Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы развития налогообложения в России.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Национальная налоговая система прошла три исторических рубежа: дореволюционный, советский, постсоветский периоды. В новейшей российской истории просматриваются и структурируются особенности налогообложения, различающие 4 периода его развития: 1991-1992г., 1993-1995, 1996-1998г., 1999-2001г. Два последних периода хар-ся особенностью усиления законодателей кодифицировать систему налоговых правонарушений. Дореволюционный период – финансовая система Др.Руси начала складываться только с конца IXв. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой побора была дань. При Иване III была заложена налоговая отчетность, введена первая налоговая декларация – сошное письмо. При Алексее Михайловиче (1629-1679) налоги были упорядоченные (1655 – создан спец.орган -Счетная палата, контролирующая фискальную дея-сть приказов, выполнение доходной части бюджета). При Петре I – эпоха реформ, кот. положили начало секуляризации, т.е. процессу постепенного построения светского общества, а именно, обособление церковного права от гражданского, становление рос.зак-ва, ориентированного на потребности междунар.торговле, усилия фискальной политики. При Екатерине II -соверш. управления госуд. финансами: внедрение экспедиций гос.доходов, ревизии, взыскание недоимок. В 1810г. Гос.Советом России утвержден «План финансов». Тургеневым вышел труд «Опыт теории налогов» - классическое исс-ние основ гос.налогооб-ия. Основной чертой нал.системы XVIII было взимание косвенных налогов, их доля составила 42% дохода казны. Во втор.половине XIXв. Большое значение приобретают прямые налоги (подушная подать, налог с город.строении, оброк-плата крестьян за пользование землей). Николай II ввел промысловый налог, налог на недвижимое имущество, новые налоговые сборы с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налог на право торговли, налог с капитала для акцион.обществ, %сбор с прибыли и т.д. Советский период: в 1917г. револючия проводила револяц.налог на буржуализ и кулачество. В 1918 введен 10миллиардный налог. Вместе с тем налоги как правовая система перестала играть глав.роль в финансировании гос.потребностей. Эту роль выполняли контрибуции, эмиссии денег и подразверстка. В 1923 к уплате с/х налогов были привлечены колхозы, трудгужналог, денежный подворный налог, два гражданские целевых налога для борьбы с эпидемиями. Что касается состава налогов и сборов, наполнившие гос.казну первых лет советской власти, то они косвенно проецируют состав налоговой системы РФ образца 1990г., не говоря уже о подоходных и оборотных налогах. Дальнейшая трансформация налогов связана с ВОВ: в 1941 введен военный налог (1946 отменен), налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан(1990 отменен). Налог с оборота был основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всех доходов в бюджет в 1954. В 1962 провозглашались тезисы об отмене подоходного налога с населения и введение система платежей из прибыли, платы из фонда и нормируемые оборотные ср-ва, помимо налога с оборота. От уплаты подох.налога освободили некот. группы лиц и предприятий, особенно занятых научно-техническим обслуживанием военной промыш-сти. Постсоветский период: конец 1980 - период возрождения налог.системы в России. Ориентируясь на западные нал.системы (США) и объем гос.расходов в 1990 Правительство Горбачева приступило к созданию концепции нал.система РСФСР. В 1991 эта система была модифицирована в нал.система РФ. В 1990 был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Несмотря на погрешности, кот. содержал первый законодательный акт о налогах Рос.гос-ва - Закон «Об основах нал.системы РФ», начало 1992 - это период подлинного налогового ренессанса, проводится широкомасштабная нал. реформа - 27.12.91г. принимается Закон «Об основах нал.система вРФ». Законы: «О налоге на прибыль», «О НДС», «О подоходном налоге с физ. лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент нал.систеты России.
10.3. Принципы налогообложения. I Экономические – базисное положение, касающееся целесообра-зности налогов как экон.явления. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. 1. принцип справедливости – заключается в том, что каждый подданный гос-ва обязан принимать участие в финансировании расходов гос-ва соразмерно своим доходам и возможностям. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала а) принцип горизонтальной справедливости – состоит в том, что налогоплательщики, находящиеся в равном экон. положении должны выплачивать в качестве налога одинаковые суммы. б) принцип вертикальной справедливости – зак-ся в том, что те категории субъектов гос-ва, которые получают от гос-ва больше тех или иных благ должны нести большую налоговую повинность. Принцип справедливости в общем смысле означает на сколько обоснованно законодатель урегулирует порядок изъятия средств у налогоплательщика и на сколько соотносятся между собой гос-во и лица, обязанные уплачивать налоги. Обязательно в соответствии с принципом справедливости: · разные налогоплательщики платят разные налоги; · кол-во налогов и величина налогового бремени зависит от степени использования налогоплательщиком благ гос-ва; · обязательное наличие льгот для того, чтобы учитывать исключительные случаи; · методическая основа. 2. принцип соразмерности – зак-ся в том, что всегда должно существовать оптимальное соотношение между наполняемостью бюджета и негативными последствиями для налогообложения. То – налог.предел – условная точка в налогообложении, в кот. достигается оптимальная для налогоплательщиков и гос-ва доля обществ. продукта, распределяемого через бюджет. Мах. уровень этого предела 40%-50%. 3. принцип удобности (принцип мах. учета интересов и возможностей налогоплательщиков): Во-первых, налогоплательщик должен отдавать часть своего дохода только после того, как он этот доход получит; Во-вторых, налогоплательщик д. иметь возможность заранее полу-чить информацию обо всех налогах, к-ые ему надлежит уплатить; В-третьих, ведение налогового учета, метода исчисления налога должны быть максимально простыми. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредствам налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). 4. принцип экономичности – затраты на собираемость налога не должны превышать собранную сумму средств. II Юридические принципы: 1. принцип равного налогового бремени – все обязаны платить на-логи и все равны перед законом, каждое юридическое и физии-ческое лицо должно платить налоги, установленные законодатель-ством. Не допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате налога, не обоснованных с позиции конститу-циионно значимых целей. Равенство в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на основе сравнения экономических потенциалов. 2. принцип установления налогов законами 3. принцип отрицания обратной силы налог. законов 4. принцип приоритета налог. законов над неналог. законам – если ситуация, касающаяся исчисления и уплаты налога м.б. истол-кована с точки зрения граждан. и НК, приоритет будет отдан НК. 6. принцип сочетания интересов гос-ва, фед. органов власти, органов местного самоуправления и налогоплательщиков. III Организационные принципы – положения в соот., с которы-ми осуществляется построение и взаимодействие налог. системы. Они обуславливают осн-ные направления развития налог.системы. 1. принцип единства – налоги едины для всех страны 2. принцип множественности 3. принцип стабильности – зак-ся в том, что налоговая система д.б. неизменной от одного налог. реформы до другой, причем времен-ной разрыв должен составлять несколько лет. Все изменения должны вступать в силу только с нового отчетного года. 4. принцип подвижности или эластичности – должна существовать возможность оперативного изменения налога в соответствии с нуждами и возможностями гос-ва. 5. принцип исчерпывающего перечня регион. и местных налогов. 6. принцип установления основ и начал законодательства а налогах и сборов. 7. Однократность налогообложения - один и тот же объект налого-обложения у каждого субъекта м.б. обложен налогом одного вида только один раз за определенный з/м период налогообложения.
|