Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задание 3. Напишите эссе-рассуждение на тему «Плюсы и минусы Болонской системы для Российского образования» (не более 100 слов).
Напишите эссе-рассуждение на тему «Плюсы и минусы Болонской системы для Российского образования» (не более 100 слов).
Теоретический материал
Сегодня в разговорах об отечественном образовании неотъемлемым стало словосочетание " Болонский процесс". «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. Провозвестниками Болонской декларации обычно - и по праву - считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). Как было заявлено в Сорбонской декларации «Европа должна стать континентом образования. Необходимо в полной мере использовать и всячески укреплять интеллектуальный, культурный, социальный и технический потенциал нашего континента. Этот потенциал был в значительной степени сформирован университетами, которые продолжают играть важную 1 роль в его развитии». Болонской декларацией были определены три основные цели стран-участниц: • международная конкурентоспособность; • подвижность; • востребованность на рынке труда. Участвовавшие в Болонской встрече министры подтвердили свое согласие с общими положениями Сорбонской декларации и договорились о совместной выработке краткосрочных политик. В течение первых 10 лет нового тысячелетия процесс создания единого европейского пространства высшего образования и повышения престижа европейской системы высшего образования в мире преследует следующие цели: • принятие системы понятных и сравнимых научных степеней; • организация высшего образования по системе, включающей два основных цикла - собственно высшее образование и аспирантуру; • установление единой системы зачетных единиц; • облегчение подвижности для студентов и преподавателей; • развитие европейского сотрудничества в сфере обеспечения качества; • развитие чисто европейских аспектов высшего образования. Было также принято решение о сохранении культурного и языкового разнообразия, своеобразия национальных систем высшего образования и автономии вузов. Весной 2001 года в Праге проходит встреча, которая стала, как сказано в Пражском коммюнике, символом стремления вовлечь все европейские страны в процесс интеграции Европы и расширения Европейского союза. Следует подчеркнуть определенные различия между встречей в Праге и двумя предыдущими мероприятиями - в Сорбонне и Болонье. В Пражской встрече принимали участие не только министры высшего образования, но и академическое сообщество, представленное членами только что образованной Ассоциации европейских университетов (EUA незадолго до того стала правопреемником CRE - Объединения ректоров европейских университетов), а также студенты, представителями которых были члены ESIB (Национальные студенческие союзы Европы). В Пражском коммюнике министры признали свою удовлетворенность ходом развития Болонского процесса и отметили активное участие в нем большинства стран - участниц Болонской декларации. Они вновь подчеркнули свою заинтересованность в создании единого европейского пространства высшего образования, ознакомились с отчетом “Углубление Болонского процесса” (Lourtie, May 2001) и обсудили меры, предпринятые с 1999 г. (в частности, подписание Конвенции европейских учреждений высшего образования в Саламанке, подписание Конвенции европейских студентов в Гетеборге и проведенные незадолго до того семинары по системе накопления и признания 1 Совместная Декларация по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования Министров образования Франции, Италии, Германии и Великобритании Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 года. зачетных единиц, по транснациональному образованию и по системе бакалавриата). Было отмечено активное участие Ассоциации европейских университетов и национальных студенческих союзов Европы. В коммюнике министры воздали должное усилиям, предпринятым для достижения шести основных целей Болонской декларации, и дополнили их следующими «пражскими» положениями: • признание важности обучения в течение всей жизни как аспекта европейского пространства высшего образования. Этот аспект требует применения новых технологий, развития сплоченности общества и равенства возможностей и повышения уровня жизни; • важность участия вузов и студенческих организаций в образовательном процессе, в котором они должны выступать как компетентные, активные и равноправные партнеры; • всемерное повышение привлекательности европейского пространства высшего образования за счет предложения программ различного профиля, разработанных разными странами совместно, и новых перспектив развития транснационального образования. Пражское коммюнике призывало страны Европы, до сих пор стоявшие в стороне от деятельности создания единого европейского пространства высшего образования и повышения престижа европейской системы высшего образования, присоединиться к ней как можно скорее. Было решено провести следующую встречу в 2003 г. в Берлине. За эти два года участники процесса должны организовать семинары по изучению сотрудничества в сфере аккредитации и обеспечения качества, вопросов взаимного признания и использования зачетных единиц в Болонском процессе, разработке общих степеней, различных социальных аспектов, в том числе препятствий для подвижности студентов и расширения Болонского процесса, а также повышения квалификации и участия студентов в образовательной деятельности. Российская Федерация присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на Берлинской конференции, обязавшись до 2010 г. воплотить в жизнь основные его принципы. Существенным дополнением к первоначальным установкам Декларации можно считать решение, принятое в Берлине 18-19 сентября 2003 года, о включении в круг проблем, подлежащих согласованному регулированию в ходе Болонского процесса, подготовку на докторском уровне как третью ступень высшего образования. Это обусловлено осознанием внутреннего единства всех ступеней высшего образования и особой значимости исследовательской составляющей для полноценного функционирования высшей школы в целом. С 2004 г. Болонский процесс объединяет 40 стран: Великобритания, Германия, Италия, Франция, Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Кипр, Лихтенштейн, Турция, Хорватия, Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Россия, Сербия и Черногория. Существенные структурные преобразования высшей школы России были проведены в первой половине 90х годов в результате принятия Комитетом по высшей школе Постановления от 13.03.92 г. №13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» [2]. Были утверждены Временное положение «О многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации» и Положение «О порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно - профессиональных программ». Это стало основой для введения многоуровневой системы высшего образования, реализуемой преемственными образовательными программами трех уровней. Для ее построения, наряду с такой традиционной единицей формирования программ, как «специальность», была введена новая структурная единица - «направление обучения». Пакет соответствующих образовательно-профессиональных программ охватывала все области науки, техники и культуры. Формирование общеевропейской системы высшего образования в рамках Болонского процесса основано на общности фундаментальных принципов функционирования высшего образования, а также его качества. Разработка проблемы качества высшего образования на европейском уровне предполагает создание набора согласованных стандартов, процедур и руководящих принципов обеспечения качества, исследование способов создания адекватной согласованной системы проверки и оценки качества высшего образования. В этих условиях постоянно возрастают требования к уровню общей и профессиональной подготовки специалиста. При этом становится важным не овладение суммой знаний как таковых, а умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительно возрастающем объеме информации, творчески использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Основу высшего образования, в соответствии с упомянутым выше Постановлением, должно было составить базовое высшее образование, которое предусматривало овладение системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получение фундаментальной естественнонаучной подготовки и основ профессиональных знаний по направлениям обучения. На основе общего среднего образования продолжительность обучения по образовательно - профессиональным программам базового высшего образования устанавливалась не менее четырех лет, а лицам, освоившим одну из таких программ и успешно прошедшим итоговую аттестацию, присваивалась степень бакалавра с выдачей диплома о высшем образовании. Очевидно, что образовательно-профессиональные программы данного уровня не что иное, как университетское образование без углубленной специализации, то есть это программы, имеющие сугубо академическое назначение в качестве основы для продолжения образования по образовательно - профессиональным программам третьего уровня, либо дополнительного профессионального образования, либо самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Спустя четыре года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», который существенным образом трансформировал структуру высшего образования, утвержденную Постановлением Комитета по высшей школе. Новым законом были установлены ступени высшего профессионального обра- зования, определяемые в соответствии с присваиваемой после их успешного освоения квалификацией (степенью): «бакалавр», «дипломированный специалист» или «магистр». Однако их связь с образовательными уровнями, введенными ранее Постановлением, так и не была установлена. Ст. 9 п. 5. К основным общеобразовательным относятся программы: «... 3) высшего профессионального образования (программы бакавлариата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры)2; В статье В. С. Сенашенко, Г. Ф. Ткач, «О структуре современного высшего образования» авторы предполагают, что «если оставить в стороне имеющиеся расхождения содержательного и терминологического характера, то вполне обоснованно можно признать, что созданная к настоящему времени в Российской Федерации многоуровневая структура высшего профессионального образования по многим параметрам достаточно органично соответствует положениям Болонской декларации и что существующие у нас ступени высшего образования (первая ступень - бакалавр, вторая ступень - дипломированный специалист и магистр) могут быть приняты за основу рекомендуемой Болонской декларацией структуры квалификаций». Однако, на современном этапе развития Болонского процесса ведущие европейские страны в данном вопросе придерживаются следующих мнений: • не торопиться с резкими и недостаточно обоснованными изменениями; • внимательно отслеживать характер и масштабы преобразований, осуществляемых другими странами; • во всех случаях руководствоваться исключительно интересами развития национальной системы образования. Не вызывает также сомнений то, что следует интенсифицировать практическую работу по таким направлениям, как введение системы зачетных единиц и Приложения к диплому, совместимым с используемыми или рекомендуемыми в рамках формирующегося единого европейского пространства параметрами высшего образования; приведение процедур и механизмов признания квалификаций в соответствие с Лиссабонской конвенцией; совершенствование критериев и механизмов оценки качества образовательных программ и высших учебных заведений. Последующие шаги по адаптации российских квалификаций и системы высшего образования в целом к основным принципам Болонского процесса могут быть обозначены только в общих чертах, поскольку алгоритм самого процесса постоянно конкретизируется и дополняется. В соответствии с Коммюнике Берлинской конференции, докторская подготовка должна стать заключительной ступенью высшего образования, в результате чего в европейских странах будет повсеместно реализована схема высшего образования, соответствующая квалификациям: бакалавр или лиценциат - магистр или мастер - доктор. В связи с этим России предстоит уточнить место российских ученых степеней послевузовского образования - кандидата наук и доктора наук - в системе профессиональных степеней и званий, поскольку наличие двух подобных степеней для зарубежных стран является исключением. Принятая в настоящее время в России ученая степень доктора наук, имеет чисто российское происхождение и предназначение. Это самая высокая по международным стандартам научная квалификация, которая считается на национальном уровне как характеристика научных достижений ученого в той или иной области науки. Такая квалификация может быть рассмотрена как главное условие получения звания «профессор». По мнению В.С. Сенашенко номенклатура специальностей в аспирантуре и докторантуре должна быть разной: от более широкой - к более специализированной, а в качестве одного из направлений развития аспирантуры должно быть усиление образовательной компоненты применительно к условиям учебной и образовательной работы в вузе. В связи с выше сказанным автор присоединяется к мнению таких видных российских ученых как В.С. Сенашенко, В. Б. Касевич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. В. Цыб, что Россия может выстроить систему академических и ученых степеней, соответствующую требованиям Болонской декларации, следующим образом: «бакалавр» - «дипломированный специалист» или «магистр» - «доктор наук по направлению». Образовательные программы, соответствующие этим трем степеням, имеют как образовательную, так и научную составляющие, причем для степени, заменяющей нынешнего «кандидата», научная (исследовательская) составляющая является преобладающей. Тем не менее повышение требований к программам послевузовского профессионального образования должно быть отражено как в научной, так и в образовательной компоненте. Что же касается нынешней ученой степени «доктор наук», то она, как и прежде, будет определять именно научный статус ее обладателя.[1]
Отчёт по практической работе должен представлять собой конспект, составленный в ходе изучения учебного материала и ответов на контрольные вопросы.
|