Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 16. Судебное разбирательство
Методические рекомендации По данной теме рекомендуется проведение деловой игры «Судебное заседание». При подготовке деловой игры необходимо в первую очередь правильно подобрать фабулу гражданского дела, предварительно выяснить, что уже было изучено студентами по материальному праву (гражданскому, семейному, трудовому и др.) на данный момент. Для игры не следует брать фабулу гражданского дела, в котором спорный гражданско-правовой вопрос еще не изучался студентами по соответствующим дисциплинам материального права. Отбирая дело, необходимо учесть и количественный состав студенческой группы, в которой проводится игра. Для деловой игры лучше взять такое дело, в котором каждому студенту группы отводилась бы своя конкретная роль (судьи, прокурора, эксперта и т.н.). Подбор фабулы должен осуществляться преподавателем совместно со студентами. Их предложения непременно должны учитываться. Если по каким-то условиям избранная фабула гражданского дела не совсем подходит для игры, то в нее с помощью преподавателя могут быть внесены соответствующие изменения и дополнения (например, расширен круг участников процесса, дополнительно введены те или иные обстоятельства и т.д.). Избранная фабула должна быть изучена каждым студентом группы. Это позволит им активно включиться в игру, критически относиться ко всему происходящему в «зале судебного заседания». Деловая игра может развертываться и в соответствии с макетом гражданского дела. Однако, как правило, игру, по нашему мнению, следует проводить вокруг фабулы гражданского дела, а не в соответствии с макетами. Это в большей степени позволит, студентам проявить самостоятельность. Они сами должны подготовить и предъявить исковое заявление, вынести определения о возбуждении и подготовке дела к судебному разбирательству, самостоятельно совершить ряд других процессуальных действий, без которых невозможны нормальное развитие.и завершение процесса. Макет же гражданского дела в большинстве случаев содержит все названные процессуальные документы (кроме судебного решения), и никакой необходимости в их составлении нет. Думается, что только после изучения фабулы избранного для игры гражданского дела можно приступить к распределению «ролей» между студентами. Хорошо зная обстоятельства дела, намеченного для игры, и возможности каждого студента группы, они самостоятельно справляются с этой задачей. Только в необходимых случаях преподаватели дают советы и консультации. При распределении «ролей» может оказаться, что студентов в группе несколько больше, чем участников процесса по избранному делу. Практика показала, что в этом случае на одну «роль» адвоката, прокурора, представителя общественности и трудовых коллективов можно назначить двух студентов. Такое «соучастие» не мешает ходу деловой игры. Более того, наглядно - сравнивая «процессуальную деятельность» двух своих коллег, студенты получают возможность лучше понять достоинства и недостатки теоретической и практической подготовки каждого. Оно способствует более качественной подготовке к деловой игре, делает ее живой и интересной. Подготовительный период включает в себя также «предъявление иска» и «подготовку гражданского дела к судебному разбирательству». Написать «исковое заявление» и предъявить его в «суд» обязан «истец» с помощью «адвоката», возражения на иск излагаются «ответчиком» и «адвокатом» с его стороны. Подготовку дела к «судебному разбирательству» проводит «судья». Все «процессуальные» действия при возбуждении дела и его подготовке к судебному разбирательству должны совершаться строго в соответствии с нормами ГПК. Эти действия проводятся студентами в не-учебное время. На практических занятиях обсуждаются лишь итоги их работы на этих двух стадиях. В подготовительный период студент должен посетить один из судов города и на практике познакомиться с его работой по рассмотрению и разрешению гражданских цел. Это особенно необходимо «судьям», «прокурору», «адвокатам», «истцам», «ответчикам». Второй этап игры — основной. Он полностью отведен для рассмотрения и разрешения дела. Разбирательство дела лучше проводить в специально оборудованном зале судебного заседания, оснащенном видеозаписью. Наличие видеозаписи дисциплинирует студентов, дает возможность в любой момент, остановив игру, воспроизвести и обсудить с ними нужный фрагмент деловой игры, позволяет участникам процесса увидеть себя «в деле» и лучше понять допущенные ошибки. Деловая игра должна проводиться в обстановке и условиях, приближенных к разбирательству гражданских дел в судах, и строго в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона. Вместе с тем в игре необходимы и определенные условности. Например, только условно можно приостановить производство по делу, отложить разбирательство дела. Ход игры не может быть приостановлен, приостановить же производство по делу или отложить его разбирательство в определенной игровой ситуации «суд» просто обязан. Поэтому необходимые условно совершенные процессуальные действия только фиксируются в процессуальных документах, содержание которых оглашается в зале судебного заседания. Разбирательство же дела продолжается с перерывами между практическими занятиями. Условно должны совершаться и другие процессуальные действия; удаление «свидетелей» из зала судебного заседания, отводы «составу суда», передача дела в другой суд для рассмотрения по существу и др. Совершение необходимых условных процессуальных действий в деловой игре обязательно. Это должны знать студенты еще в подготовительный период. Не совершение условного процессуального действия, которое по обстоятельствам дела участник игры обязан был совершить, должно расцениваться как ошибка, свидетельствующая о пробелах в теоретической подготовке студентов. Руководит «судебным заседанием» студент, выступающий в роли " председательствующего». Исполнение этой роли — сложная задача. Поэтому игра проходит гораздо организованнее и интереснее, когда в этой роли выступает хорошо теоретически и практически подготовленный студент. В любом случае до «судебного заседания» с этим студентом преподавателю надо побеседовать, помочь ему в решении трудных вопросов, посоветовать посетить суд и самому ознакомиться с разбирательством гражданских дел. «Председательствующий» обязан не только внимательно следить за ходом деловой игры, но и фиксировать для себя совершение (не совершение) участниками всех процессуальных действий. Ни в коем случае не должна упускаться из виду и этика общения участников процесса. На это обстоятельство надо обратить особое внимание. По просьбе преподавателя в конце каждой части «судебного заседания» может быть объявлен небольшой перерыв. Это время используется для коллективного просмотра видеозаписи и обсуждения работы студентов в той или иной части судебного заседания. В обсуждении должны участвовать все студенты группы. Главное — выявить ошибки и уяснить причины их совершения. Например, при обсуждении подготовительной части «судебного заседания» особое внимание следует обратить на работу «суда». При разборе же прений участников процесса оно должно быть сосредоточено на выступлениях адвокатов, прокурора. Выявленные ошибки, допущенные судом и лицами, участвующими в деле, могут быть исправлены только в соответствии с процессуальными нормами. Перерывы и обсуждения каждой части «судебного заседания» на этом этапе игры совсем не обязательны. Они необходимы только в тех случаях, когда ход игры отклонился от намеченного русла, когда совершенные участниками процесса грубые ошибки прошли незамеченными как для них самих, так и для присутствующих в зале студентов. Заканчивается деловая игра вынесением «судебного решения» по делу. Специальное время должно быть отведено для полведения итогов работы студентов в деловых играх. Обсуждается работа каждого студента, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки его работы в деловой игре. Работа «суда» и других участников процесса оценивается не только с точки зрения соблюдения (несоблюдения) ими процессуальных норм, но и с точки зрения соблюдения норм судебной, адвокатской этики. Оценку работы студентов в целом дает преподаватель. Тест 1. В каких случаях возможен отвод составу суда? - по инициативе прокурора; - является свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле; - ходатайства общественных объединений. 2. Слово для заключения прокурора по делу предоставляется после - судебных прений; - возобновления рассмотрения дела; - исследования всех доказательств. 3. Приостановления производства по делу производится в случае - ходатайства сторон; - участия ответчика в боевых действиях; - болезни истца. ЗАДАЧИ 1. При проверке явки участников судебного разбирательства по иску Левченко к Левченковой о лишении ее родительских прав в отношении дочери Екатерины секретарь судебного заседания доложила суду о явке сторон и их представителей, прокурора, представителя органа опеки и попечительства, свидетелей, вызванных как по просьбе истца, так и по просьбе ответчицы. Не явился представитель органа опеки и попечительства, но в деле имеется его письменное заключение, не явились свидетели со стороны ответчика, а так же представитель истца, который занят в другом судебном заседании. Как должен поступить суд? 2. Фокин обратился в суд с иском к Павлову о взыскании долга. В первое судебное заседание явился истец, а ответчик не явился по неизвестной причине. Во второе заседание явился ответчик, а истец не явился и о причинах неявки суду не сообщил. На третье заседание не явились обе стороны без уважительных причин. Суд вынес определение об оставлении иска без рассмотрения. Правильно ли поступил суд?
|