Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конституционного строя Российской Федерации

 

Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политичес­кой организацией гражданского общества, имеет демократический пра­вовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целост­ная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы органи­зации государственной власти: народовластие; федерализм; верховен­ство права; принцип разделения властей; государственный суверени­тет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация — часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение — обязанность государства.

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и по­литический плюрализм; светский характер государства; свобода эко­номической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Рассмотрим эти принципы с тем, чтобы получить представление об основах конституционного строя Российской Федерации.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции). В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы Рос­сии. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и един­ственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции). Народный суверенитет означает, что «народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах». «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — отмечается в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ. — Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Народ осущест­вляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего предста­вительные: Федеральное Собрание, законодательные (представитель­ные) органы субъектов Российской Федерации) и органы местного самоуправления. Российская Федерация признает и гарантирует мест­ное самоуправление. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

Российская Федерация — федеративное государство. Демократичес­кий характер Российского государства проявляется в его государствен­но-территориальном устройстве, основывающемся на принципе феде­рализма.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее терри­тории. Это получило свое выражение в создании различных форм на­циональной государственности народов Российской Федерации — республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными об­разованиями признаются края, области, города федерального значе­ния. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал доброволь­ного объединения ее субъектов.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное уст­ройство Российской Федерации:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы го­сударственной власти;

4 ) разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами госу­дарственной власти субъектов российской Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами госу­дарственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Верховенство права — один из важнейших принципов конституци­онного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Как отмечалось ранее, правовое государство, кроме принципа верхо­венства права, имеет и ряд других признаков, охватывающих и основы организации государственной власти, и взаимоотношения человека и гражданина с государством.

Примат права выражается в верховенстве Конституции и связан­ности государства правом.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что за­коны и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Государ­ственная власть ограничена, таким образом, правом.

Конституция РФ содержит требование официального опубликова­ния законов. Неопубликованные законы не применяются. Любые нор­мативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы офи­циально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Разделение властей выступает как принцип организации государст­венной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государствен­ной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы го­сударства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные орга­ны и аналогичные им органы субъектов Федерации).

Принцип разделения властей находит свое проявление, с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти Российской Федера­ции и органами государственной власти ее субъектов.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение влас­тей поэтому не ограничивается распределением функций и полномо­чий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю полноту влас­ти в своих руках. Это равновесие достигается системой сдержек и про­тивовесов, которая выражается в полномочиях государственных орга­нов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конститу­ции РФ как одна из основ конституционного строя.

Суверенитет государства — это свойство государства самостоятель­но и независимо от других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении.

Особое место в обеспечении подлинного суверенитета Российской Федерации занимает Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятая 12 июня 1990 г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Эта Декларация стала основой для разработки новой Конституции.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государствен­ной власти, ее единстве и независимости.

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Именно в правотворчестве прежде всего осуществляется государственная власть. Верховенство Консти­туции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Фе­дерации — главное выражение верховенства государственной власти.Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между ними действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Единство государственной власти выражается в наличии единого ор­гана или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные орга­ны, осуществляя свои полномочия, воплощают в жизнь функции го­сударства, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать со­гласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

Независимость власти означает самостоятельность государства в от­ношениях с другими государствами. Российская Федерация заботится о целостности и неприкосновенности своей территории. Суверенитет РФ обеспечивается рядом политических, экономических и правовых гарантий, в том числе военной и дипломатической защитой, деятель­ностью правоохранительных и других государственных органов.

Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом между­народного права. Она постоянный член Совета Безопасности ООН.

Российская Федерация — полноправный член мирового сообщества. Общепризнанные принципы и нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации — составная часть ее правовой системы. Если международным договором Российской Фе­дерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

В соответствии с Конституцией Российская Федерация может уча­ствовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя России (ст. 79). Так, обладая в полной мере государственным суверенитетом, Россий­ская Федерация добровольно на договорной основе входит в Содруже­ство Независимых Государств, координируя на равноправной основе различные аспекты своей политики с другими государствами этого Со­дружества.

Основы конституционного строя охватывают также принципы вза­имоотношений государства и человека, гражданина.

Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека, общества. Признавая, соблюдая и защищая неот­чуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет воз­ложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответст­венности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающая­ся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего граж­данства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции). Если граж­данин совершает тяжкое преступление, он привлекается к уголовной ответственности, ему назначается суровое наказание, но лишить граж­данства на этом основании нельзя. Право на гражданство — неотчуж­даемое право человека.

Государство считается демократическим и правовым, если пред­ставляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством ( ч. 1 ст. 14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объ­единения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14).

Политический плюрализм предполагает наличие различных соци­ально-политических структур, функционирующих в обществе, суще­ствование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оп­позиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более ши­роких слоев населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституци­онного строя и нарушение целостности Российской Федерации, под­рыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч, 5 ст. 13).

Политический плюрализм базируется на многообразии форм эко­номической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конку­ренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы использу­ются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, госу­дарственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9).

Государство гарантирует также единство экономического про­странства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Принципы организации экономической жизни общества, нашед­шие отражение в Конституции, определяют пределы вмешательства государства в экономику. Вместе с тем Конституция устанавливает, что Российская Федерация — социальное государство. Это означает, что го­сударство не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Под соци­альным государством принято понимать государство, главная задача которого — достижение такого общественного прогресса, который ос­новывается на закрепленных правом принципах социального равенст­ва, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Основные задачи социального развития российского общества оп­ределяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантиро­ванного минимального размера оплаты труда, обеспечение государст­венной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установле­ние государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7).

Таковы основы конституционного строя Российской Федерации. Поскольку они основополагающие в жизни государства и общества, для изменения норм Конституции, их определяющих, установлен особо жесткий порядок: специально созванным Конституционным Собранием либо подтверждается неизменность Конституции РФ, либо разрабатывается проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием или выносится на всенародное голосо­вание (ст. 135 Конституции).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стратегия как Позиция | Ррррррр
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал