Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегия и тактика современного обучения русскому языку.
Содержание предмета «Русский язык» в младших классах средних общеобразовательных заведений. Современные тенденции в преподавании русского языка в начальной школе. Развивающая роль теории языка для младших школьников. Основы построения и проведения урока русского языка в начальной школе. Типы уроков и их компоненты.
Важнейшей задачей современной системы образования является внедрение Государственных образовательных стандартов II поколения (2009 год) и, в частности, формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г. Асмолов). Она находит выражение в: 1. развивающем обучении (Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов); 2. планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина); 3. педагогике развития (Л.В.Занков); 4. психопедагогике «живого знания» (В.П.Зинченко); 5. культурно-исторической смысловой педагогике вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов); 6. личностно-ориентированном обучении (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская). Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения. Понятие УУД В широком значении термин УУД означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Современные тенденции филологического образования - это: — Несомненное и существенное повышение научности и в содержании учебного предмета, и в психологической и лингвистической обоснованности методики. — Общее гуманитарное направление развития школы, методики, гуманный подход к детям; отказ от политизированных, тенденциозных текстов в учебниках по языку и литературе, в дополнительных материалах. — Приоритет образования, нацеленного на индивидуальные возможности и интересы самого ученика. — Допущение в школу различных лингвометодических концепций, известный плюрализм программ, учебников и методов обучения при жестком соблюдении ГОС. — Высокий уровень познавательных интересов и мотивации учения; ориентация на высокие классические образцы, на творческую деятельность детей, на связь языковых занятий с другими предметами. — Процесс активизации самостоятельной работы учащихся требует умелого руководства преподавателем их познавательной деятельностью. — Высокая отдача самостоятельной работы учащихся напрямую связана не только с ее организацией, обеспечением, контролем, но и принципиально новым типом взаимоотношений субъектов образовательной деятельности. На результативность самостоятельной работы учащихся существенно влияют учет личности школьника, доверие к нему, уважение, налаживание партнерских отношений между учеником и педагогом.
На уроках Русского языка и литературного чтения в начальной школе особенно важно заложить технологически правильные основы учебных действий. Важным средством в пробуждении познавательных интересов в нач. школе является активизация эмоционально-чувственной сферы ребенка, например, при помощи выразительного чтения. Обязательным условием реализации ГОС является личностно-ориентированный подход к обучению, актуализация опыта детей, их впечатлений, их отношения к обсуждаемой проблеме или теме. Изучение этих дисциплин особенно важно для формирования ЛИЧНОСТНЫХ и КОММУНИКАТИВНЫ Х УУД — то есть развитие ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ сферы ребенка и его ОБЩИТЕЛЬНОСТИ. Литературное чтение обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника. Системно-функциональный подход к изучению языка означает совместное изучение а) системы языка (фонетических, лексических, грамматических основ) и б) способов осмысления функционирования языка в устной и письменной речи, т. е. показ особенностей языка в различных ситуациях общения и текстах. В содержании курса раскрываются основные функции языка — быть средством общения, познания мира и воздействия на него. Понятие «общение» становится предметом изучения и придает всему курсу КОММУНИКАТИВНУЮ направленность. Общение — это процесс взаимодействия двух (или более) партнеров (собеседников). ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона). На уроках по русскому языку и литературному чтению обеспечивается и формирование многих РЕГУЛЯТИВНЫХ действий. Это 1) УУД ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ – умения ставить, осмысливать и принимать учебную задачу. 2) ПЛАНИРОВАНИЕ, т.е. совместное (учитель+ученик) обсуждение последовательности своих действий, постановка промежуточных целей. 3) ПРОГНОЗИРОВАНИЕ результата осуществляется, например, таким традиционным в нач. школе приемом, как антиципация, то есть предугадывание содержания текста по его названию, первой иллюстрации, м.б., аннотации к книге. 4) КОНТРОЛЬ учеником собственных действий, действий участников группы или всего классного коллектива гарантирует осознанность выполняемого задания. Это осуществляется, например, в способности ученика задавать вопросы по услышанному или прочитанному. 5) КОРРЕКЦИЯ – это способность ученика вносить изменения в план и способ действия, например, если творческое обсуждение проблемного вопроса изменило предполагаемый результат работы. 6) ОЦЕНКА качества и уровня усвоения осуществляется не столько в цифровой форме, сколько в фиксации развития ребенка по определенным критериям, в его способности выполнять все новые и новые учебные действия, решать все более сложные задачи. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД связаны непосредственно с содержанием учебного предмета. На уроках русского языка и литературного чтения это в первую очередь умение выбирать вид чтения в зависимости от цели чтения и характера текста, умение находить в тексте и выделять необходимую информацию, умение структурировать наблюдения над текстом, например, создавать его план или план характеристики литературного героя и др. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). В учебниках по русскому языку достаточно часто используется графическая символика, схемы для проведения различного вида анализа слов (выделение гласных, согласных, слогов) и текста (выделение членов предложения). Для полноценного формирования этого действия должны широко вводиться разные формы представления учебного содержания и учебных задач (символы, графики, схемы, таблицы). На уроках русского языка формируются также умения выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
ТИПЫ УРОКОВ И ИХ СТРУКТУРА В ходе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение. Различная комбинация основных звеньев процесса усвоения знаний на уроке зависит от характера учебного материала, дидактической цели урока, возрастных особенностей учащихся, а также особенностей данного класса как коллектива. Например, введение значительного теоретического материала в содержание образования начальных классов привело к изменению соотношения во времени объяснения учителя и самостоятельных занятий учащихся, что неизбежно влечет за собой изменения в построении урока. Структура урока меняется также в зависимости от характера основной его цели, определяющей соотношение различных звеньев учебной работы на уроке (сообщение новых знаний, их закрепление, упражнения учащихся), место и значение того или иного вида деятельности и их сочетание. Решающее влияние оказывают на построение урока возрастные особенности учащихся, уровень их подготовки к самостоятельным занятиям. На первых порах обучения, когда учащиеся не научились еще длительное время концентрировать свое внимание на том или ином виде деятельности, учителю приходится чаще менять виды занятий. С возрастом учащихся, с накоплением учебных умений и навыков меняется соотношение работы под руководством учителя и самостоятельных занятий учащихся на уроке. Учителю приходится считаться с особенностями класса как коллектива, его организованностью. Общепринятой является классификация по основной дидактической цели урока, а также месту отдельного урока в системе уроков. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки. В начальных классах широко распространен урок, на котором сообщение нового материала сочетается с упражнением и применением знаний. Такой урок строится по-разному. В одном случае главными элементами урока являются объяснение учителем нового материала и упражнения учащихся, в другом — наблюдение, сопоставление фактов, беседа, в результате чего учащиеся самостоятельно формулируют правило и упражняются в его применении. Часто используется и третий путь — изучение материала по учебнику, за ним следует фронтальная беседа с целью контроля понимания изучаемого и затем — упражнения. Возможно проведение урока, целью которого является закрепление знаний, формирование умений и навыков. Он включает в себя сообщение цели предстоящей работы, воспроизведение теоретического материала, инструктаж о порядке выполнения заданий, проверку выполнения работы (частичную или сплошную), задание на дом. Основной вид работы — упражнения проводят в устной и письменной форме. Некоторое применение в начальных классах находят обобщающие уроки. Они проводятся как итог изучения наиболее значительных тем, по которым можно привести знания в систему, углубить основные понятия, подчеркнуть ведущие идеи предмета и подготовить учащихся к следующей теме. Такие уроки могут строиться по-разному. Обязательными элементами их является вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений учащихся, чтения или беседы учителя с учащимися.
|