Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия благоговения перед жизнью

Следуя этой благородной цели, человечество в технотронную эпоху «господства» науки и техники над людьми многое должно было поменять в своей творческо-преобразовательной деятельности. И первой такой сферой обновления стала новая этика жизни - биоэтика, которая преследует цель сохранения жизни на Земле и сбережения здоровья всех людей. Ее инновационный смысл состоит в том, что она взывает к уважению плюрализма мнений, взглядов и установок на новые проблемы жизни. В ней считается особо важным отсутствие догматичности мышления, преодоление собственных предубеждений и предрассудков. Биоэтика вооружает всех специалистов, но особенно медиков знанием специфических проблем сохранения жизни людей, возникающих в результате прогресса науки и техники. Она вырабатывает у них привычку рассматривать любую свою профессиональную деятельность с этических позиций.

Философско-этическая концепция благоговения перед жизнью задала принципиально новый вектор отношения человека к жизни, в целом к миру, к окружающей среде, тем самым создав предпосылки для осмысления морально-правовых коллизий и альтернатив, вставших перед современной этической мыслью. Причем этот принцип следует понимать прямо и буквально - как искреннее благоговение людей перед жизнью, которая возникла, существует и развивается на планете Земля. С этической точки зрения добро есть то, что утверждает жизнь, а зло есть все то, что разрушает ее или мешает естественно развиваться. Благодаря принципу благоговения перед жизнью человеческая жизнь и укрепление человеческого здоровья стали объектом не только научно-биологического познания, но и широкого круга гуманитарных дисциплин. Все это в итоге привело к возникновению междисциплинарной науки - биоэтики. Именно в этой науке самыми насущными вопросами являются вопросы о путях сбережения жизни как таковой и поиске смысла жизни человека.

Прежде всего, биоэтика остается по своей сути этикой с ее морально-нравственными началами и гуманными установками обществен-

ного поведения. Однако биоэтика уже не только этика, понимаемая в традиционном смысле слова. Это и иное мировоззрение, и иной тип мышления, т.е. другая философия жизни с иными приоритетами и принципами. И это верно не только в отношении биоэтики, как новой науки, но и в отношении ее особого статуса в управлении жизнью вообще и человеческой в особенности, новому человеческому восприятию живого мира и созданию новых моральных установок по сохранению его в естественном виде. Научно-исследовательский предмет биоэтики - формирование нового гуманного отношения всех специалистов (особенно медиков) ко всему живому на Земле. Новая этика - биоэтика универсальна и по содержанию, и по способу использования на практике, поскольку может практиковаться каждым человеком индивидуально и непосредственно в личной жизни и общественной деятельности, особенно в творческо-созидательной.

Высшей нравственной ценностью ученые, медики и философы вслед за А. Швейцером (1875-1965) стали называть сохранение жизни и сбережение здоровья людей, а не абстрактное всеобщее благоговение перед ней. Врач, философ-гуманист развил новую систему этических принципов, которую он назвал «Почтением к жизни». Согласно учению А. Швейцера, человек, как только стал мыслящим существом, почувствовал внутреннюю потребность относиться ко всему живому на Земле с особым благоговением и при этом ценить жизнь всех земных существ как собственную жизнь. Став лауреатом Нобелевской премии, он заявил, что человечество должно отказаться от войн по этическим причинам, так как «война делает нас виновными в преступлении бесчеловечности». Сохранять жизнь, качественно улучшать ее, способствовать саморазвитию - это и значит делать доброе, а уничтожать жизнь или мешать расцвету жизни, тем более подавлять развивающуюся жизнь - это значит приносить на Землю зло. Вот такое благоговейное отношение к жизни и ответственное содействие сбережению ее различных видов и форм стало исходной основой для новой этики - биоэтики.

В биоэтике определился и новый нравственный подход к разрешению труднейших проблем человечества в улучшении взаимоотношения человека с живой и неживой природой, в создании на планете условий для нормальной естественной жизни. Именно биоэтика стала определять качественно иные моральные и правовые координаты в деятельности ученых, медиков, да практически всех специалистов, от которых зависят приоритеты в деле сохранения жизни

и сбережения здоровья всех людей на Земле. Кстати, философия сбережения жизни, по мнению авторитетных ученых и философов, зарождалась на той же проблемной почве, что и медицина, на познании сути жизни и ее сбережении.

На протяжении тысячелетий проблема познания человека, специфики его жизни и творческо-созидательной деятельности приковывала к себе внимание ученых разных областей познания, в том числе и философов. Творчески используя свои интеллектуальные силы и научные знания, они стремились постигнуть уникальный смысл человеческого бытия на Земле, пытались понять и ответить на извечные вопросы: «Что такое жизнь?»; «Когда и почему она зародилась на Земле?»; «Как ее сохранить, уберечь от разного рода природных катаклизмов, происходящих на планете, и от во многом неразумной преобразовательной деятельности людей»; «Как оценить социальнокультурные, научно-технические и технологические достижения: или как триумф творческо-созидательной деятельности человечества, или как расплату за безнравственное обновление способов и средств жизни людей?». В каждом из этих вопросов заложена огромная проблема современной философии жизни. Сколько возможно верных ответов на них? А может быть, ответов вообще нет? Давайте поразмышляем вместе!

Все поставленные здесь вопросы, да, кстати, и многие другие вопросы о жизни вообще и человеческой жизни в особенности продолжают волновать пытливые умы философской, научной и медицинской общественности и заставляют искать пути и средства моральной адаптации людей к непростым жизненным реалиям. Сегодня ни для кого уже не секрет, что революционно обновленный современный мир стал как никогда хрупким. Известно, чем система становится сложнее и многообразнее, тем она труднее управляема и менее надежна. А современные технико-технологические и социально-культурные системы нашего мира все более и более усложняются. Радикально меняется жизнь и деятельность людей. Массы людей мигрируют, живут в цивилизациях других народов. Возникают огромные национальные диаспоры. Растет социально-культурная и бытовая напряженность в мире. Все труднее предвидеть будущее отдельных людей и целых народов. Сознание людей не поспевает за этими изменениями, что уже начинает прямо угрожать самой жизни на Земле.

Следует заметить, что живая материя в своей эволюции, дойдя до уровня человека, приобрела не только мощь разума, но и нрав-

ственную силу. Нравственность - универсальное человеческое свойство, фундамент решения всех общественных проблем. Разве трудно понять истинную причину нынешнего глобального кризиса как реально обнаружившийся недостаток нравственного смысла в отношениях между людьми мирового сообщества? В связи с этим необходимо повышать роль и значение нравственности людей в качестве фундамента организации их достойной социальной жизни. Более того, по аналогии со «сферой разума», ноосферой (В. Вернадский), можно на вполне научной основе принять сегодня идею перехода ноосферы в этикосферу, где бы ключевая роль отводилась новой этике, или биоэтике, как очеловечении отношений людей с людьми и с миром всего живущего на Земле. При этом все новое в этике нельзя рассматривать как простое улучшение или расширение. Возникновение нового в этическом учении нередко напоминает возникновение иного, наполненного совершенно новым смыслом морали и нравственности, одни фрагменты которого требуют более широкого, другие более глубокого, чем прежде, взгляда на жизнь и научно-творческую деятельность.

Традиционные моральные идеалы, принципы и установки как высшие общественные духовные ценности стали утрачиваться и попросту игнорироваться многими людьми. Значит, жизнь современных людей стала особо нуждаться в новом философско-этическом переосмыслении. Ведь философско-этическая мысль с момента своего зарождения еще в середине I тысячелетия до новой эры была рефлексией на духовный мир человека. Начиная с середины ХХ в. и до наших дней в мире социально-культурной и духовной жизни происходят радикальные трансформации и серьезные новации в философии и философствовании о человеке и его судьбе. Теперь философская рефлексия черпает свою духовную энергию из новых социально-культурных, научно-образовательных ситуаций, в которых заложен гуманный смысл человеческого существования, его интеллектуального и нравственного самосовершенствования. Эти, по сути, самые актуальные и в то же время самые сложные проблемы жизни и деятельности современного человека становятся предметом пристального внимания философов, ученых, медиков. Ныне остро встала проблема сохранения жизни и сбережения здоровья людей.

Цель философского осознания уникального феномена жизни на Земле - это установление онтологического статуса биосферы (греч. bios - жизнь и sphaera - сфера) и социально-исторической

культуры человечества. Научная же задача состоит в том, чтобы установить сущность живой природы как особо феноменального вида материи, возникновения и развития жизни как таковой, а также пути ее распространения во Вселенной. Необходимо философски осмыслить и смерть как другую сторону жизни или ее естественный момент в бытии материи. Известный отечественный ученый, лауреат Нобелевской премии Н.Н. Семенов писал: «Живая материя имеет некоторые дополнительные физико-химические свойства, не встречающиеся пока в том комплексе видов материи, которые нам знакомы в неживой природе». Живая материя представляет целостную и открытую физико-химическую систему, существующую в окружающей среде в постоянно развивающемся состоянии.

Эволюция живого вещества в геологическом времени выражается в медленном, но постоянном изменении от одного поколения к другому генетически связанных между собой видов. Стала много понятнее и внутренняя логика приобретения и накопления энергии живым веществом. «В своей совокупности животные и растения, вся живая природа представляют природное явление, - писал В.И. Вернадский, - противоречащее в своем эффекте в биосфере принципу Карно в его обычной формулировке. Обыкновенно в земной коре в результате жизни и всех ее проявлений происходит увеличение действенной энергии... Отклонение такого основного явления, каким является живое вещество в его воздействии на биосферу от принципа Карно, указывает, что жизнь не укладывается в носилки, в которых энтропия установлена». Теперь научно доказано, что неживая и живая материя едины, так как состоят из одних и тех же химических элементов, которые есть на Земле и в Космосе. Отношение к феномену жизни стало опираться на ее научное понимание и осознание естественной взаимосвязи с неживой природой. И не так уж важно, произошло ли зарождение жизни на Земле, или в любом другом месте Вселенной, и были ли вообще занесены на Землю так называемые «семена жизни».

Чтобы сегодня судить о жизни и ее сбережении в естественном виде, необходимы научное познание и понимание совокупности ее ценностных признаков, относительно которых сегодня все ученые едины, как на уровне естествознания, так и на уровнях нравственности и юриспруденции. Не случайно, что именно в наше время возникла потребность в биоэтике, которая основывается на идеалах и принципах сохранения природных свойств и качеств всех живых существ на Земле и человека в их естественном симбиозе. Многие

мыслители глубокой древности, обращаясь к феномену жизни, размышляли о человеке, его жизни и деятельности, о способе его познания как судьбоносном факторе в развитии человечества. Достаточно вспомнить имена таких выдающихся философов, как Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Сенека и др. По Аристотелю, жизнь предполагает особую материю и форму. Материей является тело, а формой - душа, названная им энтелехией.

Ныне жизнь как системно развивающийся органический мир живых существ на Земле и духовно-культурный мир человека исследуется рядом естественно-научных, исторических, культурологических, социальных и гуманитарных дисциплин. С позиции современных философов, совпадающей с точкой зрения ученых-биологов, жизнь - это процесс постоянной эволюции существ, обладающих свойствами самоорганизации и самоуправления. Согласно работам многих отечественных ученых и философов (В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Н. Моисеев, В.Н. Казначеев, А.А. Яшин) жизнь рассматривается так же, как и Космос (греч. kosmos - порядок, упорядоченное устройство, красота). Она становится предметом особого интереса философии, науки, религии, искусства и, конечно, биомедицины.

Жизнь конкретного человека - это уникальный феномен бытия: тело и душа, а вне их существования - все сотворенное человеком. «Жизнь - это не объект, - философски заметил академик РАМН Ю.Л. Шевченко, - а его характеристика, у которой нет внутреннего или внешнего. А потому не может быть и сущности как внутренней определенности объекта. Отсюда следует, что имеет смысл говорить не о сущности жизни, а о сущности всех живых систем, которые могут быть одноклеточными и многоклеточными организмами, сообществами организмов (популяция), сообществом популяций (биоценоз) и т.д....Сами сущности этих систем не могут быть одинаковыми: внутренняя определенность одноклеточного организма не тождественна сущности многоклеточного, не говоря уже о биоценозах или популяциях. Как видно, философия вовсе не отвечает на вопрос, в чем же именно (в каких внутренних закономерностях) заключается сущность конкретной живой системы. Это не ее задача. Но она подсказывает ученому, где находится сущность, и в чем она состоит».

Естественно-научные дисциплины (биология, экология и биомедицина) исследуют жизнь как универсальный предмет эволюционного саморазвития мира. При этом одной из наиболее важных задач в познании жизни является осознание объективной логики

ее происхождения и саморазвития. Наибольшее распространение в общественном сознании ныне получили следующие модели возникновения и развития жизни на Земле: креационизм, или божественное сотворение мира, а затем и жизни из ничего, панспермизм, или внеземное происхождение животного мира. Согласно этому учению, жизнь, как и весь мир, вечна и в своем развитии бесконечна. Это постоянный процесс естественной физико-химической эволюции. Ученые полагают, что первые признаки жизни на Земле зародились примерно 4-5 млрд лет назад. За это время различные виды и формы жизни сильно эволюционировали. Наряду с простейшими организмами теперь в мире сосуществуют и очень сложные существа и, конечно, их высшая форма - человек.

В связи с этим значительно возросли социальные и моральноправовые требования к модификации всей системы здравоохранения и путей сбережения людьми собственного здоровья как источника творческой и созидательной деятельности. На первый план выдвигается принцип защиты прав человека, а в медицине - принцип достижения информированного согласия пациента на лечение, согласно которому любое врачебное вмешательство в жизнь человека, диагностического, профилактического, лечебного или исследовательского характера, проводилось бы только на основе осознанного и добровольного согласия пациента. При принятии врачебного решения сегодня недостаточно практического опыта, знаний и компетенции специалиста-медика, необходима еще и нравственная составляющая, заложенная в интегративной дисциплине сбережения жизни - биоэтике. Это принципиально новая междисциплинарная наука о жизни и ее сохранении, которая опирается на современные достижения естествознания, техники и технологии биомедицины. Биоэтика не повторяет прошлое традиционной этики. Это по-настоящему новое интеллектуальнонравственное и правовое явление. Оно открывает перед людьми огромные возможности, которых не было и в помине лет тридцать или пятьдесят назад.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Силикатообразование при коррозии бетона | Введение предмет философии науки
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал