Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделы дисциплины, виды учебной деятельности






№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
  Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ          
1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста.          
  Раздел 2. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ          
2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте          
2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте          
2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте          
3. Раздел 3. КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОННИЙЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕТЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА            
3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия          
3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте          
3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте          
  Всего          

 

2.1. Тематическое планирование дисциплины «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте» (заочная форма обучения на базе СПО)

Курс «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них – аудиторная (6 часов: 2 часа – лекционные занятия, 4 часа – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (98 часов); 4 часа выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение V семестра. Курс завершается зачётом в V семестре.

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
             
  Раздел 1. Теоретические основы диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте          
1.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста.          
  Итого по разделу          
  Раздел 2. Методика диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте          
2.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте          
2.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте          
2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте          
  Итого по разделу          
3. Раздел 3. Коррекционно-предупредительное воздействие при отклонениях речевого развития у детей раннего возраста          
3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия          
3.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте          
3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте          
  Итого по разделу          
  Всего          
Текущий контроль: зачёт 4 часа
Переаттестация 36 часов
Итого 144 часа

Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Тема План Методическое обеспечение
  Раздел I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Требования к результатам освоения Раздела: З.1., З.2; У.1., У.2.; В.1., В.2.
1.2 Содержание раздела Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста Развитие речи как становление языковых единиц и правил их сочетания в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем и как объект направленного воздействия. Нейрофизиологический и нейропсихологический аспекты речевого онтогенеза. Психофизиологическая основа речи и речевой деятельности. Развитие мозговой организации речевых процессов «снизу вверх» (Л.С. Выготский, Н.А. Бернштейн). Онтогенез функциональной акустико-речевой системы. Межполушарное взаимодействие в процессе речевого онтогенеза. Фонематические компоненты речевого развития в раннем возрасте. Л.С. Выготский о восприятии звучащей речи. Этапы становления фонематического восприятия, выделенные Р.Е. Левиной. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте (Н.Х. Швачкин). Двигательные основы артикуляции. Свойства артикуляции, формирующиеся в процессе онтогенеза. Становление артикуляционного праксиса. Суперсегментные компоненты речи и их онтогенез. Интонация как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Генезис восприятия и воспроизведения интонационных средств. Усвоение ребенком ритма как звуковой организации речи при помощи чередования ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Модель речевого развития ребенка раннего возраста
1.3 План лекционного курса
1.3.1 I.1.Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста. (4 часа).   1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах. 2. Морфогенез речевых процессов 3. Онтогенез психофизиологических компонентов 4. Онтогенез когнитивных компонентов. 5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43]. 1. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Модель психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
1.4 Планы практических/семинарских занятий
1.4.1 I.1. Модель психоречевого развития ребенка раннего возраста (2 часа). Форма проведения: семинар. Изучаемые вопросы: 1. Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах. 2. Морфогенез речевых процессов 3. Онтогенез психофизиологических компонентов 4. Онтогенез когнитивных компонентов. 5. Модель речевого развития ребенка раннего возраста Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43]. 1. Информационное обеспечение: Мультимедийные презентации, подготовленные по вопросам плана.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ПК-7; З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте. З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута. ПК-7 У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте. У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью. ПК-7 В.1. Навыками обследования детей раннего возраста. В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов - Мультимедийные презентации к практическим занятиям. - Таблицы «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста». - Логопедическое заключение. - График обследования. - Индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут
  Раздел II.МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Требования к результатам освоения раздела: ПК-8: З.3., З.4., У.3., У.4., В.3., В.4.
2.2 Содержание раздела Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте Основные методы обследования ребенка раннего возраста. Этапы обследования детей: логопедическое обследование; изучение когнитивного, языкового и психофизиологического компонентов речевого развития; определение типологии отклонений. Комплексность выявления отклонений речевого развития на третьем году жизни. Логопедическое обследование. Сбор анамнестических данных. 2.2. Изучение когнитивной, языковой и психофизиологической составляющих речевого развития ребенка Изучение когнитивной составляющей: состояние игры, речевой активности в игре, стимуляции речевого развития близким взрослым окружением, эмоционального реагирования ребенка. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в когнитивной составляющей. Изучение языковой составляющей: ритмическая организация речевой продукции, интонация. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в языковой составляющей. Изучение психофизиологической составляющей: двигательные основы артикуляции, фонематическое восприятие. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в психофизиологической составляющей. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет. Основные типы отклонений речевого развития
2.3 План лекционного курса
2.3.1 II.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте. (4 часа) 1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2. Организация диагностики на третьем году жизни. 3. Изучаемые параметры. 4. Диагностические средства Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение: 1. Мультимедийная презентация «Параметры диагностики психоречевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
2.3.2 II.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте. (2 часа) 1. Признаки отклонений в психофизиологическом компоненте 2. Признаки отклонений в когнитивном компоненте 3. Признаки отклонений в языковом компоненте   Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. Информационное обеспечение: 1. 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
2.3.3 II.3. Типология отклонений речевого развития в раннем возрасте. (4 часа) 1. Понятие отклонений речевого развития в раннем возрасте. 2. Основные типы отклонений речевого развития. 3.Дифференциация задержки речевого развития и отклонений речевого развития до трех лет Список литературы: [3, 5]. 1. Информационное обеспечение: мультимедийные презентации «Дифференциальная диагностика речевого развития ребёнка раннего возраста», «Типы отклонений речевого развития в раннем возрасте»; компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»
2.4 Планы практических/семинарских занятий
2.4.1 II.1. Диагностика отклонений речевого развития в раннем возрасте. (4 часа) Форма проведения: выполнение практического задания «Обследование психоречевого развития ребёнка раннего возраста». Выявление отклонений речевого развития в раннем возрасте. Изучаемые вопросы: 1. Организация обследования ребёнка раннего возраста. 2. Методы и приёмы диагностики речевого развития ребёнка раннего возраста. 3. Параметры диагностики и средства диагностики Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. 1. Информационное обеспечение: практическое обследование детей на базе ДОУ по диагностическим таблицам.
2.4.2 II.2. Прогностически значимые признаки отклонений речевого развития в раннем возрасте. (2 часа) 1. Показатели отклоняющего типа развития речи в психофизиологических компонентах. 2. Показатели недоразвития речи в раннем возрасте в когнитивном и коммуникативном компонентах. 3. Недоразвитие языковых средств общения в раннем возрасте Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40]. 1. Информационное обеспечение: мультимединая презентация заполненных в процессе обследования детей раннего возраста диагностических таблиц
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ПК-8: 3.3.Стуктуру недоразвития с учётом возрастных особенностей речевого развития в раннем возрасте. 3.4. Зону актуального и зону ближайшего развития ребёнка раннего возраста с различными вариантами отклонений в овладении речью З.5. Принципы и специфику консультирования семей и ближайшего взрослого, воспитывающих ребёнка раннего возраста. 3.6. Деонтологический кодекс. ПК-8 У.3. Выявлять нарушенные параметры развития и компенсаторные возможности в раннем возрасте. У.4. Планировать коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте с учётом структуры недоразвития, зоны актуального и зоны ближайшего развития У.5. Планировать тематику и основные направления консультирования родителей и ближайшего взрослого окружения. У.6. Устанавливать конструктивное взаимодействие с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью. ПК-8 В.3. Методами и приемами диагностики отклонений в овладении речью в раннем возрасте. В.4. Технологиями планирования коррекционно-образовательной деятельности в раннем возрасте с учётом зоны актуального и зоны ближайшего развития ребёнка В.5. Методами и приёмами различных форм консультационной работы с родителями и педагогами детей раннего возраста. В.6. Методами и приёмами установления безконфликтного взаимодействия с родителями и ближайшим взрослым окружением ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью - Таблицы «Обследование психоречевого развития ребёнка раннего возраста».   - Итоговый график обследования состояния психоречевого развития ребёнка раннего возраста. - Индивидуальный коррекционно-воспитательный маршрут ребёнка раннего возраста. - Контроль проведения обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью на базе МБДОУ. - Рекомендации для специалистов и родителей по результатам обследования ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью
  Раздел III.КОРРЕКЦИОННО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ОТКЛОНЕНИЯХ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
3.1 Требования к результатам освоения Раздела: З.1., З.2; У.1., У.2.; В.1., В.2.
3.2 Содержание раздела 3.1.Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия Понятие коррекционно-предупредительное воздействия. Методологическая база превентивной логопедической коррекции. Принципы раннего логопедического вмешательства. 3.2 Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Комплексность коррекционного воздействия. Основные блоки направленной работы по коррекции и предупреждению отклонений речевого развития в раннем возрасте. Содержание клинико-логопедического, музыкально-логопедического и социально-педагогического блоков коррекционного воздействия на выделенные «узловые образования» (Р.Е. Левина) речевого развития в раннем возрасте. 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте Команда специалистов-участников коррекционно-предупредительного воздействия. Этапы и основные организационные формы реализации раннего вмешательства в клинико-логопедическом, музыкально-логопедическом, социально-педагогическом блоках. Организация активного участия семьи в раннем логопедическом воздействии
3.3 План лекционного курса
3.3.1 III.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия (2 часа). 1. Принципы коррекционно-предупредительного воздействия 2. Основные блоки воздействия. 3. Методы и приемы коррекционно-предупредительного воздействия Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. 1. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте»
3.3.2 III.2. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте (2 часа). 1. Логопедическое воздействие при отклонениях речевого развития. 2. Работа с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 3. Алгоритм фронтального музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 4. Содержание индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: 1. Видеозаписи музыкально-логопедических занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
3.3.3 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития (2 часа) 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Планирование коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте»
3.4 Планы практических/семинарских занятий
3.4.1 III.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия (2 часа). Форма проведения: семинар. Изучаемые вопросы: 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование музыкально-логопедических фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Конспект музыкально-логопедического занятия с детьми раннего возраста»
3.4.2 III.3. Содержание коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте (2 часа). Форма проведения: просмотр видеофильма, организационно-деятельностная игра. Изучаемые вопросы: Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование фронтальных музыкально-логопедических и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. 1. Информационное обеспечение: видеозаписи, проведённых студентами фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью
3.4.3 3.3. Организация коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития (2 часа). 1. Специфика работы с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 2. Планирование работы с родителями. 3. Формы работы учителя-логопеда с семьёй ребёнка с отклонениями в овладении речью. 4. Консультационная работа с педагогами и другими специалистами Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Консультация для родителей ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью»
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка Наименование оценочного средства
ПК-7; З.1. Основные принципы, положения и содержание диагностики различных типов отклонений речевого развития в раннем возрасте. З.2. Принципы, положения и структуру индивидуального коррекционно-образовательного маршрута. ПК-7 У.1. Выявлять различные варианты отклонений в овладении речью в раннем возрасте. У.2. Создавать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут в соответствии с выявленным вариантом отклонения в овладении речью. ПК-7 В.1. Навыками обследования детей раннего возраста. В.2. Технологиями определения путей коррекции с учетом индивидуального и дифференцированного подходов - Консультация для родителей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с ООР - План консультаций для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с ООР - Отзыв родителей о проведённой консультации
                   

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал