Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зрительные залы
4.13. Зрительные залы следует размещать по этажам зданий, включая подземные, в соответствии с п. 1.16. табл. 4 СНиП 2.08.02-89* и п. 2.5. МГСН 4.04-94. 4.14. Зрительные залы по своим характеристикам условно делятся следующим образом: а) по вместимости: - камерные - до 80 мест; - малые - от 81 до 300 мест; - средние - от 301 до 800 мест; - большие - от 801 до 1200 мест; - крупные - от 1201 и более мест; б) по назначению: - театральные; - концертные; - - кинозалы; - видеозалы; - универсальные; в) по акустическим характеристикам: - речевые с естественной акустикой; - музыкальные с естественной акустикой; - музыкальные с электроакустикой; - универсальные (речь, музыка, кинопоказ и др.); г) по форме взаимосвязи со сценой (эстрадой): - зал без стационарной сцены и эстрады; - зал с традиционной глубинной колосниковой сценой (в т.ч. трехпортальной и других вариантов); - зал с традиционной эстрадой; - зал с трехсторонней сценой; - зал со сценой-ареной или рингом; - зал с панорамной сценой и сценической коробкой; - зал с панорамной сценой без сценической коробки; - зал с кольцевой сценой; - зал с несколькими дифференцированными сценическими площадками; - зал со сценой в виде системы подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с движением по горизонтали и вертикали, на основе глубинной сцены-коробки с трюмом; Наиболее характерные схемы взаимосвязи зала и сцены см. рис.1. Общие принципы проектирования и функционально планировочные схемы театральных зданий, а также проектирование детских театров, см. СП " Проектирование театров", 1990. д) по степени трансформации: - стационарные; - стационарные с отдельными элементами трансформации (например, подъемно-опускной оркестр, кашетируемый портал, подвижная авансцена и др.); - трансформирующиеся. @ 4.15. Расчетные параметры зрительного зала с колосниковой сценой следует принимать согласно табл. 3 и 4, а также рис. 2. 8 - Система подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с движением планшетов по горизонтали и вертикали Рис.1. Типы сцен. Схемы взаимосвязи зала и сцены Ви - высота игрового портала Всп - высота строительного портала Гсц - глубина сцены Гав - глубина авансцены Гар - глубина арьерсцены Гк - глубина кармана Гпо - глубина проема оркестровой ямы Шсц - ширина сцены Шар - ширина арьерсцены Шк - ширина кармана Шсп - ширина строительного портала Рис.1. Расчетные параметры зрительных залов с колосниковой глубинной портальной сцены А – разрез, Б - план; 1 - сцена, 2 - арьерсцена, 3 - карманы, 4 - авансцена, 5 - оркестровая яма; а - длина зала, б - превышение луча зрениязрителя над головой впереди сидячего, в - вертикальный угол размещения зрительских мест, г - горизонтальный угол размещения зрительских мест, д - вертикальный угол размещения зрит. мест Таблица 3.
1) Красной линией сцены называется линия пересечения плоскости пола сцены с плоскостью строительного порталасо стороны сцены. Требования данных таблиц действительны только для традиционной глубинной портальной сцены и не нужны для трехсторонней, сцены-арены и др. нетрадиционных типов сцен. 2) В условиях реконструкции показатель может быть изменен в зависимостиот конкретных условий. Таблица 4.
1) Только для портальной глубинной сцены. 4.16. Зона видимости, в пределах которой следует располагать места для зрителей перед сценой, эстрадой, киноэкраном - определяется согласно рис. 3. Расстояние между передней границей сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда зрительских мест в залах различной степени комфорта зависит от вместимости зала и высоты планшета сцены (эстрады, авансцены) и принимается по табл. 5. Ширину проходов в зрительном зале различной степени комфорта следует принимать по расчету путей эвакуации, но не менее величин, указанных в табл. 5. @ 4.17. Предельное расстояние по оси зрительного зала от сцены (авансцены, передней границы эстрады, киноэкрана) до последнего ряда следует принимать для залов, предназначенных для театральных, концертных, клубных постановок - от 25 до 30 м, залов для кинопоказа и эстрадных выступлений - до 45 м. @ 4.18. Высоту от уровня пола зрительного зала до выступающих конструкций вышерасположенных балконов или ярусов с количеством рядов до трех следует принимать не менее 2, 1 м, при большем количестве рядов - не менее 3, 0 м. Высота барьера балкона или яруса должна быть не менее 0, 8 м. Барьер при ширине менее 30 см должен быть оборудован защитной сеткой для предотвращения падения предметов (биноклей, сумочек и пр.). Г - глубина сцены и авансцены; Д - расстояние от края авансцены до задней стены зрит. зала (предельное расстояние - 31м); Шсп - ширина строительного портала; Е - горизонтальный угол размещения зрительских мест Г - глубина эстрады; Д - расстояние от эстрады до задней стены зрит. зала (предельное расстояние - 43м) Г – глубина расстояния от экрана до спинки сиденья 1го ряда; Д - длина зрительного зала (предельное расстояние – 45м); Вэ - высота рабочего поля киноэкрана; Шэ - ширина рабочего поля киноэкрана Рис.3 Зоны оптимальной видимости – зоны расположения зрителей. А - перед сценой, Б - перед эстрадой; В - передкиноэкраном; а - разреза, б - план. Таблица 5.
@ 4.19. Уклон пола (пандусов) в зрительном зале допускается не более 1: 7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0, 2 м. @ 4. 20 Площадь зрительного зала, включая балконы, ложи, ярусы, определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы, киноэкрана). Площадь зала на 1 место, в зависимости от уровня комфорта, следует принимать по табл. 6. Таблица 6.
4.21. Места для оркестра могут быть расположены: - в зале с ограждением, без заглубления пола; - в стационарной оркестровой яме с полом ниже уровня зрительного зала (основной тип). Возможны и иные, нестандартные места размещения оркестра: в ложах, на сцене, над сценой, сбоку в зале и т.д. При этом должна быть обеспечена безопасная эвакуация оркестрантов в установленное пунктами 5.10 (табл.40) и 5.11 время. Симфонические оркестры в концертном варианте размещаются, как правило, непосредственно на сцене, эстраде или подъемно-опускной площадке в верхнем (на уровне сцены) положении. @ 4.22. Размеры помещения оркестра (оркестровой ямы) в залах с колосниковой сценой следует принимать по табл. 7. Площадь на 1 музыканта следует принимать не менее 1.3 м2. Таблица 7.
@ 4.23. Помещение оркестра для 50 чел. и более должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1, 9 и 1, 2 м соответственно. 4.24. Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформации ее барьера и пола. Помещение оркестра обеспечивается удобными и короткими функциональными связями с фойе оркестра, местом хранения инструментов, помещением настройки инструментов, комнатой дирижера, комнатой инспектора оркестра или заведующего оркестром, комнатой отдыха оркестрантов. При размещении хранилища нот на другом этаже необходим лифт или подъемник. 4.25. Зрительские места в зале могут размещаться в форме партера, амфитеатра, балкона, ярусов, лов и галерей; на горизонтальном, наклонном или ступенчатом основании. Возможны разнообразные комбинации этих типов. Зрительские места могут быть различны: - скамьи; - скамьи с разделением на места подлокотниками; - кресла жесткие с откидными сиденьями; - кресла жесткие стационарные; - кресла полумягкие и мягкие стационарные; - кресла с трансформирующимися элементами (вращающиеся сидения, откидные спинки и пр.). @ 4.26. При вместимости залов до 80 мест зрительские места должны быть закреплены между собой. Не закрепленные зрительские места допускается предусматривать только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В залах вместимостью более 80 мест зрительские места должны быть прикреплены к полу. Допускается их трансформация. @ 4.27. Параметры зрительских мест и количество непрерывно установленных мест в ряду следует принимать по табл. 8. Таблица 8.
1) Показатели для скамей - меньше на 0, 05 м. @ 4.28. Количество мест для инвалидов следует определять из расчета 1-1, 5% от общей вместимости зала, но не менее 2 мест в залах до 200 мест. Места для инвалидов на колясках следует предусматривать в первом или последнем ряду партера или в ложе и размещать на плоском участке пола. Размеры места для инвалида на кресле-коляске - 0, 9´ 1, 5 м. Ширина подъезда к местам должна быть не менее 0, 9 м. Уклон пандуса для проезда инвалида на кресле-коляске принимается в соответствии с требованиями ВСН 62-91*, приложение 1. @ 4.29. При определении оптимальных акустических условий в залах следует исходить из объемов помещения на 1 зрительское место, в зависимости от назначения зала, согласно табл. 9. Таблица 9.
1) Допускается увеличение или уменьшение показателя на 20%. @ 4.30. Форма зрительного зала, его размеры, звукоотражающие поверхности должны обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах, исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковых отражений (особенно поздних). В зрительном зале необходимо обеспечить ранними интенсивными отражениями зрительские места, расположенные на расстоянии более 8 м от источника звука (на сцене или эстраде). Запаздывание наиболее раннего из этих отражений, а также промежутки времени между приходами последующих отражений (время реверберации) не должны превышать 30 миллисекунд (для театральных залов оперных и балетных - 35 мс.). 4.31. Рекомендуемое время реверберации, необходимое для расчетов при выборе отделки зала, помещений хора, оркестра следует определять по графику на рис. 4. На частоте 125 Гц допускается, а в зрительных залах театров оперы и балета целесообразно, увеличение времени реверберации до 20%. 4.32. Мероприятия по звукоизоляции помещений следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.04-97. @ 4.33. В залах, оборудованных киноустановками, при расположении динамиков за киноэкраном, следует предусматривать для стены за экраном звукопоглощающую отделку с коэффициентом звукопоглощения не менее 0, 6 в диапазоне частот 100 - 4000 Гц. Звукопоглощающую отделку следует предусматривать также в кинопроекционных и звукоаппаратных. 1 - оперно-балетные театры; 2 - музыкально-драматические театры, кинозалы, клубы; 3 - драматические театры и аудитории. Рис. 4 Рекомендуемое время реверберации на частотах 500-2000 Гц для залов различного назначения в зависимости от их объема.
|