Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характерная особенность русской пляски.Стр 1 из 2Следующая ⇒
ПЛЯСКА.
Пляска является основным жанром русского народно-сценического танца. Это наиболее распространенный и любимый вид народного танца. Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе не как» музейный экспонат», а живой родник многообразного народного хореографического творчества. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового танца. Мастера - исполнители всегда совершенствовали пляски, вводя в них новые движения, разнообразя их композиционно. В древности пляски в носили обрядовый, характер. Но со временем все религиозное стало уходить из плясок, и они приобрели другой характер. Пляска состоит из отдельных движений - элементов, которые отличаются манерой исполнения, имеют русский колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Каждое движение в пляске со смыслом, и с помощью движения исполнитель раскрывает содержание пляски, создает художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму, а также характеру музыкального сопровождения. Все движения связаны воедино мелодией. Пляской можно выразить состояния человека: бурное веселье, восторг, лирическое настроение, любовь и т.д., но пляска - это, прежде всего радость, здоровье, сила, это выход энергии пляшущего человека.
Характерная особенность русской пляски.
- импровизация исполнителей в момент танца, - возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера, свою манеру исполнения («выходку») - проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным виртуальным («коленом»). В народе говорилось: «Плясать смолоду учись, под старость не научишься», «Ноги гнилы так и пляски не милы», «Некогда плясать, когда гроб тесать».
Для мужской пляски характерны размах, ловкость, сила, широта, удаль, виртуозность, юмор, внимание и уважение к партнерше. Женскую пляске отличают - величавость благородство и задушевность, однако часто женская пляска исполняется живо, с задором. В наше время она заметно усложнилась техническими «дробушками» и вращениями, сохраняя в тоже время мягкость и женственность. В разлисных областях России и мужская и женская пляска в зависимости от географического положения, климатических и жизненых условий, а также характера труда отличается по манере исполнения. Северяне пляшут со свойственной им сдержаностью, а южане - с присущим им темпераментом и задором. Пляски могут быть и с малым и с большим количеством участников. Одни пляски исполняются только в медленном темпе, а другие только в быстром. Есть и такие, которые начинаются в медленном темпе, который постепенно ускоряется, а заканчиваются в очень быстром темпе. В некоторых видах пляски плясок нередко отсутствует строго установленное хореографическое настроение. В каждой пляске есть свое содержание, сюжет, особенно это относится к групповым пляскам, которые чаще всего имеют свои традиционные темы и сюжеты, присущие своей местности. Пляска - зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье - целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям. «Трепак», «Комаринская», «Барыня». Пляска родилась в хороводе и вышла из него разорвав хороводную цепь, и предоставив большой простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Одной из отличительных особенностей пляски, является еще большая, чем в хороводе, индивидуальная импровизация. Импровизация составляет основу русской народной пляски. Сложные движения -колена- не самоцель, истинное их назначение - создать образ, выразить характер русского человека. Пляска отличается от хоровода богатой и более сложной лексикой танцевальных движений: технические дроби, «веревочки», «гармошка», присядки, хлопушки, придания, верчения и др.
Пляска одиночная (Сольная) - это самовыражение, полная самоотдача.
Исполнители не только сами получают огромное удовольствие от пляски, но и своей радостью и удалью вызывают восторг зрителей, заставляют окружающих переживать, веселиться и подплясывать вместе с ними. Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму настроения - начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. И тот и другой выход являются заявкой на пляску. Это начало пляски ее зачин.
|