Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Боги Эдема
В своем повествовании мы вернулись далеко в прошлое — к событиям почти 200000-летней давности, когда рядовые боги подняли мятеж и когда был создан род человеческий. Но в какой мере эти события соответствуют библейскому описанию райского сада — Эдема, и что там в действительности произошло? Кто такой Змий, который разговаривал с Евой? Что это был за фрукт, который съели Адам и Ева, сорвав его с Древа Жизни? Почему было так важно не допускать их к Древу Жизни? В этой главе мы попытаемся сбросить завесу мифологии и отрешиться от религиозного символизма, чтобы добиться полного научного понимания всех этих событий. Начнем с того, что определим местоположение и значение Эдема. В Книге Бытия (2) говорится, что Эдем омывали четыре реки. Две из них — это Тигр и Евфрат. На этом основании большинство ученых склонялось к тому, чтобы поместить Эдем в Месопотамию. Однако две другие реки — Фисон и Гихон, судя по названиям, как будто африканского происхождения. Это в свое время доставило ученым, занимавшимся толкованием Библии, немало хлопот. Может быть, на самом деле существовало два Эдема? В главе 6 мы говорили, что шумеры называли своих богов DIN.GIR, что дословно означает " Праведники с ракет". На шумерском языке E.DIN буквально означает " Дом праведников". Не подлежит сомнению, что E.DIN — это то же самое, что Эдем. Таким образом, Эдем был местом обитания богов. Установив значение названия Эдем, мы -вправе ожидать, что таких обиталищ богов должно было быть больше чем один. В главе 6 мы говорили о том, что Земля была разделена между двумя главными группами богов, потомками двух братьев — Энлиля и Энки Мы-установили, что владения Энлиля находились на востоке — в Месопотамии, а владения Энки — в юго-западной Африке. Представление о существовании двух различных Эдемов дает нам возможность устранить некоторые несоответствия, которые давно уже отмечались в библейском рассказе о сотворении мира. Так, например, в Книге Бытия, как в 1, так и в 5 разделах говорится, что Элоим сотворил мужчину и женщину одновременно на " шестой" день: " Он сотворил мужчину и женщину, и в день сотворения благословил их и назвал Адамом" '. Однако, во 2 разделе Книги Бытия говорится, что сначала был создан мужчина, а женщина — его помощница — была сотворена из мужчины, чтобы составить ему компанию! Далее, имеется основание полагать, что мужчина был уже сотворен заранее, а уж затем Господь поместил его в Сады Эдема: " Затем Господь Бог посадил на востоке сад, в месте, которое называется Эдемом, и поместил там сотворенного им человека" 2 (курст мой. — А.Э.). Эти тексты плохо согласуются с рассказом в разделе 2, где говорится, что сотворение Евы происходило в восточном Эдеме. Может быть, этот пассаж из Библии был помещен не в том месте? Может быть, в действительности сотворение обоих — и мужчины и женщины — уже состоялось на западе?. Здесь мы должны вспомнить текст " Атрахасис " (приводившийся в главе 1), где говорится, что четырнадцать богинь-акушерок одновременно произвели на свет семь человек мужского и семь женского пола, дабы облегчить " труды" богов. И нужно также отметить, что все мссопотамские тексты приписывают сотворение человека главному богу африканских земель — Энки. Итак, возможно. Господь Бог взял человека из африканского западного Эдема, а затем переместил его в восточный Эдем? Один текст, названный профессором Сэмюелом Крамером " Мифом о мотыге", отчасти проливает свет на этот вопрос и дает понять, что Господом Богом в данном случае был Энлиль: Ануннаки [рядовые боги] подступили к Энлилю... Они потребовали у него Черноголовых. Они хотели, чтобы Черноголовым Роздали мотыги. Господин Энлиль, Решения которого непоколебимы, поспешил отделить Небо от Земли; он проделал в DUR.ANKI дыру, чтобы Сотворенные могли выйти из Места-Где-Нарастает-Мясо. Господин вызвал AL.ANI, отдал приказы. Он насадил бур как корону, и направил его в То Место-Где-Нарастает-Мясо. В дыре показалась голова человека; Из-под земли люди прорывались к Энлилю. Он глядел на Черноголовых твердым взглядом. В других источниках Место-Где-Нарастает-Мясо называется Бит Шимти — " Дом" Шимти. Шумерские знаки SHI.IM.TI буквально переводятся как " Вдыхание-Ветра-Жизни". Это словосочетание вполне созвучно с тем местом из Книги Бытия (2: 7), где говорится о том, как Господь Бог создал человека и " вдохнул ему в нос дыхание жизни". Зачем Энлилю понадобилось силой захватывать Черноголовых? Из текста видно, что между Энлилем и его братом Энки возникли раздоры. Энки хотел обладать исключительным правом на использование рабочих, чтобы снять бремя труда с богов в своих африканских владениях, тогда как Энлиль считал, что он должен облегчить труд богов в Месопотамии. Таким образом получилось, что Адам был насильственно взят и помещен в Сады Эдема. Теперь, когда нам известна эта предыстория, мы сможем понять последующие события. КТО БЫЛИ ЗМЕИНЫЕ БОГИ? Кто же или что же такое бил этот Змей в Садах Эдема? Раз он говорил с Евой, то логично предположить, что это не змея, а бог — соперник Энлиля. И действительно, во многих странах мира древние поклонялись змеям как силе добра. Это кажется нам странным лишь потому, что западные теологи в Книге Бытия изображают змею как орудие дьявола. В мифах ацтеков в Центральной Америке описываются сцены сотворения человека богом в виде пернатого змея Кецалько-атля, а помогает ему Женщина-змей Чихуакоатль. В древней ацтекской столице Теночтитлан (ныне Мехико) священные места украшены головами пернатых змей, а вход в храм Кецалькоатля охраняет разинутая пасть гигантского змея. Такие изображения ацтекских змеев преобладают и во многих других священных местах, например в Теотиуакане в Мексике. Древние майя также поклонялись богу — пернатому змею, которого они называли Кукулкан. По всей Центральной Америке в поселениях ацтеков, майя и толтеков преобладали рисунки со змеиными мотивами — их можно увидеть там и & настоящее время. К востоку от Центральной Америки, на острове Гаити, сохранились легенды о змеях, восходящие ко времени начала творения. Туземные вудуистские племена верят в бога по имени Дамбалла Ведо, который изображается в виде змея. Дамбалла Ведо почитается как Великий Змей, Создатель Вселенной, Неба и Земли. Согласно любопытной легенде вуду о Потопе, Змей залил Землю водой, но затем появилась Радуга, и Змей взял Радугу себе в жены под именем Айида Ведо. В Северной Америке также змея — это ключевая фигура в верованиях местных индейцев. Изображения змей доминируют в искусстве индейцев племени хохокам в таких, например, местах, как Змеиный город (Аризона) на юго-западе США, существовавший с 400 года до РХ по 1200 год н.э. А на юго-востоке — в Огайо — неизвестная исчезнувшая культура оставила свой след в виде загадочной гигантской насыпи, имеющей форму змеи. И на противоположной стороне земли — на Дальнем Востоке, мы также обнаруживаем богов, ассоциирующихся со змеями. Так, например, в Тибете священные трубы монахов украшены изображениями змей. А в Непале, в местности, называемой Буданилканта, имеется таинственная статуя, именующаяся " Спящий Вишну" — она лежит в водном бассейне на ложе из змей. Нельзя обойти молчанием и древнюю колыбель цивилизации — Ирак. К северу от Мосула, возле города Шейх-Ади, находится Храм иезидов, где на дверях главного входа красуется рисунок змеи. Это важный центр паломничества тысяч кочеников-иезидов. По западным понятиям, они поклонники дьявола, но в действительности иезиды считают змей самой могущественной в мире силой — носителем как добра, так и зла. Аборигены Австралии бережно хранят легенды о змеях в своих " мифах Сновидений", где рассказывается о сотворении мира. В центральных районах Австралии можно найти изображения Змеи-Радуги, которая проходила легендарным маршрутом от северного побережья и по пути создавала реки, горы и людей. Все эти многочисленные примеры почитания змей едва ли можно считать выражением культа Сатаны. Если змея — это воплощение Сатаны, то как теологи объяснят, почему и по сей день змеи являются символом врачевания и медицины? Вот что пишет один авторитетный ученый: " Древние статуи часто изображают бога (Эскулапа) держащим чашу, вокруг которой обвивается священная змея. Но ассо-циирование змеи с врачеванием — очень древняя традиция; и стоит отметить, что и по сей день символом профессии врача является змея, обвившаяся вокруг чаши, хотя это и связано скорее с лечением магией, а не с научными средствами медицины". Эту традицию можно проследить и в изображениях римского бога Эскулапа, отца медицины и врачевания; его мраморная статуя находится в Капитолийском музее в Риме; он также держит в руке тот же символ — змею и чашу. По-видимому, эта легенда восходит к далекому прошлому — к греческому богу Гермесу, который отождествляется с египетским богом Тотом. Но и этот бог научился всему от своего отца Энки — от того самого бога, который является автором проекта сотворения человека генетическим путем. Возникли ли все эти змеиные легенды независимо друг от друга, или же у них имеется общий источник и все они зародились в Африке среди богов — сторонников Энки? Эта последняя версия кажется наиболее достоверной. Так, например, из многих животных, изображения которых представлены в искусстве Древнего Египта, змея была самой священной и почитаемой. Обычно изображались две змеи, увенчанные двумя царскими коронами — Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Часто фараоны изображались со змеей на лбу. И самым священным символом было изображение двух змей на крылатом диске Нибиру. Столь же большим почетом пользовалась змея и в соседней с Египтом стране Куш, к югу от него. Кушитские и мероитские цари и царицы изображались обычно увенчанными коронами с эмблемой царей — коброй. Символ крылатой змеи бьы характерен для глиняной посуды местного производства. Не подлежит сомнению, что боги-змеи появились в первую очередь в древней африканской цивилизации, вопрос лишь в том, как и почему эти боги стали впервые ассоциироваться со змеями.
|