Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Второй этап процедуры экологического аудита заключается в предварительном сборе, обобщении и организации исходных данных.
Сбор, обобщение и организация основных исходных данных по объектам аудирования и соответствующая их оценка представляют одну из наиболее важных стадий программы экологического аудита в целом. Как правило, на каждом аудируемом предприятии (территории) накоплены значительные массивы данных о воздействии на окружающую среду, состоянии среды, использовании ресурсов, технологии производства. Однако зачастую использование этих данных крайне затруднительно из-за их разбросанности по разным владельцам, противоречивости, громоздкости, отсутствия обобщения и систематизации, неудобной формы в виде пространных таблиц и описаний. Часто официальная позиция предприятия или территории по конкретным вопросам (например, характеристики отходов и источников воздействия на окружающую среду) бывает неопределенной. Учитывая отмеченное, предварительный сбор и обобщение исходных данных для оценки фактического воздействия на среду, разработки эффективных рекомендаций по изменению воздействия должны быть в значительной степени формализованы (вплоть до согласования исходных данных заказчиком программы аудирования). Основной задачей здесь является максимально четкое и ясное обозначение официальной (декларируемой) позиции предприятия (территории) по рассматриваемым вопросам формирования информационной базы для дальнейшей оценки и рекомендаций. Как один из методов сбора, обобщения и организации основных исходных данных программы экологического аудита может использоваться метод «анкетирования». В качестве основных исходных данных программы экологического аудита рекомендуется использовать только официально декларируемую информацию, представленную в соответствующей документации. Все случаи отсутствия необходимых данных или их разночтений специально оговариваются и анализируются. Обобщение и систематизация исходных данных дают возможность предварительно оценить степень их достоверности, выявить отсутствие необходимых данных, определить основные объекты и сформулировать приоритетные вопросы программы экологического аудита. Для формирования основных исходных данных программ экологического аудита могут использоваться следующие документы (обычно за последние 3–5 лет деятельности объекта аудита): - экологические паспорта предприятий; - тома ПДВ и ПДС; - паспорта водного хозяйства; - экологическая статистическая отчетность за несколько лет; - справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов; - акты о применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности; - данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов; - лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование; - территориальные экологические программы и планы; - проекты районной планировки; - производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки об их фактическом выполнении; - справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства готовой продукции; - существующие технологические регламенты по эксплуатации средоохранных технологий и оборудования; -проекты строительства (реконструкции, технического перевооружения) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов; - существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы. Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении его проводятся: - определение маршрутов и проведение «обзорных» туров по объектам аудирования; - ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала; - уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования. Основной целью работы на объектах является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, получение дополнительной информации для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду. Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирования работа на объектах должна быть тщательно спланирована и хорошо организована. При этом следует иметь в виду чрезвычайную, как правило, сложность объектов: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников сброса и выброса, большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и «ночного» воздействия на среду, разнообразие технологических и технических средств регулирования воздействия, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д. Заключительный этап процедуры экоаудирования включает в себя следующие стадии: - анализ и оценка полученных данных; - привлечение дополнительных специалистов в группу экологического аудита в случае необходимости; - разработка конкретных рекомендаций и предложений по результатам программы экологического аудита; - организация данных программы; - представление данных программы и анализ возможностей их использования совместно с заказчиком и другими заинтересованными лицами; - подготовка, распространение и представление окончательного отчета по результатам аудирования; - участие в составлении и проверке осуществления плана действий по материалам программы экологического аудита. Общие методические рекомендации по организации, анализу и оценке данных программы экологического аудита промышленного производства включают: - составление и анализ обобщенных и детализированных материальных балансов приоритетных загрязняющих веществ, компонентов исходного сырья, реагентов и материалов; в том числе, например, составление и анализ обобщенного водного баланса предприятия, включая атмосферные осадки, неорганизованный поверхностный и подземный сток с территории промышленной площадки; - описание и оценку фактических характеристик приоритетных источников воздействия на окружающую среду (включая неорганизованные, залповые, аварийные и «ночные» источники) и отходов обязательно в сравнении с их декларируемыми характеристиками (или отсутствием таких характеристик!) и установленными лимитами на сброс, выброс, размещение отходов; - анализ и оценку фактической эффективности работы существующих систем регулирования сбросов и выбросов загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов в сравнении с их декларируемой эффективностью; - описание, анализ и оценку эффективности существующей системы производственного экологического контроля, включая локальную систему мониторинга источников воздействия на среду и отходов; - формирование и обоснование производственной (или территориальной) системы приоритетов в области изменения воздействия на среду, использования ресурсов, состояния среды (приоритетные факторы воздействия, источники выделения загрязняющих веществ и образования отходов, приоритетные источники сброса и выброса, отходы и места их размещения, системы регулирования воздействия, приоритетные экологические цели и задачи, направления деятельности); - определение локальных критических экологических ситуаций, характеризующихся изменениями среды в зоне влияния предприятий, заболеваниями населения, существенными экономическими ущербами, грубыми систематическими нарушениями природоохранительного законодательства, связанными с определенными факторами и источниками воздействия на среду; - представление данных программы экологического аудита на экологических ситуационных планах и картах-схемах. Пятый этап обобщенной процедуры разработки и реализации процедуры экологического аудирования является последним и может быть представлен в виде следующих стадий: - авторский надзор и консультирование использования материалов программы; - участие членов группы в разработке и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудирования; - участие в процедуре ОВОС плановых предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов программы экологического аудита; - организация и проведение повторных программ экологического аудита по фактическим результатам деятельности; - развитие общего, специального и дополнительного профессионального образования сотрудников предприятия. Дальнейшее использование материалов программы экологического аудита в целях развития и повышения эффективности экологической деятельности может осуществляться заказчиком как самостоятельно, так и с привлечением специалистов из группы экологического аудита. Самостоятельное использование заказчиком материалов экологического аудита проводится путем: - формирования конкретных программ и направлений деятельности; - непосредственного включения предложений в планы текущих природоохранных мероприятий; это в первую очередь относится к предложениям, не требующим имущественных дополнительных затрат; - формирования на основе полученных материалов заданий и исходных данных на разработку ТЭО и проектов; - формирования на основе полученных материалов технических заданий на выполнение дополнительных разработок (исследовательских, опытных, конструкторских и т.д.); - использования полученных материалов при разработке разделов ОВОС, проведения общественной и государственной экологической экспертизы отдельных проектов; - использования полученных материалов при разработке различной экологической, нормативно-технической и отчетной документации. Последующее использование материалов программы экологического аудита с привлечением специалистов - членов группы аудирования возможно по следующим направлениям: - авторский надзор и консультирование в процессе реализации конкретных рекомендаций и предложений, разработанных в рамках программы экологического аудита; - непосредственное участие специалистов в разработке, обосновании и реализации конкретных проектов и программ с использованием или на основе материалов экологического аудита; - участие в проведении экологических экспертиз (ведомственных, общественных, государственных) плановых, предпроектных и проектных решений, разработанных с использованием или на основе материалов экологического аудита; - участие в организации и проведении повторных программ экологического аудита по фактическим результатам деятельности; - участие в разработке и реализации программ общего, специального и дополнительного профессионального экологического образования. Разработка и реализация повторных программ экологического аудита является желательным, а для сложных объектов необходимым условием достижения реальных очевидных результатов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Возможности повторного аудирования заключаются в дальнейшем повышении эффективности экологической деятельности предприятия (территории) в зависимости от достигнутых результатов, сравниваемых с поставленными целями и задачами, в перераспределении и концентрации усилий на наиболее приоритетных направлениях и отдельных решениях. Следует отметить и то, что методы оценок в экологическом аудите во многом носят экспертный характер. Повышение их объективности, как и развитие аудирования в целом, зависит от практического использования материалов программ и проведения повторных аудитов по достигнутым результатам. Необходимость повторного экологического аудита, помимо общей сложности объектов и задач аудирования, определяется крайне нестабильными на сегодня для России условиями развития природоохранной деятельности, зависящими, в том числе от: - изменений номенклатуры и объемов выпуска продукции; - изменений потребления природных ресурсов, сырья и материалов; - изменений основных технологий; - изменений социально-экономической и политической ситуации на федеральном и территориальном уровнях; - изменений общественного мнения; - изменений экономического механизма природопользования, в том числе на территориальном уровне; - изменений законодательства, нормативно-технической документации, в том числе на территориальном уровне; - развития и повышения эффективности государственного территориального мониторинга источников воздействия на окружающую среду и отходов; - изменений систем государственного экологического контроля и управления; - развития общественного экологического контроля; - изменений нормативов воздействия на среду и ее состояния, в том числе на территориальном уровне; - расширения эколого-правовой и эколого-экономической ответственности; - выявления дополнительных данных о нежелательных изменениях окружающей среды и последствиях этих изменений. Среди основных специфических задач повторных программ экологического аудита можно выделить следующие: - анализ и оценка степени реализации рекомендаций и предложений, разработанных в рамках предыдущей программы экологического аудита; - анализ и оценка основных результатов и «провалов» в экологической деятельности предприятий (территорий) с момента реализации предыдущей программы экологического аудита; здесь важна количественная оценка результатов, которая значительно эффективнее воспринимается администрацией предприятий, территориальными органами экологического контроля и управления, общественностью и населением; - разработка конкретных рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию экологической деятельности с учетом достигнутых результатов, и в связи с уровнем развития конкретных производств (территории) в целом.
|