Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧАВИН-ДЕ-УАНТАР






Развалины Чавин-де-Уантар лежат на высоте 10 500 футов (3500 м) в Перуанских Андах, между двумя цепями гор. Одна горная цепь отгораживает их от морского побережья, другая — от джунглей Амазонии. Трудно найти более недоступное и надежно укрытое место. И однако, 2500 лет назад Чавин превратился в один из самых священных городов Южной Америки, и в 500—200 годы до РХ оказывал большое влияние на далекие прибрежные районы Перу.

Главной статьей экспорта из Чавина была религия, основывавшаяся на культе ягуара с оскаленными клыками. В результате распространения этого странного культа отдаленный город Чавин превратился в необычайный центр регионального ремесла, благодаря чему по всему древнему Перу распространились образцы характерного искусства Чавина. В период расцвета Чавин-де-Уантар занимал площадь в 105 акров (около 40 га), а население его составляло примерно 3000 человек — небольшое, по нашим понятиям, но необычайно крупное поселение для Перу того времени.

Основной ритуальный центр Чавин-де-Уантара занимал площадь в 12 акров (приблизительно 4 га). Хотя местные туземцы называли Чавин El Castillo (замок), жители его не были воинственны. Насыпи вокруг Чавин-де-Уантара почему-то называли пирамидами, хотя это совсем не пирамиды. Археологические раскопки обнаружили здесь ряд храмов с плоской крышей, окружающих с трех сторон квадратную центральную площадь. Эти уникальные " храмы" представляют собой самые удивительные сооружения древнего мира

Главный храм, называемый также Старым храмом, это строение в форме подковы, сориентированное точно на восток — на восход солнца. Внутри его проложен целый лабиринт узких подземных проходов, многие из которых непонятно почему заканчиваются тупиками. Однако один из этих узких туннелей выводит в странное подземелье в форме креста. Здесь, в месте соединения переходов, в самом святилище храма, спускается с потолка до пола камень в форме ножа или наконечника копья. Этот камень известен под именем El Lanzon — Копье.

El Lanzon — монолит, вырубленный из цельного куска гранита 15 футов (5 м) высотой. Полагают, что это главная святыня религии Чавина. На камне вырезано изображение, где ясно видны клыки и когти божества. Несмотря на то, что клыки как будто ассоциируются с культом ягуара, изображение в целом скорее напоминает гибрид человека и быка, а из головы у него выползают змеи. Правая рука бога поднята вверх, левая опущена, как будто бы он возвещает свой завет. Некоторые толкователи обратили внимание, что в поднятой ладони бога отсутствует линия жизни, и на этом основании предположили, что это бог смерти. Другие, напротив, считают его образом милосердного бога и называют " улыбающимся богом из Чавина".

Хотя точное назначение камня El Lanzorr остается неизвестным, ясно одно — этот обелиск играл значительную роль. Его тонкая, сужающаяся к концу верхняя часть точно соответствует отверстию в крыше, и это свидетельствует о том, что весь храм был спланирован вокруг камня. Таким образом, по-видимому, эта священная реликвия была специально спрятана в глубине храма, чтобы ее нельзя было отсюда вынести. Почему жрецы так старались спрятать и защитить этого священного идола? Может быть, ключ к загадке — в неправильной форме камня (в особенности его передней части) — это наводит на мысль, что резьба на камне была сделана после того, как он был поврежден. Если это так, то камень уже тогда был священным. Возможно, жрецы Чавина вырезали изображения на El Lanzon и спрятали его, чтобы сохранить от дальнейших повреждений.

На внешних стенах Старого храма красовались когда-то более двухсот каменных голов устрашающего вида — частично голов животных, но главным образом человеческих. Ныне из этих ужасных голов на своем месте осталась всего лишь одна. У всех этих голов из Чавина торчащие клыки и типичные большие носы, а также странный шишкообразный нарост на макушке. Смысл этих изображений непонятен. Особенно странно, что эти неприветливые каменные лики должны были встречать странников, совершающих изнурительное паломничество в Чавин.

Почему Чавин-де-Уантар внезапно стал религиозным центром? Почему паломники стекались сюда, преодолевая почти сто миль очень трудного пути по гористой местности? Очевидно, в этом месте было нечто особенное — что-то, чего мы не можем сразу обнаружить в развалинах храмов, стоявших здесь приблизительно в 500 году до РХ. Возможно, у Чавина имеется какое-то более раннее таинственное прошлое?

И действительно, археологи обнаружили свидетельства более ранних поселений в Чавин-де-Уантаре — проба изотопа углерода относит их к 1400 году до РХ. И это дает основание предположить, что важная роль этого места по меньшей мере на 800 лет предшествует строительству храмов. Что же происходило тогда в этой отдаленной гористой местности? Возможно, ответ на эту загадку связан с первым этапом строительства — с подземной сетью превосходно выполненных каменных каналов, по которым вода перетекала из ближайшей реки и через поразительно совершенную водопроводную систему подавалась под здание. В своей книге " Чавин-де-Уантар — краткая вечность" археолог Нэнси Абанто де Хогендорн пишет:

"...обширная и очень сложная система водопроводных каналов внутри и вокруг храма. Один из каналов забирает воду из реки Вачекса... другой подземный канал отводит ее из храма в реку Мосна". На рис. 7 показано, что вода, забираемая из реки Вачекса несколько западнее, протекает под селением и немного восточнее впадает в реку Мосна. По нескольким водопроводным каналам потоки воды подводятся к подземной галерее и собираются там под квадратной площадью. По одну сторону площади стоит большое прямоугольное здание, которое называется Северной платформой. Хогендорн так описывает внутренность этой платформы:

"...большой туннель, полностью выложенный обтесанными камнями и оборудованный сложной гидравлической системой..." Предполагается, что сильно поврежденная Южная платформа по другую сторону площади имела назначение, аналогичное Северной. Непосредственно за площадью, все водные потоки сливаются воедино, а затем по каналу вода сливается в реку Мосна.

Зачем было, спрашивается, начинать строительство населенного пункта с создания такой изощренной подземной водопроводной системы? Естественно предположить, что это делалось ради обеспечения питьевой водой и канализационных нужд. Но если это так, то это сооружение по своим масштабам значительно превосходит потребности и является беспрецедентным в древнем мире. Другая версия заключается в том, что строители планировали такую систему водосброса, чтобы регулировать течение воды в реке Вачекса и таким образом предупреждать опасность наводнения. Трудно сказать, насколько работала бы такая идея на практике. И, с другой стороны, если опасность наводнений была известна заранее, то зачем тогда, спрашивается, строить поселение именно в этом опасном месте? Ведь поблизости было сколько угодно других, более безопасных мест.

И напротив, можно полагать/что одним из немногих преимуществ расположения Чавина было именно его соседство с этими двумя реками. Такая логика рассуждений приводит нас к вопросу — а может быть, строители Чавина намеренно выбрали это место, в частности для того, чтобы использовать проточную воду? Трудно поверить, будто они без каких-либо определенных целей регулировали уровни воды в этих двух реках. Так зачем же все это было им нужно? Дело в том, что вода абсолютно необходима для большинства производственных процессов. В Чавине сохранилось слишком мало вещественных свидетельств, которые могли бы помочь нам разгадать, какое это могло быть производство, но один авторитетный специалист недавно высказал предположение, что, возможно, это была промывка золота. Действительно, в одной древней легенде инков говорится, что где-то под основанием храма спрятаны сокровища — золото, серебро и драгоценные камни. К несчастью, первые настоящие раскопки в Чавин-де-Уантаре, начатые Хулио Телло в 1919 году, так и не были закончены из-за страшного наводнения, в результате которого весь поселок был затоплен десятиметровым слоем грязи и камней. С тех пор усилия археологов были направлены на то, чтобы восстановить все в прежнем виде.

Раскопки были пвекращены как раз в тот критический момент, когда они достигли уровня площадки, где находится самое сердце гидравлической системы Чавина. Время строительства площадки было отнесено к поздней эпохе Чавина — примерно к 400—300 годам до РХ, и можно только гадать, какие более ранние формы строительства могут находиться под ней. Может быть, Чавин был когда то промышленным центром и разгадка его роли как священного центра лежит в его таинственном прошлом? Вряд ли это случайное совпадение — кажущаяся излишне сложной конструкция водопровода в Чавине и столь же высокий уровень инженерной техники водопровода Акапаны в Тиауанако.

УТРАЧЕННЫЕ СЕКРЕТЫ ИНКОВ

В 1532 году испанские конкистадоры под предводительством Франсиско Писарро прибыли в Перу. Они обнаружили там огромную, чудовищно богатую империю инков, золотой запас которой превосходил самые необузданные мечты испанцев. Но в то же время в империи инков происходила внутриусобная борьба, и это делало ее весьма уязвимой. Золото инков оказалось страшным искушением, которое поистине изменило весь ход истории, приведя к длительной войне, в ходе которой испанцы жестоко подавили аборигенов. Следует отметить, что разрушенная испанцами империя инков совершенно не оставила после себя письменных свидетельств, и.таким образом, вся предыдущая история большей части Южной Америки погрузилась во мрак, лишь частично освещающийся устной традицией.

Как долго инки правили областями Анд, пока туда не прибыли испанцы? Обычно считается, что империя инков существовала с 1100 по1532 год нашей эры, но ее агрессивная экспансия, по-видимому, началась после 1438 года, под руководством знаменитого вождя инков по имени Пачакути. Ходило поверье, что этот инка совершил паломничество к священной пещере в горах, называвшейся Тампу-Токко, а затем вернулся в столицу Куско и здесь принял имя Пачакути — Потрясатель Земли, или Тот, кто ее меняет. С этого момента инки превратились в угнетателей и диктаторов и строили свою империю за счет беспощадного порабощения соседних племен.

Почему Тампу-Токко занимала такое важное место в традиции инков? Согласно древней легенде, здесь, в Тампу-Токко, родился первый инка по имени Манко Капак. Однажды он исчез — его якобы унес бог Солнца. Когда он вернулся, на нем были золотые одежды, и он возвестил, что имеет божественное повеление положить начало первой династии королей в Куско. Таким образом, Манко Капак стал первым официальным королем инков из династии, воцарившейся в Куско в 1100 году нашей эры.

Однако, согласно обстоятельному исследованию испанского историка Фернандо Монтесиноса, в действительности король инков Манко Капак был назван по имени жившего ранее Манко Капака, который положил начало цивилизации в Куско за тысячи лет до инков. Монтесинос приводит местные сказания, гласящие, что в Куско в течение приблизительно 2500 лет правили 62 царя, а в Тампу-Токко за 1000 лет сменилось 28 царей. Таким образом, по этой единственной хронологической летописи предыстории района Анд, мы возвращаемся к 2400 году до РХ. В это время первый Манко Капак пришел в Куско со священного озера Титикака по велению бога Вйракоча, вручившего ему золотой жезл или посох. Что же это был за жезл? Согласно одной версии легенды. Манко Капак подучил приказ построить город в том месте, где жезл вонзится в землю, а по другой — он должен был ударить жезлом по указанному камню.

Некоторые историки считают, что инки присвоили своей династии древнее сказание о Манко Капак вместе с легендой о Титикаке, которую они заимствовали после завоевания Тиауанако. Из этого следует, что Перу в свое время был свидетелем длительного и не сохранившегося в истории завоевания иными, предшествовавшими инкам культурами. В отношении Куско такое предположение теперь подтверждается археологическими находками. Но другие ученые настаивают на том, что Куско имел астрономические функции, и это позволяет отнести его возникновение к 2200 году до РХ или к более раннему периоду.

В свете сказанного выше было бы, пожалуй, слишком поспешным приписывать инкам строительство всех внушительных мегалитических сооружений в Перу, а между тем это стало уже обычной практикой. Любопытно, что сторонники этой версии не в состоянии объяснить, почему испанцы после завоевания Перу не стали использовать мастерство инков в каменном строительстве для возведения собственных зданий. Ведь это же факт, что когда в 1650 и 1950 годы в Куско происходили землетрясения, большая часть испанских домов была разрушена, в то время как сооружения, построенные якобы инками, устояли. Одно из таких сооружений — мегалитическая стена с удивительным 12-угольным камнем. Этот камень совершенно точно, без всякого известкового раствора, пригнан к соседним камням так, что между ними невозможно просунуть иголку или бритвенное лезвие. И таких примеров в Перу можно найти немало. В испанских летописях постоянно выражается восхищение кладкой мегалитических стен, построенных якобы инками. Можно ли себе представить, что испанцы не попытались воспользоваться в своих целях этим искусством инков? Что эти инки, мастера-каменщики, растворились в воздухе, что ли? Или их вообще не существовало? Короче говоря, может быть, это искусство существовало еще до инков?

Каким образом такие каменные глыбы, как 12-угольный камень, вырубались и укладывались с такой точностью? В 1996 году были проведены полевые эксперименты, чтобы проверить — можно ли это сделать с помощью метода " разметки и укладки". При этом методе применяется простой деревянный инструмент с отвесом, при помощи которого можно наметить конфигурацию еще не обтесанной каменной глыбы по граням соседнего камня. Затем эта глыба обрабатывается мелкими камнями, используемыми в качестве молотков и резцов так, чтобы подогнать друг к другу плоскости камней. Этот эксперимент дал более или менее положительные результаты с малыми глыбами, но когда мы выходим из Куско в ближайшее местечко Саксайуаман, мы находим камни совсем другого размера.

Развалины Саксайуамана находятся на холме, откуда виден город Куско. Главная особенность этого места — три параллельных друг другу зигзагообразных стены. Эти стены, в сочетании с естественным крутым обрывом с другой стороны, образовывали укрепление, которое эффективно использовалось инками в борьбе с испанцами. Но могли ли инки построить эти мощные укрепления, пользуясь только каменными молотками и своей мускульной силой? Самые крупные камни уложены в нижней стене, высота которой составляет 20 футов (почти 7 м). Один из этих камней особенно велик — он весит примерно 120 тонн. Эти зигзагообразные стены, тянущиеся на расстояние 1200 футов (400 м), по праву были названы " одним из самых удивительных мегалитических сооружений древнего мира" и неизменно поражают воображение всех, кто их видит. Испанский историк Гарсиласо де ла Вега так описывает свои впечатления:

"...эти три стены возведены как будто волшебством, созданы демонами, а не людьми — такое множество в них камней, и так они огромны... Невозможно поверить, что эти камни вырублены в каменоломнях, так как у индейцев не было ни железных, ни стальных инструментов, чтобы извлечь и обтесать их".

Не будем говорить о колоссальных усилиях, которые были необходимы, чтобы перетащить более тысячи камней на несколько миль от ближайшего карьера, и вернемся к гипотезе о методе " разметки и укладки". Для того чтобы таким способом состыковать поверхности камней, необходимо было подвесить в воздухе множество камней весом в 10—12 тонн и держать их так, пока не будет завершена работа по их разметке и подгонке плоскостей к уже уложенным ниже камням. Поскольку речь идет о таких опасных и тяжелых работах, возникает вопрос не о том, могли ли инки выполнить их, а о том, зачем им это было нужно, почему бы им не использовать камни вдвое меньших размеров? Я уже задавал этот вопрос в отношении Баальбека и вынужден был сделать вывод, что здесь применялась более передовая строительная техника.

Такая же более передовая техника, видимо, применялась и в Саксайуамане, на скальном холме напротив зигзагообразных стен. Здесь находится так называемый Трон инков. На склоне холма, неизвестно для какой цели, очень точно высечена платформа и ряд ступеней к ней. " Специалисты" утверждают, что идеально точные углы и кромки Трона инков выполнены при помощи мелких камней, служивших в качестве прецизионных инструментов. Однако, когда видишь собственными глазами, с какой точностью выполнены эти работы, поверить, что они осуществлялись такими примитивными средствами, просто невозможно. Представляется, что гладкая, отшлифованная поверхность этих ступеней, также как множества других загадочных ниш в окрестностях Саксайуамана, могла быть получена только с применением техники XX века.

Отправимся теперь в долину Урубамба — так называемую Священную долину инков. Эта долина начинается сразу к северу от Куско и тянется вдоль реки Урубамба к северо-западу. На этом пути имеется множество достопримечательностей, но я особо остановлюсь на двух местах — Ольянтайтамбо и Мачу-Пикчу.

Ольянтайтамбо находится в 40 милях к северо-западу от Куско. Как и в Саксайуамане; здесь расположен ряд террас, окруженных гигантскими мегалитическими стенами. Так же, как в Саксайуамане и в Тиауанако, здесь повсюду разбросаны каменные глыбы с вырубленными в них нишами, углы и внутренние грани которых отделаны с поразительной точностью и совершенством.

Мегалитические стены Ольянтайтамбо одна из великих тайн Перу. Занятно, что кладка одной из нижних сте'н была отремонтирована, и в этом месте, поверх старых мегалитических глыб, были уложены некачественные камни. Ясно, что эти ремонтные работы могли произвести только инки. Это же наблюдается и в других местах, например в Пизаке, и служит еще одним доказательством небольших масштабов и низкого качества строительных работ инков — это особенно бросается в глаза при сопоставлении с сооружениями доинкского периода.

Над окруженными стеной террасами Ольянтайтамбо возвышается таинственное здание, романтически именуемое храм Солнца. Фронтон этого так называемого храма сложен из шести огромных монолитов. Высота самого большого камня — более 13 футов (4, 3 м). Это совершенно уникальные камни —с прямолинейными боковыми гранями и необычайными ребрами. Они резко отличаются от камней в других мегалитических.стенах Перу, обычно имеющих многоплоскостные стыки и скошенные края. Установить, каким образом эти камни были настолько точно вырезаны, так и не удалось — ведь они высечены из красного порфира — камня, не менее твердого, чем гранит.

Как эти шесть 50-тонных камней были доставлены и помещены туда, где они сейчас лежат? Было точно установлено, что они взяты из каменоломни Чачиката, расположенной в четырех милях оттуда, на склоне горы по ту стороны долины! Вырубив в карьере эти камни, нужно было затем спустить их по крутому склону, перевезти через реку, а затем.поднять вверх по другой крутой горе и доставить на место. Это поистине непосильная задача.

Тем не менее в 1996 году группа специалистов смело направилась в Ольянтайтамбо, чтобы доказать, чего можно достигнуть, используя только физическую силу человека и традиционные материалы. Первым делом они намеревались показать, как с помощью канатов можно спустить с горы сравнительно небольшой камень весом в одну тонну (примерно одна пятидесятая веса настоящего камня). Камень сорвался и упал — к счастью, никого не убило. Вторая задача состояла в том, чтобы переправить камень приблизительно такого же размера через реку в мелком месте. Здесь люди добились неожиданного успеха — камень быстро проскочил по каменистому дну реки. Таким же образом камень удалось удивительно быстро протащить по заранее вымощенной булыжниками площадке. На этом эксперимент был прекращен, и эксперты заявили, что им " будто бы удалось показать, как камень можно втащить вверх по склону горы. Право, друзья, это действительно было великолепно, но, ей-богу, я не представляю себе, каким образом 50-тонная глыба может преодолеть силу тяжести и молниеносно взлететь на 50-градусный склон горы — пусть даже по мощеной дороге и даже. когда ее тащит тысяча грузчиков!

Сторонники таких методов " толкай-тащи" указывают, что сохранились даже остатки ведущей наверх в гору насыпи и что у ее подножия валяется немало камней (так называемых " усталых камней, не добравшихся до верха). К сожалению, это доказательство касается лишь тех камней, которые так и не поднялись вверх по насыпи, но ничего не говорит нам о тех камнях, которые мы видим на вершине холма. Не исключена возможность, что мегалитические сооружения Ольянтайтамбо уже существовали -ко времени инков и что эта насыпь и " усталые камни" — всего лишь свидетельство попыток инков воспроизвести то, что они видели. Вероятно, эта попытка им не удалась, как и попытка команды экспериментаторов в 1996 году. В подтверждение такой гипотезы Гарсиласо де ла Вега рассказывает, что один из царей инков, желая укрепить свою репутацию, собрал 20 тысяч человек и велел им поднять на гору один из " усталых камней". Дело закончилось трагедией — огромный камень сорвался, тысячи людей были убиты.

Но самая большая загадка храма Ольянтайтамбо состоит в видимом отсутствии у него назначения. Он не составляет части какого-либо здания, так как окруженная стенами территория — это сплошная скала. Не исключено, что предполагалось надстраивать это сооружение, так как имеются явные признаки того, что строительство было приостановлено. И тем не менее конечная цель строителей остается неясной, так как холм, на котором лежат камни, слишком узок, чтобы можно было использовать его в целях обороны. Этот так называемый храм напоминает мне мемориал Джона Кеннеди в Далласе — уже тем, что у обоих этих сооружений нет определенного назначения. Так, может быть, в этом и состоит разгадка — может быть, это сооружение было задумано как мемориал? Нужно заметить, что на четвертом камне слева вырезано изображение четырех граней ступенчатой пирамиды, которая часто ассоциировалась с потусторонней жизнью. Изображение пирамиды очень распространено в священном городе Тиауанако в Боливии. Таким образом, моя гипотеза о мемориале нисколько не уступает всем прочим.

Город Мачу-Пикчу в 25 милях к северо-западу от Ольянтайтамбо в андских традициях соперничает по своему значению с самим городом Куско. Этот древний город стоит на вершине узкого холма между двумя величественными вершинами — более низкой горой Мачу-Пикчу и повыше — Уайнана-Пикчу. Расположенный на высоте 1500 футов (500 м) над уровнем долины, город Мачу-Пикчу был хорошо укрыт и благодаря этому не привлек внимания испанцев-конкистадоров. Он был " открыт" только в 1911 году исследователем Хайрамом Бингамом.

Мачу-Пикчу считается потерянным городом без официальной истории. Обычно полагают, что город был построен инками во второй половине XV века. Но одна из главных достопримечательностей города — храм Трех Окон — это уникальное сооружение; ряд исследователей, в том числе Хайрам Бингам, признали, что это и есть легендарный город Тампу-Токко — Отдохновение у Окон, известный также как Приют Трех Окон. Если это так, то здесь в Мачу-Пикчу еще до инков — от 100 до 1100 годов нашей эры была резиденция 28 царей. Этим-то и объясняется большое количество зданий в городе и многообразие стилей. Напротив, согласно официальной истории, все это было выстроено менее чем за сто лет (что выглядит весьма неправдоподобно).

Выше уже говорилось, что каменное строительство поздней эпохи инков не идет ни в какое сравнение с мегалитическими сооружениями более раннего периода, и Мачу-Пикчу дает еще одно явное доказательство этому. Среди множества выстроенных позже зданий выделяются несколько величественных древних сооружений. Безусловно, одно из самых красивых среди них — это храм Трех Окон. Он стоит на возвышенности и ориентирован точно на восток. Рядом с ним расположено загадочное трехгранное сооружение, именующееся Главным храмом, со множеством ниш и выступов. Этот храм построен в основном из очень крупных каменных блоков — один из таких камней в примыкающей стене насчитывает не менее 32 углов.

За Главным храмом крутые ступени спускаются на естественную смотровую площадку — здесь в скалистой почве вырублена треугольная платформа. На ней стоит искусно обтесанный камень под названием Интиуатана. По другую сторону Главного храма, на таком же расстоянии, стоит Торреон (храм Солнца) — башня с двумя окнами и дверью.

Каково было назначение этих странных сооружений в Мачу-Пикчу, с их необычными окнами и нишами? Зачем они были построены в таком отдаленном и труднодоступном месте? Все согласны с тем, что Мачу-Пикчу не было оборонительным или фортификационным сооружением — для этого нет никаких свидетельств. Некоторые ученые утверждают, что Мачу-Пикчу использовалась как астрономическая обсерватория, в качестве доказательства указывая на иначе совершенно необъяснимые окна, ниши и тумбы. Однако они до сих пор не сумели объяснить, зачем астрономам понадобилось создавать себе такие трудности и забираться в такую глушь.

Более широко распространена гипотеза, что Мачу-Пикчу, так же как и Куско, были священными местами и что там происходили религиозные и ритуальные церемонии. Антрополог Иоган Райнхард горячо отстаивает эту гипотезу, утверждая, что Мачу-Пикчу "...расположен в самом центре священных гор и рядом со священной рекой, которая, в свою очередь, связана с движением солнца. Таким образом, Мачу-Пикчу представляет собой космологический, гидрологический, религиозный и географический центр всего региона, в котором он расположен".

Такая религиозная интерпретация, очевидно, связывает Мачу-Пикчу и Куско с другими упоминавшимися выше в этой главе местами — Баальбеком, Тиауанако и Чавин-де-Уантаром. Во все эти места стекались паломники, и во всех них обнаруживаются необычайные следы существования высокой техники в доисторические времена. Может быть, именно этот общий фактор определил священный характер всех этих мест? Теперь давайте отправимся в Наску, где обнаружим еще одно важное свидетельство.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал