![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздела операторов BEGIN
< операторы> END. Обязательным является только раздел операторов, без него программа не имеет смысла. В любом месте программы может находиться комментарий - это строка, поясняющая алгоритм программы. Комментарий заключается в фигурные скобки или круглые со звездочкой. Пример: { Программа статистической обработки } (* Модуль ввода данных *) Объем программы не должен превышать 64 КБайт (требование аппаратуры). Текст программы формируется с помощью встроенного в Turbo Pascal редактора текстов, между словами программы допустимо любое количество пробелов. ТИПЫ ДАННЫХ. При решении задач используются различные данные. Это могут быть целые и дробные величины, строки и т.д. Соответственно константы и переменные должны быть описаны как целые, дробные, строковые и т.д. Каждый тип данных имеет свой диапазон значений и специальное зарезервированное слово для описания. Целочисленные типы данных. Их описание предcтавлено в следующей таблице:
При написании программы анализируйте данные и правильно выбирайте тип. ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ. Для решения задач используются не только целые, но и дробные величины. Например, даже при делении двух целых величин может получиться дробный результат: 7: 2 = 3, 5. В языке Паскаль для дробных чисел определено пять диапазонов значений и соответственно пять идентификаторов для описания В большинстве случаев для описания вещественных значений используется тип real. Используйте его при выполнении практических заданий.
ЧИСЛА. Числа бывают двух видов: целые и дробные. Пример: 1 234 30000 1992 - целые числа 3.14 2.87 188.345 0.8888 - дробные (вещественные) числа Вещественные числа могут быть представлены в форме с фиксированной запятой (это обычная запись чисел: 0.1, 3.14 и т.д) и с плавающей запятой. Числа с плавающей точкой имеют формат mE+p, где 'm'- целое или дробное число, а E+p означает 10 в степени 'p'. Пример: 10E-03 = 10 * 10^-3 = 0.01 3.14E00 = 3.14 * 10^0 = 3.14 Численные значения могут присваиваться константам и переменным, причем константы могут получать значение при описании, а переменные - в теле программы. Пример: CONST Min=10; Max = 120; { константы получили значения 10 и 120 } VAR X, Y: integer; { Переменные только описаны, но {значения они получат в разделе операторов } СТРОКОВЫЙ ТИП ДАННЫХ. Он включает все символы, которые изображены на клавиатуре: латинские и русские буквы, цифры, специальные и разделительные символы. Строка обязательно заключается в апострофы и не может включать более 255 символов: 'это строка из русских букв' - правильно' " это строка из русских букв" - ошибка: строка в кавычках! Для описания переменных строкового типа используется зарезервированное слово string с указанием в квадратных скобках длины строки. Пример: VAR St: string[80]; { максимальная длина строки St - 80 символов } Long: string; { по умолчанию длина строки Long - 255 символов }
ВЫРАЖЕНИЯ, ОПЕРАНДЫ, ОПЕРАЦИИ. Выражение задает порядок выполнения определенных действий с данными и coстоит из операндов, круглых скобок и знаков операций. Операнды - это константы, переменные и числовые значения. Например, в выражении (X + Y - 5): X, Y, 5 - операнды. Операции определяют действия, которые надо выполнить над операндами. В нашем примере это операции сложения + и вычитания -. Порядок выполнения действий – как в алгебраических выражениях. Например, в выражении Y * (X + T) сначала выполняется сложение, а затем умножение. Выражения подразделяются на арифметические, логические, символьные и строковые в зависимости от типов данных и применяемых операций. Например: (0.25*X + 1.55*Y)/0.75 - арифметическое выражение True and False = False - логическое выражение '123' + 'ABC' = '123ABC' - строковое выражение АРИФМЕТИЧЕCКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ И ОПЕРАЦИИ. Арифметические выражения, оперируя с целыми или вещественными операндами, порождают численный результат. Арифметические операции: сложение (+), вычитание (-), умножение (*) и деление (/), целочисленное деление DIV и деление по модулю MOD. 11 DIV 5 = 2 11 MOD 5 = 1 10 DIV 3 = 3 10 MOD 3 = 1 2 DIV 3 = 0 14 MOD 5 = 4 Приоритет операций: сначала выполняются операции " *", " /", DIV, MOD, затем операции сложения " +" и вычитания " -". Изменить порядок выполнения можно с помощью круглых скобок. Пример: X + Y * T / K { порядок выполнения: *, /, +} ((X + Y) * T) / K { порядок выполнения: +, *, /} Внимание!!! В выражении запрещено появление двух знаков операций подряд: X + Y + - K - ошибка!!! X + Y + (- K) - правильно
ВЫРАЖЕНИЯ И ОПЕРАЦИИ ОТНОШЕНИЯ. Выражения отношения выполняют сравнение двух операндов и определяют, истинно значение выражения или ложно. Результат выполнения выражения отношения имеет соответственно два значения: True (истина) или False (ложь). Знаки операций отношения: = (равно), < > (не равно), > = (больше или равно), < = (меньше или равно), > (больше), < (меньше). Пример операции выражения с операндами различных типов: 6 > 3 --> True {так как 6 больше 3, то результат выполнения - True} 'a' > 'b' --> False {номер " a" меньше, чем " b", поэтому результат - False}
ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ И ОПЕРАЦИИ. Результатом выполнения логического (булевского) выражения является логическое значение True или False. Операндами служат данные только булевского типа. Список логических операций и их возможных значений приведен ниже. A, B, C - переменные булевского типа (диапазон их значений: True, False). A AND B = C A OR B = C False False False False False False False True False False True True True False False True False True True True True True True True
A XOR B = C A NOT A False False False True False False True True False True True False True True True False
Пример логического выражения: True AND True = True (45 > 40) AND (100 > 120) --> True ВВОД ДАННЫХ. Общая схема выполнения любой программы включает 3 этапа: ВВОД исходных данных с клавиатуры или магнитного диска; ОБРАБОТКА с помощью операторов языка Паскаль; ВЫВОД результата обработки на экран, принтер, диск. Средства ввода представлены двумя операторами: Read и Readln. Формат оператора Read для ввода с клавиатуры: Read(X1, X2,..., Xn) где X1, X2,..., Xn - значения типа integer, string, char и др. Если вводятся несколько значений, между ними должен быть пробел. Например, для ввода трех целых зачений X, Y, S с помощью оператора Read(X, Y, S) надо набрать: 7 8 120 ¦ и нажать клавишу Enter. Для исключения ошибок при вводе надо каждым оператором Read вводить только одно значение. Например: Read(X); Read(Y); Read(S); {ввод трех значений с одной строки} При вводе строк апострофы необязательны. Формат оператора Readln для ввода с клавиатуры: Readln(X1, X2,..., Xn). Единственное отличие Readln от Read - после выполнения Readln курсор перемещается на следующую строку: Readln(X); Readln(Y); Readln(S); {ввод трех значений с отдельных строк} ПРОСТЫЕ ОПЕРАТОРЫ. Операторы выполняют с данными различные действия с целью получения результата, ради которого и пишется программа. В Паскале имеется несколько групп операторов. Первая группа - простые операторы. К ним относится оператор присваивания. Оператор присваивания: = вычисляет правую часть выражения и присваивает результат переменной, расположенной в левой части выражения. Пример: X: = 5 + 6; { к 5 добавляется 6 и результат помещается в X } X + Y: = 15 + 3; { ошибка, в левой части не может быть 2-х переменных! } Name: = 'Петя Краснов'; { переменной Name присваивается значение } Ch: = '+'; { переменной Ch приваивается значение + } Один оператор отделяется от другого с помощью точки с запятой. Пример: X: =6+7; Y: =5+8; Writeln(X: 3, Y: 3);
7. Программирование линейных алгоритмов Линейным называется алгоритм, в котором результат получается путем однократного выполнения заданной последовательности действий при любых значениях исходных данных. Согласно линейному алгоритму, прогон программы начинается с ее первого выполняемого оператора. Операторы будут задействованы последовательно, один за другим, в соответствии с их расположением в тексте программы. Перед выполнением этой работы необходимо ознакомиться со структурой программы на языке Паскаль, правилами записи выражений, операторами присваивания и ввода-вывода, стандартными арифметическими функциями. ПРИМЕР: Найти сопротивление цели из двух последовательно соединенных проводников. program posledowatelnoe_soedinenie; var r1, r2, r: integer; begin writeln('Вычисляется сопротивление R1+R2'); write('Сопротивление 1-го проводника R1? '); readln(r1); write('Сопротивление 2-го проводника R2? '); readln(r2); writeln('R1 =', r1: 4, ' R2 =', r2: 4); r: =r1+r2; writeln('R =', r: 4); end.
|