Психологические особенности детей от 1 до 3 лет
· Психологические особенности детей от 3 до 6 лет
· Группы адаптации по Р.В. Тонковой-Ямпольской
Студент должен уметь:
· Проводить медико-педагогические мероприятия по оценке уровня готовности к посещению дошкольного учреждения
| Подготовка рефератов: «Психофизиологические особенности детей разных возрастных групп»
|
|
| Студент должен знать:
· Критерии адаптации и готовности детей к обучению в школе
· Мероприятия проводимые для определения готовности детей к школе:
- углубленное медицинское обследование
- психофизиологическое исследование развития школьнонеобходимых функций
· Особенности адаптации учащихся в 5-10 классов
Студент должен уметь:
· Проводить медико-педагогические мероприятия по оформлению функциональной готовности к обучению детей 6 - 7 лет.
|
|
|
| Тема: Организация и обеспечение адаптации детей в школах-интернатах
Студент должен знать:
· Психофизиологические и медицинские исследования для выявления дефектов развития и их коррекции
· Особенности адаптации детей с дефектами развития в коррекционных школах- интернатах
Студент должен уметь:
· Проводить контроль за течением адаптации у детей в школах интернатах
| Подготовка рефератов: «Особенности работы с детьми с различными отклонениями в развитии» (нарушение слуха, зрения, периферической нервной системы)
|
|
| Студент должен знать:
· Функциональные особенности детей с дефектами развития
· Особенности организации учебных занятий и режима дня детям с отклонениями в развитии
Студент должен уметь:
· Проводить мероприятия по медико-педагогической коррекции детей с дефектами развития
|
|
| Тема: Особенности организации работы фельдшера в коррекционных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Особенности работы в коррекционных образовательных учреждениях
· Этика и деонтология при работе с детьми раннего, дошкольного и школьного возраста.
Студент должен уметь:
· Проводить медико-педагогические мероприятия по оценке физического и интеллектуального развития детей
| Знакомство с документацией фельдшера в коррекционных образовательных учреждениях
|
|
| Студент должен знать:
· Особенности организации физического воспитания в коррекционных образовательных учреждениях
· Особенности организации трудового воспитания в коррекционных образовательных учреждениях
Студент должен уметь:
· Участвовать в организации режима дня, составления расписания
· Проводить карантинные мероприятия при возникновении инфекционного заболевания
|
|
|
Тема: Организация прививочной работы в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Обязанности фельдшера (медсестры) прививочного кабинета, фельдшера образовательного учреждения
· Документация прививочного кабинета
· Календарь прививок
Студент должен уметь:
- Работать с документацией прививочного кабинета
Зачетная манипуляция:
Ведение документации по иммунопрофилактике
| Подготовка сообщений: «Предстерилизационная обработка шприцев в прививочном кабинете», «Реакция организма на введение вакцин», «Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний»
|
|
| Студент должен знать:
- Показания и противопоказания к прививкам
- Методы и способы введения вакцин
- Виды поствакцинальных осложнений
· Особенности проведения вакцинации у часто болеющих детей
Студент должен уметь:
· Проводить контроль за состоянием здоровья после прививки
· Проводить контроль за транспортировкой и хранением вакцин
Зачетная манипуляция: Проведение вакцинации детям
|
|
| Тема: Организация гигиенического воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Роль фельдшера в пропаганде здорового образа жизни
Студент должен знать:
· Основные гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
- соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка
- научная организация учебного процесса в школе и дошкольных учреждениях
- обеспечение оптимальных условий обучения
· Особенности гигиенического воспитания детей разных возрастных групп
Студент должен уметь:
· Проводить мероприятия по формированию здорового образа жизни:
- соблюдение личной гигиены, режима дня, питания, труда
- половое воспитание школьников
- гигиенические основы компьютеризации процесса обучения
| Подготовить профилактические беседы: «Борьба с наркоманией и алкоголизмом», Предупреждение заболеваний передающихся половым путём», «Предупреждение ВИЧ-инфицирования», «Профилактика туберкулеза», «Профилактика детского травматизма»
|
|
| Студент должен знать:
· Формы санитарно-просветительской работы в в образовательных учреждениях
· Роль фельдшера в образовательных учреждениях в пропаганде знаний валеологии
Студент должен уметь:
· Участвовать в проведении санитарно- просветительской работе:
- проводить беседы с детьми и их родителями на интересующие их темы
- организовывать встречи, беседы с врачами по профилактики заболеваний
- выпускать санитарные бюллетени, листовки
|
|
| Тема: Организация и проведение скрининг-тестов в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
- Цели проведения скрининг- тестов
· Роль фельдшера в организации и проведении скрининг-тестов в образовательных учреждениях
- Этапность проведения скрининг –тестов
Студент должен уметь:
· Организовать проведение скрининг- тестов в образовательном учреждении
- Выделить группы здоровья (приказ № 60)
- Выделить группы риска
Дать оценку физической подготовки детей (приказ № 60)
| Изучение нормативной документации. Приказ № 60.
|
|
| Тема: Организация и проведение углублённых профилактических осмотров детей в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров (приказ № 60)
· Этапность проведения проф. осмотров
Студент должен уметь:
· Давать рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья
· Оформлять документацию при проведении профилактических осмотров
· Заполнять листы здоровья в классных журналах
|
|
| Студент должен знать:
· Роль фельдшера в определении характера и объёма профилактических и лечебно- оздоровительных мероприятий в образовательных учреждениях
Студент должен уметь:
· Дать индивидуальную оценку состояния здоровья каждого ребенка
· Дать комплексную характеристику состояния здоровья детского коллектива в целом
|
|
| Тема: Организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья
Студент должен знать:
· Особенности организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья:
- организация медицинского наблюдения за детьми диспансерной группы 1 и 2
· Методы и приемы проведения оздоровительных и корригирующих мероприятий в условиях образовательных учреждений
Студент должен уметь:
· Организовать и проводить медицинское наблюдение за детьми 1 и 2 диспансерной группы
· Составлять план лечебно-профилактических мероприятий
Зачетная манипуляция:
Оформление контрольной карты диспансерного больного
| Составить лечебно- профилактические мероприятия при сахарном диабете.
|
|
|
Студент должен знать:
· Особенности организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья:
- организация медицинского наблюдения за детьми диспансерной группы 3
· Методы и приемы проведения оздоровительных и корригирующих мероприятий в условиях образовательных учреждений
Студент должен уметь:
· Организовать и проводить медицинское наблюдение за детьми 3 диспансерной группы
|
|
|
Студент должен знать:
· Особенности организация медицинского наблюдения за детьми с отклонениями в состоянии здоровья:
- организация медицинского наблюдения за детьми - инвалидами
· Методы и приемы проведения оздоровительных и корригирующих мероприятий в условиях образовательных учреждений
Студент должен уметь:
· Организовать и проводить медицинское наблюдение за детьми – инвалидами диспансерной группы
|
|
| Тема: Противотуберкулёзная работа в дошкольно-школьных образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в профилактике туберкулеза в образовательных учреждениях:
- выделение групп риска
Студент должен уметь:
· Организовать проведение вакцинации против туберкулеза
· Провести постановку пробы Манту и оценить результат
· Выявить вираж туберкулёзных проб
| Подготовка бесед для старшеклассников по профилактике туберкулеза. Выпуск санитарных бюллетеней
|
|
| Студент должен знать:
· Этиологию, причины, клинику, формы туберкулеза. Принципы лечения. Профилактические мероприятия.
Студент должен уметь:
· Организовать проведение флюорографического исследования старшеклассников
· Организовать совместную работу образовательного учреждения и противотуберкулезного диспансера
· Проводить санитарно-просветительскую работу
|
|
| Тема: Особенности работы фельдшера на амбулаторном приёме в детских образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Роль фельдшера в организации и проведении амбулаторного приема в детских образовательных учреждениях для детей и взрослых (воспитателей, учителей)
Студент должен уметь:
- Проводить учет обращаемости и её анализ
- Осуществлять приём больных детей с:
- синдромом гипертермии
- подозрением на детские инфекционные заболевания
- синдромом расстройства деятельности ЖКТ
- синдромом гипо- и гипертонии
- Осуществлять прием взрослых с:
- синдромами нарушения АД
- синдромами гипертермии
| Составить алгоритмы оказания неотложной помощи при гипо- и гипертонии, синдроме гипертермии у детей и взрослых
|
|
| Тема: Основные принципы организации неотложной доврачебной помощи в образовательных учреждениях
Студент должен знать:
· Принципы оказания неотложной помощи в образовательных учреждениях.
- Состав аптечки первой медицинской помощи
Студент должен уметь:
· Организовать работу медицинского кабинета по оказанию неотложной помощи в ДДУ, школах
|
|
|
| Тема: Оказание неотложной помощи при травмах и попадании инородных тел
Студент должен знать:
· Клинические проявления и принципы оказания неотложной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата:
- растяжение связок
- вывихах, ушибах
- переломах
- сотрясение головного мозга
· Особенности оказания неотложной помощи детям
Студент должен уметь:
· Оказать неотложной помощи при травмах опорно-двигательного аппарата
· Уметь провести транспортную иммобилизацию шинами Крамера, пневмошиной
· Транспортировать пострадавшего в лечебное учреждение
- Заполнить необходимую документацию
|
|
|
| Студент должен знать:
· Клинические проявления и принципы оказания неотложной помощи при ранениях
· Виды кровотечений. Клинические проявления.
· Принципы оказания первой помощи при различных кровотечениях:
- венозном, артериальном
- носовом
- кровотечении после удаления зуба
- внутреннем
· Особенности оказания неотложной помощи детям разных возрастных групп
Студент должен уметь:
- Оказать помощь при различных видах кровотечениях
- Оказать помощь при ранениях
- Наложить кровоостанавливающий жгут
- Наложить давящую повязку
- Провести переднюю тампонаду носовых ходов
|
|
|
| Студент должен знать:
· Клинические проявления и принципы оказания неотложной помощи при ожогах разной степени:
- термических, химических
· Особенности оказания неотложной помощи детям разных возрастных групп
Студент должен уметь:
- Оказать неотложную помощь при ожогах
· Провести первичную обработку ожоговой поверхности, наложить асептическую повязку.
- Определить степень и площадь ожога
- Осуществить транспортировку в лечебное учреждение
|
|
|
| Студент должен знать:
· Клинические проявления частичной и полной проходимости дыхательных путей
· Принципы оказания неотложной помощи при попадании инородного тела в дыхательные пути
· Особенности оказания неотложной помощи детям, беременным, тучным пациентам
Студент должен уметь:
· Осуществить удаление инородного тела при частичной закупорке из дыхательных путей пострадавшему, находящемуся в сознании и без сознания
· Провести сердечно-легочную реанимацию: ИВЛ и непрямой массаж сердца
- Определять пульс на сонной артерии
|
|
|
| Тема: Оказание неотложной помощи при острых аллергических состояниях
Студент должен знать:
· Этиологию, клинические проявления острых аллергических состояний:
- аллергический отек гортани, отек Квинке
- приступ бронхиальной астмы
· Последовательность оказания неотложной помощи при вышеуказанных аллергических состояниях
· Особенности введения лекарственных препаратов детям разных возрастных групп
· Особенности расчета дозировки лекарственного препараты детям разных возрастных групп
Студент должен уметь:
· Оказать неотложную помощь при аллергическом отеке гортани, отеке Квинке, приступе бронхиальной астмы
· Рассчитать дозу введения лекарственного препарата в зависимости от возраста ребенка
- Пользоваться карманным ингалятором
|
|
|
| Студент должен знать:
· Этиологию, клинические проявления острых аллергических состояний:
- анафилактический шок
- крапивница
· Последовательность оказания неотложной помощи при вышеуказанных аллергических состояниях
· Особенности введения лекарственных препаратов детям разных возрастных групп
· Особенности расчета дозировки лекарственного препараты детям разных возрастных групп
Студент должен уметь:
· Оказать неотложную помощь при анафилактическом шоке, крапивнице
· Рассчитать дозу введения лекарственного препарата в зависимости от возраста ребенка
· Измерять АД
· Подсчитать пульс и дать характеристику пульса
|
|
|
| Тема: Оказание неотложной помощи при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
Студент должен знать:
· Этиологию, клинические проявления, последовательность оказания неотложной помощи при обмороке, коллапсе
· Особенности введения лекарственных препаратов детям разных возрастных групп
· Особенности расчета дозировки лекарственного препараты детям разных возрастных групп
Студент должен уметь:
- Оказать неотложную помощь при обмороке, коллапсе
· Рассчитать дозу введения лекарственного препарата в зависимости от возраста ребенка
- Измерять АД
- Подсчитать пульс и дать характеристику пульса
|
|
|
| Студент должен знать:
· Этиологию, клинические проявления, последовательность оказания неотложной помощи при гипертоническом кризе
· Особенности введения лекарственных препаратов детям разных возрастных групп
· Особенности расчета дозировки лекарственного препараты детям разных возрастных групп
  |
|