Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производство в суде общей юрисдикции по делам об оспаривании решений третейских судов
Лекция 30. Третейское судопроизводство В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав может осуществлять не только суд и арбитражный суд, но и третейский суд. Любой спор, подведомственный государственным судам (т.е. судам общей юрисдикции и арбитражным судам), может быть передан спорящими сторонами по их соглашению на рассмотрение третейского суда.
Существуют лишь два запрета на это: 1) если по данному спору государственным судом принято судебное постановление, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу; 2) если федеральным законом запрещена передача дел определенной категории на рассмотрение третейского суда (ч. 3 ст. 3 ГПК РФ, п. 6 ст. 4 АПК РФ).
Правила третейского разбирательства в настоящее время определены Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».
В процессуальные отношения суды общей юрисдикции и арбитражные суды вступают со сторонами третейского разбирательства только в двух случаях: 1) когда эти стороны оспаривают решение третейского суда; 2) когда одна из сторон, в пользу которой принято решение третейского суда, обращается в государственный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение упомянутого решения.
Общие положения о третейских судах в Российской Федерации
Правила образования третейского суда и процедур его проведения ранее устанавливались Приложением № 3 к ГПК РСФСР. В настоящее время принят упомянутый Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ. Данный Закон состоит из девяти глав, которые содержат 47 статей. В них подробно регламентирован порядок образования и деятельности третейских судов, указаны нормы, которые они применяют при разрешении споров, полномочия третейских судей и другие вопросы.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях. При органах государственной власти и органах местного самоуправления их создание не разрешено.
Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо: 1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда; 2) утвердила положение об этом суде; 3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер.
Организация, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании такого суда. Компетентным судом является арбитражный суд субъекта Российской Федерации по спорам, подведомственным арбитражным судам, и районный суд по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции.
Третейским судьей избирается или назначается физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование; если же спор разрешается в коллегиальном составе, то высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Третейским судьей не может быть физическое лицо: - не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством; - имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности; - чьи полномочия в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью; - которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.
Третейское разбирательство осуществляется на основе пяти принципов: 1) законности; 2) конфиденциальности; 3) независимости и беспристрастности третейских судов; 4) диспозитивности; 5) состязательности и равноправия сторон.
Ранее разбирательство дел в третейских судах производилось бесплатно. Новый закон учел современные рыночные отношения и установил состав расходов, связанных с разрешением споров в этих судах. Они включают в себя: - гонорар третейских судей; - расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора; - суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам; - расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; - расходы, понесенные свидетелями; - расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда; - расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства; - иные расходы, определяемые третейским судом.
Таким образом, объем расходов, связанных с разрешением споров в третейском суде, значительно превышает объем судебных расходов, предусмотренных гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством. Поэтому стороны, принявшие решение о передаче спора между собой на раз решение третейского суда, должны осознавать правовые последствия такого шага. Тем не менее, им предоставляется право оспаривания решения третейского суда в компетентном суде, и вот тогда они и вступают в процессуальные отношения с этим компетентным государственным судом.
Производство в суде общей юрисдикции по делам об оспаривании решений третейских судов
Сторона, не согласившаяся с решением третейского суда, вправе оспорить его в районном суде. Для этого ей следует обратиться в районный суд с заявлением об отмене решения третейского суда. Срок, в течение которого она может это сделать, короткий — три месяца со дня получения этой стороной решения суда. Иной срок может быть установлен международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Заявление оплачивается государственной пошлиной. Оно рассматривается судьей единолично в течение месяца со дня его поступления в районный суд.
При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон судья может истребовать из третейского суда материалы дела, решение по которому оспаривается. Стороны третейского разбирательства извещаются районным судом о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу. Если районный суд согласится с доводами заявителя, он отменяет решение третейского суда. Но подлежит оно отмене только в тех случаях, которые предусмотрены ч. 2 и 3 ст. 421 ГПК РФ.
Решение третейского суда подлежит отмене, если заявитель представит районному суду доказательства того, что: 1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом; 2) сторона (заявитель) не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о месте и времени заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения; 3) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд может отменить только ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением; 4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению сторон или федеральному закону.
Суд также отменяет решение третейского суда, если установит, что: 1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом; 2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.
По результатам рассмотрения районный суд выносит определение либо об отмене решения третейского суда, либо об отказе в таковой отмене. Это определение может быть обжаловано в вышестоящий суд.
В случае отмены решения третейского суда районным судом любая из сторон вправе в соответствии с третейским соглашением обратиться снова в третейский суд, если такая возможность еще не утрачена. Однако если решение третейского суда отменено вследствие недействительности третейского соглашения или потому, что решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением, соответствующий спор дальнейшему рассмотрению в третейском суде не подлежит. Тогда стороны могут обратиться за разрешением такого спора в районный суд по общим правилам, предусмотренным ГПК РФ. Третейский суд помимо решения вправе выносить различные определения, в частности о прекращении третейского разбирательства. Такие акты третейского суда в районном суде не оспариваются.
|