Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тиауанако и касситы






Где обитали ольмеки до того, как они прибыли в Америку? В главе 3 говорилось о поразительных мегалитических сооружениях Тиауанако в Боливии. Время этих сооружений, установленное на основе ориентации храма Каласасайя, датируется по меньшей мере 4050 годом до РХ. Нас заинтересовали также найденные там подземные помещения, в особенности чрезвычайно сложные каналы -в Акапане. Мы обнаружили в Тиауанако селение, построенное для каких-то непонятных функциональных целей. Нет никаких письменных свидетельств, которые могли бы пролить свет на историю этих сооружений. Все это во многом напоминает Теотиуакан в Мексике. И действительно, ученые обнаружили невероятно много общего между Акапаной в Тиауанако и пирамидой Луны в Теотиуакане.

Назначение Теотиуакана и поныне остается загадкой, но что касается Тиуанако, то имеются основания полагать, что там 'производилась бронза — очень твердый и полезный сплав 85%. меди и 15% олова.

Следы меди в Тиауанако бросаются в глаза даже случайному наблюдателю. Во время посещения Тиауанако я обнаружил зеленовато-белые пятна медного купороса вдоль берегов пруда в Акапане. Такие же зеленовато-белые полосы были видны внутри Каласасайи. А кроме того, все это поселение вымощено удивительным зеленым булыжником, вероятно окрасившимся под воздействием меди. Назначение этого булыжника остается загадкой для археологов. Алан Колата считает, что этот булыжник — естественного происхождения, что он был намыт с ближайшей горы. Но он сам теряется в догадках — зачем жители Тиауанако затрачивали столько трудов, чтобы перетаскивать весь этот булыжник в селение. И как обычно, это объясняют его религиозным культом. Я же убежден, что этот зеленый булыжник — наследие самой древней истории Тиауанако, возможно, еще со времен до Потопа; только наводнение могло так широко и таким толстым слоем разбросать камни по поверхности.

Если в Тиауанако действительно применялась медь, то за ней не нужно было далеко ходить — в горах Анд имеются большие запасы медной руды. Но самый важный компонент бронзы — олово, металл, который при помощи сложного процесса обогащения извлекается из оловянного камня. Если залежи медной руды встречаются повсюду, то оловянный камень попадается сравнительно редко.

Таким образом, очень важно, что Тиауанако расположен прямо на крупнейшем в мире месторождении оловянного камня (касситерита). Оно тянется от восточного берега озера Титикака, огибает его с юга и затем идет на юг, вдоль реки Десагвандеро и достигает Оруру и озера Поопо — общей протяженностью в 200 миль. Несомненно, такие обильные ресурсы касситерита и послужили причиной того, почему Тиауанако был изначально основан в такой глухой и негостеприимной местности.

Другим подтверждением того, что Тиауанако являлся древнейшим центром производства бронзы, служит постоянное упоминание об олове и меди в речи. По-шумерски слово " олово" обозначалось как AN.NA, что означает буквально " Небесный камень". И конечно неслучайно, что само название Тиауанако происходит от шумерского TI.AN.NA — " Жизнь, Олово". А медь по-шумерски обозначалось словом URU — возможно, это как-то связано с ролью загадочного племени уру, жившего на озере Титикака. Как отметил Алан Колата, когда-то многочисленные племена индейцев племени уру жили на берегах рек, связывающих озеро Титикака с озером Поопо, и в соседнем городе Оруру. Вероятно, появление здесь индейцев уру связано с перевозкой меди — об этом говорит уже само название этих племен.

Если принять, что производство бронзы в Тиауанако началось приблизительно с 4050 года до РХ, то возникает естественный вопрос — почему это производство не было начато тысячи лет назад, когда боги строили свои космические центры? Если Тиауанако тогда не функционировал, значит, бронза, необходимая для этого строительства, поступала откуда-то еще. Что случилось с этим прежним источником поставки бронзы и почему производство ее было перемещено в Тиауанако? Может быть, прежний источник по каким-то причинам стал неработоспособен?

Очень интересна гипотеза о том, что прежний металлургический центр находился в Антарктике, где имеются мощные горные цепи, богатые залежами минералов. 'Взятые в море Росса экспедицией Берда в 1949 году пробы осадочных отложений показали, что до 4000 года до РХ, когда наступило обледенение, в Антарктиде текли реки. После 4000 года до РХ какая бы то ни было деятельность по разработке ископаемых в Антарктике больше не могла продолжаться. Вряд ли может быть случайностью, что эта дата точно совпадает с началом деятельности Тиауанако.

Были ли в Тиауанако шахтеры-негроиды? Может быть, именно здесь ольмеки научились горному делу и, возможно, технологии обогащения руд? Не исключено, что связующим звеном здесь является загадочный народ из Месопотамии, известный под именем касситов.

Касситы известны главным образом тем, что в XVI веке до РХ они захватили Вавилон, после того, как город сдался хеттам. До того касситы жили в горах Сагрос на северо-востоке. Любопытно, что так же как Нимрод и его последователи, касситы были " невидимым" народом. Даже когда они захватили Вавилон, они не оставили после себя никаких культурных следов. Современники считали их варварским народом, но в древние времена слово " варвар " не имело негативного оттенка. Это слово произошло от греческого " barbaros", что означало " не грек, чужестранец", человек, которого трудно понять из-за плохой дикции или неразборчивого произношения".

Греческое слово " barbaros", в свою очередь, произошло от шумерского BAR, что означает " металл". Повторение слогов BAR. BAR могло первоначально означать чужеземца, имевшего дело с различными металлами. Таким образом, касситы не были варварами в современном смысле этого слова, а были просто чужеземцами, работавшими с металлом. Один ученый даже предположил, что название " кассит" происходит от общего корня со словом " касситерит" (оловянный камень). Тем самым он связал появление касситвв в 2200 году до РХ с резким повышением содержания олова в бронзовых изделиях Месопотамии. Другие ученые сопоставляют слова " кассит" и " кушит", отмечая, что аккадское.название касситов было кашшу. В географическом отношении касситы ассоциировались с областью древнего Элама, которая именовалась Кушан. В этом районе гор Сагрос в древние времена добывался касситерит, а затем его везли в Месопотамию через древний город Сузы. Самый древний период Суз датируется примерно 4000 годом до РХ, то есть относится к тому же времени, что и Тиауанако, и так же как Тиауанако, этот город появился внезапно, вместе с развитой культурой.

А теперь мы вплотную подошли к самой интересной части нашего изложения: многие специалисты пришли к заключению, что первыми жителями древнего Элама были негроиды: " Обнаруженные в этом районе [Элама] остатки скульптур и другие свидетельства показывают, что в самые древние времена эти места населяли люди негроидное типа..." (курсив мой. — А.Э.).

Это не единственный пример присутствия негроидных народов в горных районах Ближнего Востока. В 1959 году в " Джорна Ниа Истерн страдиз" была опубликована статья, где приводились свидетельства о негроидном населении, существовавшем в древние времена в юго-восточном районе Черного моря, и в дальнейшем — дальше на ссЬер в Кавказском регионе.

Все приведённые выше свидетельства — " варварский язык", культурная " невидимость" и в особенности географические связи — приводят к заключению, что касситы были неграми-рабами, занимавшимися разработкой залежей касситерита и производством бронзы. Таким образом, этимологическая связь между библейскими кушшитами (темнокожими племенами хамитского происхождения) и касситами является отнюдь не случайной. Важно заметить, однако, что термин " кассит" относится не к расе, а к характеру деятельности. Некоторые комментаторы отмечали, что во главе касситов некогда стояла элита индоевропейского происхождения, что отражается и в именах их богов. Имеющиеся свидетельства показывают, что касситы представляли собой смешанную группу, состоявшую из африканцев и индоевропейцев.

Если олово и бр.онза производились в Тиауанако, то весьма вероятно, что неожиданное появление на Ближнем Востоке в 2200 году до РХ как олова, так и касситов должно было совпасть с закрытием Тиауанакр. Как говорилось в главе 11, в этот момент боги в Южной Америке ожидали окончательного возвращения Мардука в Вавилон. Приблизительно в 2255 году до РХ боги нанесли карающий удар по городу Инанны Агаду. Такой поворот событий мог лишь ускорить возвращение ее соперника — Мардука. Возможно, что не только касситы, но и сами боги возвратились в это время на Восток, решив закрыть Тиауанако.

Из того, что было сказано выше, возникает интересный вопрос: что же было в это время с ольмеками? Что могло заставить одну группу негров отделиться от касситов и почему она в. 2200 году до РХ не вернулась со всеми домой из Тиауанако? А отсюда возникает и другой интересный вопрос: если ольмеки, появившиеся в 1500 году до РХ, научились своему искусству в Тиауанако, то где же они были между 2200 и 1500 годами до РХ?

ИНЦИДЕНТ В НАСКА

За 450 миль к северо-западу от Тиауанако, на Тихоокеанском побережье расположена долина Наска в Перу. Я пришел к заключению, что загадочные линии и рисунки в Наска могли быть изображены лишь для того, чтобы их читали сверху. Связаны ли каким то образом Линии Наска с Тиауанако? Для того чтобы найти ответ, нам нужно проехать 120 миль на северо-запад от Наска и ознакомиться с одним из самых больших геоглифов — знаменитым трезубцем 700 футов высоты, изображенным на склоне горы в заливе Паракас. Этот таинственный геоглиф выгравирован на земле линиями глубиной в 2 фута и обложен камнями, которые, возможно, были положены здесь позже. Никто с уверенностью не может сказать, когда именно был сделан этот рисунок. Но побывавшая здесь в 1969 году экспедиция под руководством французского писателя Робера Шарру установила, что хотя этот горный склон не защищен от ветра, но там нет ни пыли, ни песка. Из этого Шарру сделал заключение, что изображение трезубца могло быть сделано тысячи лет назад и могло не подвергнуться сколько-нибудь значительной эрозии.

Само изображение трезубца в Паракасе дает главный ключ к разгадке его происхождения. Согласно местной легенде, при помощи этого трезубца мечет молнии бог Виракоча, которому в разных его ипостасях (например, под именем Римак) поклонялись во всей Южной Америке. Но изображение бога с молнией в руке характерно не только для этой местности. Рисунки с изображением подобного бога мы встречаем и в Месопотамии. Специалисты по божествам Ближнего Востока сразу же признают в нем " Бога Бурь". В самом большом храме Баальбека когда-то была золотая статуя Бога Бурь, который считался главой почитаемой здесь триады богов12. Римский историк Макробиус так описывает эту статую: "... в правой руке он держит бич, наподобие тех, какими пользуются возничие колесницы, а в левой руке у него молния с початком кукурузы" (курсив мой. — А.Э.).

Как это ни удивительно, в изображении трезубца в Паракасе представлен тот самый предмет, который Макроубис именует " початком кукурузы", хотя, вероятно, настоящее назначение этого предмета более функционально.

Бог Бурь был известен шумерам под именем Ишкур, что означает " Дальние горные страны". Этот бог обычно изображался с каким-то инструментом в одной руке и с зигзагообразной молнией в другой (рис. 30 а, в, с). Народам Ближнего Востока он был известен под разными другими именами, как, например, Тешуб, Рамман и Адад; его изображали с молнией в левой руке и с топором в правой. Означал ли этот топор работу в шахтах для добывания бронзы, были ли " далекие горные страны" Андами и была ли " молния" для востока тем же, чем был " трезубец" для запада?

Весьма похожий Бог Бурь фигурирует и в Центральной Америке; В отчете " Нейшнл джиографик" о раскопках в Теотиуакане говорится, что изображения Бога Бурь, держащего в руках какое-то ужасное оружие, встречался повсюду, где принимались копать археологи (см. рис. 31). Согласно легенде, бог дул на небо в Теотиуакане в тот день, когда не взошло Солнце. И должно быть, неслучайно хеттские народы Анатолии (современная Турция) называют бога именем Тешуб, то есть " Ветродуй".

Ишкур — Бог Бурь — обычно изображался верхом на быке. Этот же символ был найден и в Америке, в частности, в священном центре Чавин-де-Уантар в Перу, который являлся средоточием религиозного культа, на знаменитой шестифутовой стеле Раймонди13. На рис. 32 изображен бог- бык — у него человеческие руки, ив каждой из них по скипетру, он стоит возле какой-то странной машины.

В других южноамериканских культурах также практиковалось поклонение быку. Каково было значение этого животного? В главе 11 мы говорили, что Бог Бурь Ишкур/Тешуб ассоциировался с быком в связи со знаками зодиака прецессионного цикла, и в данном случае со знаком Тельца. Именно поэтому на землях Ишкура в современной Турции имеются горы Тавр. 06-щепризнано, что эпоха Тельца началась в 4380 году до РХ и закончилась в 2220 году до РХ. Именно в то время, которым мы занимались в Тиауанако.

В Тиуанако на Воротах Солнца изображен некий бог — он держит в одной руке оружие, а в другой — молнию (рис. 33). Если этот бог Виракоча, как гласит местная легенда, то тогда Виракоча — это просто другое имя Бога Бурь Ишкура, имя которого ассоциируется с быком и трезубцем.

Из всего сказанного выше мы можем заключить, что Ишкур/Адад/Тешуб — это было божество, называвшееся именем Виракоча. Это он создал Тиауанако для производства олова и бронзы, а позже принимал активное участие в проектировании Теотиуакана, предназначавшегося для других непонятных производственных функций.

Одна из самых распространенных легенд в Тиауанако — это легенда о плачущем боге. Этот бог обычно бывает представлен статуей, у которой из каждого глаза вытекает по три слезинки. Легенды о плачущем боге очень туманны и имеют много разнообразных версий. Возможно, эти легенды были придуманы людьми, обнаружившими статуи с таинственными слезами. В действительности никто не может представить себе, что означают эти слезы. Может быть, бог Ишкур был ужасно огорчен необходимостью покидать Тиауанако, или же он оплакивал утрату Агада — города его племянницы Инанны? Мне кажется, что ни одна из этих версий не убедительна. Необходимо отыскать какое-то более драматическое событие, более близкое к " дому", которое могло бы вызвать такое эмоциональное потрясение у этого могущественного бога. Мне кажется, что ключ к этой загадке находится на плато Наска.

Однако прежде всего необходимо понять, каково символическое значение гигантского трезубца в Паракасе. Изображение трезубца на прибрежном холме должно говорить каждому, кто прибыл сюда морем, что он вступает на территорию Бога Бурь. Тот факт, что это символическое изображение вообще существует, говорит о двух вещах:

во-первых, что Ишкур обладал умением и технологией, при помощи которой он изобразил этот символ на склоне горы, а во-вторых, что он счел нуж

ным это сделать. Мне кажется странным это последнее обстоятельство. Я не разделяю мнения некоторых ученых, будто боги, при всех их технических возможностях, нуждались в том, чтобы оставлять в пустыне знаки в качестве указателей направления.

Зачем тогда всемогущий бог стал бы оставлять та? < ие указатели?

Теперь давайте обратим свое внимание на равнину Наска. Но не будем отвлекаться рассмотрением рисунков, а сосредоточим внимание на некоторых глубинных обстоятельствах. Плато Наска является исключительным местом в смысле способности сохранять надписи на поверхности земли. Это свойство определяется сочетанием местного климата (Наска — одно из самых сухих мест на земле; здесь дождь идет всего 20 минут в год) с плоской каменистой поверхностью, благодаря которой на уровне земли почти никогда не бывает ветра. Здесь нет ни пыли, ни песка, не бывает ни дождя ни ветра, и поэтому начертанные здесь на земле линии не подвергаются эрозии и могут сохраняться вечно. Все это вместе, а также то обстоятельство, что под верхней коркой почвы имеется более светлая подпочва, — все это превращает плато Наска в нечто вроде огромного альбома, идеального для художника, который пожелал бы оставить свой след в вечности.

Кто же был этот художник? Поскольку знак Ишкура находится в Паракасе, на небольшом расстоянии от Наски, к северо-западу от нее, не подлежит сомнению, что это был именно он — Ишкур. Кто же еще, кроме Ишкура, мог пролетать поблизости от Наска и кто кроме Ишкура, владел технологией, при помощи которой можно было направить вниз, в пустыню режущий луч?

Но почему же в таком случае равнина Наска представляет собой невероятную мешанину рисунков, линий и широких полос, которые как будто не имеют никакого общего художественного замысла? Я считаю, что все дело в истории с плачущим богом. Моя версия такова. В конце эпохи Тиауанако там взбунтовались рабы. Группа восставших рабов захватила принадлежащие Ишкуру воздушные корабли, и, из чистого вандализма, принялась уродовать равнину Наска. В некоторых местах они проводили на земле широкие полосы, которые стирали картины, ранее нарисованные самим Ишкуром. В других случаях рисовали изображения, расчитанные на то, чтобы насмеяться над богом и оскорбить его. Некоторые создавали в рисунках величественные образы, другие рисовали всякую чепуху. Все это делалось настолько хаотично, что порой они перечеркивали рисунки друг друга. Когда Ишкур увидел, как изуродована равнина и как варварски испорчены его картины, он заплакал. Отсюда и возникла легенда о плачущем боге.

Полосы, проведенные на поверхности равнины Наска, достаточно широки, чтобы уничтожить геоглифы. Исследования подтвердили, что первичные изображения на равнине Наска были более совершенными, чем последующие. Моя версия объясняет также, почему многие линии Наска направлены в сторону гор:

для человека, летящего на самолете, естественно искать ориентиры на горизонте. Эта версия объясняет также и то, почему эти линии абсолютно прямо пересекают глубокие лощины — это было бы практически невозможно, иначе как с самолета. И наконец, самое важное, моя теория объясняет все особенности явления Наска — линии и геоглифы, случайное расположение рисунков, наложение одних картин на другие и различное качество картин. За 50 лет исследований еще ни разу не была создана теория, которая объяснила бы все то, что мы видим в Наска в настоящее время.

Какие же доказательства можно привести в подтверждение того, что Наска была осквернена во время мятежа рабов? Для этого нам надо рассмотреть еще одну загадку Америки — таинственные статуи острова Пасхи.

ССЫЛЬНЫЕ НА ОСТРОВЕ ПАСХИ

Остров Пасхи лежит в Тихом океане на расстоянии 2300 миль на запад от побережья Чили и примерно в 2500 милях от Тиауанако и Наски. Это маленький остров вулканического происхождения, площадью всего лишь в 45 квадратных миль. Он замечателен своими уникальными статуями моаи. Когда-то здесь, по-видимому, стояло три сотни расставленных на каменных пьедесталах вдоль береговой линии статуй со взглядом, устремленным в океан. Еще 400 незаконченных статуй было обнаружено в расположенном поблизости карьере в Рано Рараку. Статуи острова Пасхи поражают как своими размерами, так и чистотой линий скульптуры. Высота их составляет от 15 до 30 футов, и самый высокий монумент весит, наверное, около 89 тонн. Считается, что эти статуи бьши вырублены в склоне горы, а затем установлены на своих местах людьми, обладавшими лишь простейшими каменными инструментами. И как бы для того, чтобы довершить этот невероятный подвиг, скульпторы сумели поднять и установить на головы статуй 10-тонные шапки!

Было придумано немало замысловатых теорий о том, как были воздвигнуты эти статуи. Тур Хейердал потратил много лет, пытаясь найти разгадку, и так ничего не добился; другие пытались показать, как можно было передвигать статуи по земле, наподобие того, как мы передвигаем холодильник. Некоторые полагают, что Хейердалу будто бы удалось " вырубить и воздвигнуть" подобную статую на острове Пасхи, но это чистейшей воды миф..В действительности же он нанял целую армию туземцев, которые смогли при помощи примитивных инструментов вырубить на поверхности скалы барельеф глубиной в несколько дюймов. Они сумели, в результате нескольких недель труда, установить небольшую статую, но даже не пытались поставить ее на платформу и надеть ей на голову 10-тонную шапку!

Другой миф острова Пасхи заключается в том, что якобы радиоуглеродные пробы показали, будто эти статуи датируются не далее чем 400 годом н.э. Но дело в том, что радиоуглеродная проба не может показать дату камня, и, таким образом, в действительности определяется не дата камня, а дата органического материала, который остался рядом, после завершения каменных работ. Итак, такие пробы не могут дать никаких сведений о том, когда были созданы эти статуи.

По правде сказать, ни у кого нет ни малейшего представления о том, когда были установлены статуи на острове Пасхи, кто их установил и как удалось вырубить их из цельной скалы. Возможно, настало время заняться этой проблемой в ином плане — исходя из предположения, что в древние времена в Южной Америке присутствовали боги, и из признания многочисленных связей острова Пасхи с Южноамериканским материком.

В 1991 году в Обществе древней астронавтики была опубликована статья, в которой отмечалось несомненное сходство каменной кладки платформ моаи на острове Пасхи и каменной стены в Ольянтай-тамбо в Перу. Камни были, по-видимому, обтесаны и сложены одинаковым образом и тут и там, и ни в том, ни в другом

случае в щели между огромными, точно пригнанными друг к другу камнями, невозможно просунуть даже лезвие ножа. По мнению так называемых специалистов, такого рода искусство каменной кладки развилось на острове Пасхи самостоятельно. Но возможно ли, чтобы две независимо развивающиеся культуры вдруг одновременно научились резать скалу как горячий нож режет масло?

Шапки и черты лица статуй острова Пасхи также имеют черты сходства со статуями, найденными на южноамериканском континенте. На рисунке 34 представлены две статуи из Аиджа в Перу, которые, в сбою очередь, очень похожи на изображение правителя из долины Инда, явно принадлежащего к индоевропейской расе (рис. 35).

Имеется также некоторое сходство статуй с острова Пасхи со статуями в Тиауанако.

Так же как и в Паракасе, основной вопрос, возникающий в связи с островом Пасхи, — зачем? Зачем кому-то понадобилось затратить столько труда и воздвигнуть сотни статуй вдоль побережья, а затем аккуратно надеть им на головы тяжелые каменные шапки? До сих пор я слышал лишь два возможных ответа на этот вопрос. Первый — все это было задумано для того, чтобы отпугнуть людей (как ольмекские головы). И второй — таким образом кто-то пытался привлечь чье-то внимание и напомнить о себе — дескать, " мы еще здесь, спасите нас, пожалуйста! ".

Нужно заметить, что строители статуй уезжали с острова Пасхи так внезапно, что бросили свою работу в карьерах незавершенной. Поэтому я предпочитаю второй вариант — брошенные на острове люди взывали о помощи и были спасены. Но тогда возникает вопрос: как это так — группа искусных мастеров-каменотесов вдруг оказалась заброшенной на далеком острове у берегов Южной.Америки?

Без сомнения, речь идет о рабочих с Тиауанако, отправленных в ссылку на остров Пасхи. Как я говорил выше, в Наска группа мятежных рабов совершила акты вандализма. Плачущий бог Ишкур восстановил свою власть и, прежде всего, начертал свой трезубец на склоне горы, а затем сурово наказал мятежников. Из древних текстов нам известно, что обычной мерой наказания, применявшейся богами, была ссылка. Остров Пасхи был для этого самым подходящим и удобным местом.

Поэтому я полагаю, что в то время как, приблизительно в 2200 году до РХ, большая часть рабов возвратилась в Месопотамию, а одна группа была сослана на остров Пасхи. Эти статуи на острове, вероятно, должны были отображать серьезные черты лиц надзирателей, чтобы привлечь их внимание и завоевать симпатии. Это можно рассматривать как своего рода высеченное в камне покаяние.

Куда девались люди, освобожденные с острова Пасхи? Достаточно нам взглянуть на лежащий поблизости американский континент, чтобы в голову пришло два возможных решения:

Центральная Америка и Чавин-де-Уантар в Перу. В обоих этих местах оживленная деятельность началась одновременно — приблизительно в 1500—1400 годы до РХ.

В Чавин-де-Уантаре одно из ранних поселений было исследовано радиоуглеродным методом, и бьыа установлена его дата — около 1400 года до РХ. Монтесино приводит легенду времен до инков, в которой говорится, что в это время в Перу прибыли чужеземцы. Легенда, которую можно, вероятно датировать 1500 годом до РХ, гласит, что это бьыи люди " гигантского роста". Они направились в горы, но рассердили своих богов и были уничтожены. У меня возникает вопрос — как эти поселенцы сумели отыскать далекие и хорошо спрятанные горные селения Чавина? Мне кажется, что они принимали участие в строительстве этих ранних поселений, что строители подземных водопроводов в Чавине — это те же самые люди, которые строили Тиауанако.

А тем временем другая группа освобожденных с острова Пасхи направилась в Центральную Америку — это были негроидные ольмеки, цивилизация которых также началась примерно в 1500 году до РХ. Таким образом, логично предположить, что каменотесы с острова Пасхи, а следовательно, и строители Тиауанако, также были неграми. Итак, концы сходятся с концами. То, что касситы были смешанной группой из африканцев и индоевропейцев, превосходно объясняет, почему статуи моаи на острове Пасхи, так же как в Аиджа на материке, имели индоевропейские черты лица. По-видимому, представители этой индоевропейской " элиты" выполняли роль распорядителей работ. Остается еще один неразрешенный вопрос. Как получилось, что ольмеки обосновались на восточном берегу Центральной Америки, тогда как остров Пасхи лежит возле западного побережья Южной Америки?

На самом деле на западном берегу имеется-таки один ольмекский город — и это, по-видимому, одно из самых ранних, если не самое раннее поселение ольмеков. Хотя и с некоторым запозданием, бьшо признано, что селение Исапа, дата основания которого (примерно 1500 год до РХ) была установлена радиоуглеродной пробой, является самым крупным ольмекским поселением, где дольше всего жили люди. Вопреки распространенному мнению, будто ольмеки появились впервые на побережье Мексиканского залива, археологические находки показывают, что они широко селились и на юго-западе — в таких местностях, как Пижижиапан, Ла-Бланка, Абай Такалик, Монте-Альто и Чальчуапан. Эти находки настолько впечатляют, что Джон Грахам, археолог из Калифорнийского университета Беркли, выдвинул свою точку зрения о том, что, возможно, именно Тихоокеанское побережье было первым местом поселения ольмеков.

Для тех, кто скажет, будто мои теории слишком просты, я приведу знаменитую научную заповедь Оккама — " не изобретай ненужных гипотез". Иными словами, чем более сложна и запутанна теория, тем менее она вероятна. В Теотиуакане, Тиауанако, Наске и на острове Пасха мы столкнулись с исключительными обстоятельствами, которые невозможно объяснить никоим иным образом. Может быть, у каждого из этих загадочных явлений были свои исключительные причины?

В действительности же подобные тайны — это иллюзии, порожденные убеждением, что боги — это всего лишь мифы, и что в древние времена не могло существовать связей между географически отдаленными пунктами. Мы все немного слишком привыкли к тому, что такие тайны существуют, но если мы будем применять правильный научный подход, таких тайн, по определению, не должно быть. " Правильный подход" — это недогматический поиск истины, когда ум ваш открыт и вы рассматриваете все возможные варианты объяснений.

Согласно приведенному " принципу Оккама", будто бы не логично предполагать, что на Американском континенте возникли сразу две независимые культуры с развитой техникой строительства из камня и металлургии15. Согласно принципу Оккама, тайны должны рассеиваться по мере того, как мы сводим свои гипотезы до абсолютного минимума. Таким образом, мое простое предположение, связывающее ольмеков с Тиауанако, Наской, островом Пасхи и Теотиуаканом, является свидетельством того, что представленная в этой книге новая концепция указывает правильный путь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал