Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Следование за сомнительными доводами






Это также является одной из основных причин появление ереси и заблуждения среди мусульман. Приверженцы нововведений и своих страстей часто используют выдуманные хадисы или же подгоняют под себя аргументы, чтобы подтвердить свою позицию и ввести в заблуждение малограмотных людей. Имам аль-Ауза’и об этом говорил: “Было сказано: «Горе тем, кто обучается не для поклонения, и тем, кто делает запретное дозволенным, с помощью сомнительного!»” аль-Аджурри в “Ахлякъуль-‘уляма” 65.

Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом» (Али Имран 3: 7).

Слова Аллаха: «желая посеять смуту» означают, что они желают тем самым ввести в заблуждение.

‘Аиша рассказывала, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал этот аят и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, которых назвал Аллах, так остерегайтесь же их!» аль-Бухари 4547.

Шейх Салих Али Шейх сказал: “Общеизвестно, что в Коране и Сунне есть то, что является ясным (мухкам) и то, что является неясным (муташабих). Также это присутствует в словах и действиях сподвижников и ученых. Обладающие основательными знаниями отличились тем, что постигли знание различением мухкама от муташабиха и тем, что возвращают муташабих к мухкаму. Если бы не эта отличительная черта обладающих знанием, то каждый мог бы охватить знание. Но Аллах испытывает людей тем, что существует мухкам и муташабих, что бы тем самым положение ученых и обладающих истинными знаниями стало ясным”. См. “аль-Мар’а ад-да’ия”. Подобное говорил и шейхуль-Ислам Ибн Таймия в «Маджму’уль-фатауа» 13/272-280.

Имам Абуль-‘Алия говорил: “Я читал мухкам[1] после смерти вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Аллах оказал мне две милости, и я не знаю, какая из них лучше: то, что Он повел меня по пути Ислама, или то, что Он не сделал меня хариджитом!” См. “ат-Табакъат аль-кубра” 7/113.

Использование иносказательных и не ясных доводов (муташабих), является признаком приверженцев нововведений, которые также толкуют Коран на основании своих страстей. Именно поэтому, когда Али ибн Абу Талиб посылал Ибн Аббаса на разговор с хариджитами сказал ему: “Не спорь с ними посредством Корана, ибо он имеет разные стороны, поэтому спорь с ними посредством Сунны”. Ибн ‘Аббас ответил: “Я знаю Книгу Аллаха лучше них!” ‘Али сказал: “Верно! Однако Коран можно истолковать по-разному”. См. “Фатхуль-Къадир” 1/42.



Необходимо знать, что не все аяты и хадисы подходят к тому или иному положению, несмотря на то, что внешне кажется иначе. Также поступали и хариджиты, которые обвинили ‘Али в неверии, опираясь на аят: «Суд принадлежит только Аллаху». Абу Рафи’ рассказывал, что когда хариджиты выступили против ‘Али они все время повторяли: «Суд принадлежит только Аллаху», «Суд принадлежит только Аллаху»! И ‘Али сказал: “Говорят слова истины, подразумевая ложь!” Муслим 1774.

Так и в наши дни, люди, следующие по стопам хариджитов, приводят те же аяты и, руководствуясь ими, совершают множество недозволенных вещей. Это указывает на то, что хариджиты неправильно понимают аяты Корана и хадисы, о чем нам сообщил пророк (мир ему и благословение Аллаха), сказавший о хариджитах: «Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них!» Муслим 1066.

Именно поэтому ученые, среди которых и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, говорили, что любой довод, который приводят приверженцы нововведений, является доводом против них самих, и мы убеждаемся в этом каждый день.

Ученые ахлю-Сунна вывели следующее правило: «Важно не приведение доказательства, а важно его правильное понимание». Ибн аль-Къайим говорил: “Не каждый, кто разбирается в религии, может понимать истинный смысл. Истинный смысл понимают лишь ученые, обладающие большим знанием”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 1/332.



На основании сказанного ученые запрещали принимать доводы заблудших и приверженцев нововведений. Имам аль-Лейс ибн Са’д говорил: “Я бы не принял ничего от приверженца нововведений, даже если бы увидел его идущим по воде”. См. «аль-Иттиба’» 35.

‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “Никогда не станет человек имамом в хадисах, если будет следовать за слабыми и отклоненными (шазз) хадисами, говорить обо всем что слышит и передавать ото всех подряд!” См. “Джам’иуль-баяниль-‘ильм уа фадлих” 1055.

Имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “Если передатчик из числа приверженцев страстей или слепой последователь мазхаба, противоречащий истине, то не принимай от него ничего, даже если он хорошо заучивает”. См. “аль-Джами’уль-ахлякъи-ррауи” 1/136.

Также не все, что рассказывают, называя это хадисами, является таковым. Къады ‘Абдуллах ибн Ляхи’а рассказывал, как он слышал слова одного покаявшегося старика, который был хариджитом: “Эти хадисы – религия, так смотрите же на того, от кого вы берете свою религию. Поистине, когда мы желали чего-либо, мы превращали это в хадис!” аль-Лялякаи 1/85.

Необходимо также удостоверятся и в достоверности слов, передаваемых от саляфов и имамов, как говорил шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Слова, переданные от саляфов и ученых, нуждаются в уточнении их достоверности и понимании их смысла, также как в этом нуждаются слова, сказанные об Аллахе и Его посланнике”. См. “Маджму’уль-фатауа” 1/246.

Также из признаков приверженцев нововведений – это сокрытие того знания, которое выявляет их заблуждение. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Ты никогда не найдешь такого приверженца нововведений, который бы не любил скрывать тексты, противоречащие ему. Он ненавидит и срывает их и не упоминает о них, а также ненавидит тех, кто говорит об этих текстах!” См. “Маджму’уль-фатауа” 20/161.

Также многие мусульмане часто следуют за имамами в тех вопросах, которые устраивают их страсти, даже если их мнения являются явно ошибочными. ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Не истина оценивается по людям, а люди оцениваются по истине”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 1/342.

Аль-Ауза’и говорил: “Кто берет редкие мнения ученых, тот вышел из Ислама” аль-Байхакъи 10/211.

На самом деле просто слова ученного не являются доказательством. Истину сказал Шейхуль-Ислам Ибн Таймия: “Поистине, слова ученых подкрепляются шариатским доказательством, однако шариатское доказательство не подкрепляется их словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 26/202.

Недостаточно ограничиваться и довольствоваться лишь простыми словами ученого, не зная их доказательств. Имам аш-Шафи’и говорил: “Тот, кто требует знание без доказательств, подобен тому, кто собирает ночью дрова, который вместе с дровами берет и змею, жалящую его!" аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/211.

Доказательство (далиль) – это слова Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), в понимании саляфов уммы. Имам аш-Ша’би сказал: “Бери то, что рассказали тебе от сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а на то, что тебе рассказали, основываясь на своем мнении, помочись!” ‘Абдур-Раззакъ 11/256.

Имам аль-Ауза’и сказал: “Знание – это то, что пришло от сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а то, что не пришло даже от одного из них, не является знанием”. См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1420.

Нет ни одного человека, в том числе и ученного, у которого бы не было ошибок или недостатков, кроме пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в этом все ученые единогласны. См. “Джами’у баяниль-‘ильм” 2/48.

Однако о том, что ученый ошибся в том или ином вопросе говорят обладающие знанием, а не все подряд. Ученые нужны для того, чтобы помочь правильно следовать Корану и Сунне, а не следовать их мнениям, если они противоречат Корану и Сунне. Истину сказал имам аш-Шатыби: “Если мы сделаем из ученых цель, а не средство, посредством которых мы узнаем положения шариата, то мы впадем в заблуждение”. См. “аль-И‘тисам” 2/872.

Мусульманин обязан следовать за ясными доказательствами из Корана и Сунны, а не выискивать мнения ученых, соответствующие их страстям. И в любом вопросе мы должны следовать за теми учеными, у кого наиболее сильный довод, именно это и является качество рабов Аллаха, которых Он повел по прямому пути! Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это – те, кого Аллах повел по прямому пути. Они и есть обладающие разумом!» (аз-Зумар 39: 17-18).

 



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал