Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическая модель развития






Как утверждает Г. Крайг, «сегодня, возможно, са­мой влиятельной моделью развития» стала модель экологических систем, предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно этой модели, развитие человека — это динамический про­цесс, идущий в двух направлениях. С одной стороны, человек сам реструктурирует свою жизненную сре­ду, а с другой — испытывает воздействие со стороны элементов этой среды. Экологическая среда развития состоит из четырех вложенных одна в другую экоси­стем, изображаемых с помощью концентрических колец.

Первая из них — это микросистема. Она включа­ет самого субъекта и его ближайшее окружение: это семья, детский сад, ровесники по школе, оказываю­щие самое непосредственное влияние на ход психи­ческого развития. Другие компоненты микросисте­мы — органы здравоохранения, товарищи по играм, иные социальные группы, к которым принадлежит ребенок, - также влияют на его развитие.

Мезосистема включает в себя взаимоотношения между микросистемами. На развитие ребенка могут влиять события в школе, в семье, связи между ними, так же как и связи между школой и группой сверст­ников. При анализе мезосистемы обычно изучают частоту, качество и степень влияния взаимодействий: как отношения в семье влияют на процесс адаптации ребенка к школе, как общение между родителями и учителями может влиять на его успеваемость.

Экзосистема состоит из тех элементов среды, в которых ребенок не играет активной роли, но кото­рые оказывают на него влияние. К примеру, пробле­мы на работе родителей влияют прежде всего на них самих, а родители в свою очередь влияют на разви­тие подростка. Таких опосредованных влияний мно­жество.

Макросистема включает идеологию, установки, нравы, традиции, ценности окружающей ребенка культуры. Именно макросистема устанавливает эта-

Экологическая модель социальных влияний У. Бронфенбреннера

лоны внешней привлекательности и ролевого пове­дения, влияет на образовательные стандарты, а зна­чит, оказывает влияние на соответствующее развитие и поведение человека.

Итак, существующие теории охватывают различ­ные области развития, рассматривая при этом широ-

кий круг вопросов. Каждая из них имеет свои огра­ничения, на причину которых мы указывали ранее в разделе «Формы и области (сферы) развития». Не­смотря на это, есть потребность поиска механизма, с помощью которого можно объяснить ход психичес­кого развития.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал