Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления нейропсихологии






Несмотря на сравнительную молодость нейропсихологии, в настоящее время появилось несколько направлений, отличающихся своими задачами. Все эти направления объединены общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых механизмов психических процессов. Е.Д.Хомская выделяет следующие [16, 17]:

- клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

- экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А.Р.Лурия и его учеников наиболее изучены память и речь [8, 12, 18]. Им была создана классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности как сложной функциональной системе, значительно дополнены представления об организации памяти. В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга;

- реабилитационная нейропсихология. Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи [3, 9, 12, 18, 21]. Разработки в этой области начались в годы Великой отечественной войны (А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев). Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки нарушенной функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т.д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных;

- экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии. Данное направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы [15], и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды, эти исследования становятся все более актуальными.

- нейропсихология развития. Задача – выявление закономерностей развития мозга. Н.Н.Корсакова с соавторами указывает, что это особенно важно для диагностики локальных поражений мозга и для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей, поскольку на разных этапах онтогенеза поражение одного участка мозга проявляется по-разному. Недостаточная эффективность отдельных функциональных систем (в том числе речи) может быть вызвана как индивидуальными особенностями онтогенеза ребенка, приводящими к незавершенности формирования функциональных систем, так и спецификой морфогенеза мозга ребенка, проявляющегося в неравномерном созревании мозговых зон [7]. В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста [1, 7, 19]. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей. Исследования в этой области позволяют выделить закономерности локализации высших психических функций, а также проанализировать влияние локализации очага поражения на психическую функцию в зависимости от возраста. Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с минимальными мозговыми дисфункциями [7], которые приводят к специфическому формированию функциональных систем психики, нехарактерных для данного возрастного периода и базируются на стихийном включении компенсаторных механизмов. Нейропсихологическая диагностика позволяет понять закономерности связи мозга и психических функций в онтогенезе и выявить мозговые детерминанты отклонения в темпе и уровне развития той или иной функции [14];

- Психофизиологическое направление в нейропсихологии – этонаправление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т.д.).

Нейропсихология сформировалась благодаря запросам практики, в первую очередь, необходимости диагностики локальных поражений мозга и восстановления нарушенных психических функций. По-прежнему актуальными остаются такие направления практического использования нейропсихологии как диагностическое, реабилитационное и нейропсихологический подход.

Целью диагностического направления является практическое применение различных нейропсихологических методов исследования для определение зоны поражения мозга и оценки динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде. Эти методы были разработаны А.Р.Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют и для изучения других форм поражения мозга, в частности в клинике инсультов. За последнее время развитие технических средств диагностики локальных поражений головного мозга изменило место нейропсихологического диагностирования в системе различных диагностических мероприятий. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, отражающие функциональное состояние мозга, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции.

Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.

В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Использованная литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.С.Цветковой, МПСИ, 2006
  2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем М., 1971
  3. Афазия: тексты / под.ред. Цветковой Л.С., 1984
  4. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений, Москва-Воронеж, 1997
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций М., ПСС, Т.3, 1986
  6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, М., 1960
  7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М., 1997
  8. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти, М., 1976 т.1
  9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии, М., 2006
  10. А.Р.Лурия и современная психология / под ред. Е.Д. Хомской, М., 1982
  11. Милнер П. Физиологическая психология М., 1973
  12. Проблемы афазии и восстановительного обучения / под ред. Л.С. Цветковой, М., 1979
  13. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М., 1983
  14. Федотов А.Ю. Клиническая психология, ч.1 и ч.2, М., 2001
  15. Хомская Е.Д. Нейропсихологическая школа А.Р.Лурия // Вопросы психологии, 1997, № 5
  16. Хомская Е.Д. Нейропсихология, М., 1987, 2002
  17. Хомская Е.Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий М., 1997
  18. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение МПСИ. 2005
  19. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998
  20. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности, М., 1995
  21. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга, 2010
  22. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. – М., 1997

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал