Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование основных определённых средств борьбы с современным международным терроризмом в Республике Беларусь
Наша страна выступает за формирование в мире атмосферы активного неприятия терроризма как уголовного деяния. Важнейшим условием успешной борьбы с терроризмом Беларусь считает строгое соблюдение всеми государствами международного права. Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь, акты законодательства Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь. Нормативно-правовым актом, регламентирующим систему борьбы с терроризмом, является постановление совета Министров Республики Беларусь от 25.07.2013г. № 658 «Об утверждении Концепции борьбы с терроризмом в Республике Беларусь». Согласно данному постановлению, борьба с терроризмом в Республике Беларусь является неотъемлемой частью деятельности государственных органов, иных организаций и граждан по обеспечению национальной безопасности. Основными принципами борьбы с терроризмом являются: - законность; - соответствие мер по борьбе с терроризмом международным обязательствам Республики Беларусь; - признание, соблюдение и защита прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций; - защита жизни и здоровья лиц, подвергающихся опасности в связи с приготовлением и совершением актов терроризма; - обеспечение национальной безопасности; - единство и взаимосвязь цели, направлений и задач борьбы с терроризмом; - приоритет мер по предупреждению терроризма; - оперативность, своевременность и превентивность мер по нейтрализации террористической угрозы; - соразмерность (адекватность) применяемых мер по борьбе с терроризмом уровню террористической угрозы; - неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; - минимизация уступок террористам; - разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач борьбы с терроризмом; - комплексная реализация мер по борьбе с терроризмом, в том числе на основе государственно-частного партнерства; - участие Республики Беларусь в международных и региональных системах борьбы с терроризмом, а также в международном сотрудничестве в данной области. Целью борьбы с терроризмом является создание и поддержание такого уровня защищенности личности, общества и государства от актов терроризма и иных преступлений, направленных на достижение целей терроризма, который гарантирует сохранность жизни и здоровья граждан, реализацию ими прав и свобод, стабильный общественный порядок, исключает противоправное влияние на принятие решений государственными органами и законное осуществление политической или иной общественной деятельности, а также обеспечивает недопущение провокации международных осложнений, войны, дестабилизации внутреннего положения иностранных государств. Борьба с терроризмом осуществляется по следующим направлениям: - предупреждение терроризма; - выявление и пресечение террористической деятельности; - минимизация последствий актов терроризма. Предупреждение терроризма является приоритетным направлением борьбы с терроризмом и осуществляется путем решения следующих задач: - устранение общесоциальных причин и условий, способствующих террористической деятельности; - минимизация влияния на граждан идеологии терроризма, идейных доктрин, которые могут привести к возникновению у отдельных лиц или групп намерений решать политические, экономические, социальные или иные проблемы путем применения насилия; - своевременное выявление и нейтрализация террористической угрозы на основе прогнозирования изменений ее уровня; - оказание профилактического воздействия на лиц, склонных к участию в террористической и иной экстремистской деятельности; - прогнозирование угроз безопасности лиц и объектов, подлежащих антитеррористической защите; - обеспечение контроля за обстановкой на объектах, подлежащих антитеррористической защите; - достижение гарантированной сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; - осуществление контроля за оборотом веществ и материалов, которые могут быть использованы для совершения актов терроризма; - воспрепятствование свободному распространению и доступу к информации о способах совершения актов терроризма и использования для этого различных предметов и веществ; - привлечение к участию в реализации мер по предупреждению терроризма негосударственных организаций и граждан, своевременное доведение до них информации о признаках возможной террористической деятельности; - совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающее наиболее полную реализацию принципов и основных направлений борьбы с терроризмом. Выявление и пресечение террористической деятельности осуществляются путем решения следующих задач: - своевременное получение и проверка информации о подготовке и совершении в Республике Беларусь актов терроризма, осуществлении иной террористической деятельности, а также о лицах, причастных к данной деятельности; - пресечение подготовки и совершения актов терроризма посредством осуществления государственного реагирования на них, в том числе путем проведения специальных мероприятий и контртеррористических операций; - установление и розыск лиц, причастных к совершению актов терроризма и осуществлению иной террористической деятельности; - расследование преступлений, направленных на достижение целей терроризма; - признание организаций террористическими в установленном законодательством порядке; - недопущение въезда на территорию Республики Беларусь лиц, причастных к террористической деятельности за рубежом; - недопущение осуществления деятельности на территории Республики Беларусь иностранных и международных террористических организаций, уголовное преследование либо выдача в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь находящихся на ее территории лиц, причастных к террористической деятельности за рубежом. Минимизация последствий актов терроризма осуществляется путем решения следующих основных задач: - спасение жизни и сохранение здоровья людей, пострадавших в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения; - минимизация размеров ущерба и материальных потерь, ликвидация чрезвычайных ситуаций техногенного характера, своевременное восстановление объектов, поврежденных или разрушенных в результате актов терроризма; - социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения; - возмещение вреда, причиненного гражданам и организациям, пострадавшим в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения; - нейтрализация морально-психологического воздействия актов терроризма на сознание масс либо отдельных социальных групп; - социальная реабилитация и ресоциализация лиц, причастных к террористической деятельности, после прекращения ими данной деятельности и привлечения к уголовной ответственности в установленном законодательством порядке. Основными мерами по предупреждению терроризма являются: - политические - поддержание стабильной общественно-политической обстановки, разрешение социальных противоречий и конфликтов, эскалация которых может привести к росту экстремистских настроений и использованию различных форм насилия, формирование системы противодействия идеологии терроризма, осуществление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом; - социально-экономические - оздоровление экономики страны, устранение социальных и экономических условий, способствующих распространению идеологии насилия, недопущение маргинализации общества или отдельных социальных групп, роста безработицы, существенного социального и имущественного расслоения, обеспечение эффективной социальной защиты населения и повышение качества жизни; - правовые - принятие предусмотренных законодательством мер противодействия экстремизму для предупреждения участия организаций и граждан в террористической деятельности, совершенствование мер уголовной ответственности за преступления, направленные на достижение целей терроризма, общая профилактика правонарушений, способствующих террористической деятельности, индивидуальная профилактика лиц, склонных к совершению экстремистских действий, техническое нормирование и стандартизация в области обеспечения безопасности мест массового пребывания людей, критически важных объектов, регулирование порядка использования информационно-коммуникационных систем; - информационно-пропагандистские - разъяснение сущности и общественной опасности терроризма, воспитание патриотизма, информирование населения о предусмотренных законодательством механизмах реализации гражданских, политических, экономических, социальных и иных прав, законных интересов граждан, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, снижение уровня радикализации молодежи, информационно-профилактическое воздействие на сознание террористов и иных лиц, причастных к организации и осуществлению террористической деятельности; - культурно-просветительские - культивирование, в том числе в процессе образования и воспитания граждан, социально значимых ценностей, прежде всего ценности человеческой жизни, формирование демократической политической и правовой культуры, развитие в обществе толерантности и создание условий для диалога по политическим, экономическим, социальным, конфессиональным, культурным и иным проблемам, обучение населения правилам поведения при повышении уровня террористической угрозы, в случаях совершения актов терроризма, воспитание бдительности, морально-психологической устойчивости, сплоченности и дисциплинированности; - организационно-технические - внедрение и использование программно-технических средств выявления и пресечения распространения экстремистских материалов, реализация мер по физической защите ядерных материалов и ядерных установок для предотвращения несанкционированного доступа к ним, разработка и реализация целевых программ и мероприятий по выполнению соответствующих технических требований. Основными мерами по выявлению и пресечению террористической деятельности являются: - специальные - проведение государственными органами в соответствии с компетенцией оперативно-розыскных, охранных и иных мероприятий по своевременному выявлению намерений и действий лиц по подготовке и совершению актов терроризма, непосредственное предотвращение и пресечение совершения акта терроризма, в том числе путем проведения контртеррористической операции, изъятие из незаконного оборота оружия и других средств поражения, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, сильнодействующих, ядовитых и иных опасных веществ и материалов, изъятие из обращения и уничтожение печатной, электронной и иной продукции, содержащей информацию о способах совершения актов терроризма и использования для этого различных предметов и веществ, выявление террористов при въезде в Республику Беларусь, выезде из Республики Беларусь, транзитном проезде через ее территорию, исключение доступа к орудиям и средствам совершения актов терроризма, финансовой и иной поддержке; - правовые - расследование преступлений, связанных с террористической деятельностью; - организационные - обеспечение эффективного государственного реагирования на акты терроризма путем скоординированного планирования и реализации государственными органами и иными государственными организациями мер по их выявлению и пресечению, реализация комплекса мероприятий по антитеррористической защите мест массового пребывания людей и критически важных объектов, организация соблюдения установленного порядка применения оружия и иных специальных средств; - информационные - использование возможностей средств массовой информации и глобальной компьютерной сети Интернет для выявления и непосредственного предотвращения актов терроризма, доведение до населения информации об актах терроризма и другой террористической деятельности, а также о принимаемых государственными органами и иными государственными организациями мерах по ее выявлению и пресечению; - технические - идентификация пользователей информационных систем, внедрение и использование информационно-поисковых систем для выявления признаков террористической деятельности и причастных к ней лиц, применение технических средств выявления и пресечения преступлений против информационной безопасности, направленных на достижение целей терроризма, внедрение современных систем защиты документов, удостоверяющих личность, и другие технические меры. Основными мерами по минимизации последствий актов терроризма являются: - оказание скорой (неотложной) медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения; - своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - восстановление поврежденных или разрушенных в результате актов терроризма объектов, обеспечение их функционирования и экологической безопасности; - осуществление социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате актов терроризма и (или) в ходе их пресечения; - восстановление в соответствии с законодательством имущественных и неимущественных прав организаций и граждан, нарушенных в результате актов терроризма и (или) проведения специальных мероприятий и (или) контртеррористических операций, в том числе компенсация причиненного ущерба пострадавшим и лицам, участвующим в борьбе с терроризмом; - проведение информационно-пропагандистских мероприятий по снижению морально-психологического воздействия актов терроризма на сознание граждан либо отдельных социальных групп; - психологическая коррекция личности террористов, привлеченных к уголовной ответственности в установленном законодательством порядке, в том числе принятие мер по осознанию ими недопустимости применения насилия, создание условий для полноценной социальной реинтеграции таких лиц [11]. В рамках сотрудничества по борьбе с международным терроризмом Республика Беларусь является участником всех основных универсальных договоров по данной проблематике, разработанных под эгидой ООН. Беларусь поддержала принятие в 2006 году Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Данная стратегия является, по сути, первым глобальным документом, содержащим общий стратегический подход к борьбе с терроризмом на основе комбинированных национальных, региональных и международных усилий государств-членов. Начиная с 2009 года, Беларусь участвует в Глобальной инициативе по борьбе с актами ядерного терроризма, объединяющей 85 государств. Инициатива, носящая добровольный характер, направлена на развитие в участвующих странах инфраструктуры учета и физической защиты ядерных и других радиоактивных материалов, возможностей обнаружения и расследования фактов контрабанды названных материалов, повышение защиты гражданских ядерных объектов. На региональном уровне в сфере борьбы с терроризмом активное развитие получило сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств. Государствами-участниками СНГ сформирована нормативная правовая база по данной проблематике, включая подписанный в Минске в 1999 году Договор о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом. Координация взаимодействия компетентных органов государств СНГ по борьбе с терроризмом осуществляется специализированным отраслевым органом Антитеррористическим центром государств – участников СНГ, созданным в 2000 году. В качестве государства-члена Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Беларусь участвует в деятельности данной Организации по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, иными угрозами безопасности. Формами такой деятельности в рамках ОДКБ являются взаимодействие национальных антитеррористических органов и специальных подразделений, проведение регулярных учений по борьбе с наркотрафиком, нелегальной миграцией, киберпреступностью. Республика Беларусь является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Данная региональная организация, созданная по типу ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), призвана обеспечить эффективную интеграцию государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и стандартами других международных организаций. Наша страна вносит конкретный вклад в антитеррористическую операцию в Афганистане, проводимую под управлением НАТО на основании резолюции Совета Безопасности ООН 1386 (2001). С учетом этой резолюции белорусская сторона и НАТО договорились о предоставлении возможности железнодорожного транзита через Беларусь невоенных товаров альянса, его государств-членов и других государств, которые вносят вклад в миссию Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Начиная с 2011 года, через территорию Беларуси осуществляются постоянные транзитные перевозки невоенных грузов для нужд МССБ. Соответствующая договоренность была оформлена обменными письмами между Министром иностранных дел Республики Беларусь и Генеральным секретарем НАТО. Беларусь также предоставляет альянсу свое воздушное пространство для транзита военных и гражданских грузов. Универсальные международные договоры по борьбе с терроризмом, участником которых является Республика Беларусь: 1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963); 2. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970); 3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); 4. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); 5. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); 6. Конвенция о физической защите ядерного материала (1980); 7. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1988); 8. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); 9. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ (1988); 10. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1991); 11. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); 12. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999); 13. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005) [4, стр. 45].
|