![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вступительное слово учителя.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Урок нравственности по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» «Нет никого ближе и роднее матери» Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, И долголетен будеше На земле. (пятая заповедь Божья) Есть на свете удивительное существо, перед Которым мы в вечном долгу М.Горький
Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова) Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов) - Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность? (Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость). - Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. («Лапти» И. Бунина, «Уроки французского» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова) - Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными) - А о чём рассказ «Телеграмма» К. Паустовского? Какие проблемы затрагивает автор? (отношение детей к родителям, чуткости, милосердия) -Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и роднее матери». - Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает) - Скажите, а что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство – тревога, беспокойство) - Ребята, а как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было две телеграммы) - А выполнили они своё предназначение? (одна опоздала, другой не поверили) - Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?, говорит о другой тревожной вести? (возможно, название символично)А может быть, телеграмма адресована нам? (автор обращается к нам этим рассказом). Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный вопрос: «Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?» - Назовите, пожалуйста, героев рассказа.(Катерина Петровна, Настя, Тихон, Манюшка) Чтобы понять, какой урок нравственности преподносит нам Паустовский, я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах.Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.Во время работы на лист записываете качества характера героя. (Задание на слайде и раздается детям по группам). Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти. Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали. -Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией как и стихи, музыка. Я предлагаю работать под музыку П.И.Чайковского»Октябрь» и обратить внимание на тональность музыки и пейзажа в произведении.(звучит музыка)
|