Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступительное слово учителя.






Урок нравственности

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

«Нет никого ближе и роднее матери»

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,

И долголетен будеше

На земле.

(пятая заповедь Божья)

Есть на свете удивительное существо, перед

Которым мы в вечном долгу

М.Горький

 

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов)

- Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?

(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость).

- Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. («Лапти» И. Бунина, «Уроки французского» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова)

- Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)

- А о чём рассказ «Телеграмма» К. Паустовского? Какие проблемы затрагивает автор? (отношение детей к родителям, чуткости, милосердия)

-Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и роднее матери».

- Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает)

- Скажите, а что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство – тревога, беспокойство)

- Ребята, а как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было две телеграммы)

- А выполнили они своё предназначение? (одна опоздала, другой не поверили)

- Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?, говорит о другой тревожной вести? (возможно, название символично)А может быть, телеграмма адресована нам? (автор обращается к нам этим рассказом).

Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный вопрос:

«Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?»

- Назовите, пожалуйста, героев рассказа.(Катерина Петровна, Настя, Тихон, Манюшка)

Чтобы понять, какой урок нравственности преподносит нам Паустовский, я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах.Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.Во время работы на лист записываете качества характера героя.

(Задание на слайде и раздается детям по группам). Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти.

Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.

-Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией как и стихи, музыка. Я предлагаю работать под музыку П.И.Чайковского»Октябрь» и обратить внимание на тональность музыки и пейзажа в произведении.(звучит музыка)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал