Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какие преступления относятся к налоговым
Уголовный кодекс предусматривает четыре состава преступных деяний, которые принято называть налоговыми преступлениями. Первые два предусматривают уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов налогоплательщиков — физических лиц, в том числе предпринимателей (ст. 198 УК РФ) и организаций (ст. 199 УК РФ). Помимо этого ответственность предусмотрена для налогового агента, который не исполняет в личных интересах свои обязанности (ст. 199.1 УК РФ), а также за сокрытие денежных средств либо имущества организации или предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и сборов (ст. 199.2 УК РФ). В любом случае ответственность наступает, если преступления были совершены в крупном или особо крупном размере. Сумму недоимки определяют за период в пределах трех финансовых лет подряд. Крупный размер для организаций составляет более 2 млн рублей, а особо крупный размер — 10 млн рублей. Причем доля неуплаченных налогов должна превышать 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов (20% для особо крупного размера) или 6 млн рублей (при особо крупном размере — 30 млн рублей для компаний).
Nota bene!
Поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении, явка с повинной, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (ч. 1 ст. 140 УПК РФ). Все эти источники информации теперь являются поводом и для возбуждения дел по налоговым преступлениям.
А вот при сокрытии имущества ответственность предусмотрена при совершении преступления в крупном размере. Причем в таком случае крупный размер равен 1 млн 500 тыс. рублей (примечание к ст. 169 УК РФ).
Георгий Смирнов, к. ю. н., старший инспектор Главного организационно-инспекторского управления Следственного комитета РФ, подполковник юстиции, один из разработчиков поправок в УПК РФ
«Заключение налогового органа не имеет для следователя абсолютно обязательной доказательственной силы»
Кто и как должен определять размер недоимки по налоговым преступлениям?
— Как и ранее, размер суммы недоимки определяет следователь, в производстве которого находятся уголовное дело или материалы сообщения о налоговом преступлении. В этом отношении закон № 308-ФЗ ничего не изменил. Причем даже до поправок следователь был вправе скорректировать сумму недоимки по налогам и сборам, установленную налоговым органом в решении о привлечении к ответственности. Более того, как показала практика, сложившаяся до декабря 2011 года, следователи подвергали пересмотру решение налогового органа в части суммы недоимки более чем в 90 процентов случаев. Например, в ходе расследования могло быть установлено, что по отдельным видам налогов имели место неумышленные ошибки и просчеты при их исчислении. А это исключает уголовное преследование в этой части. Тогда сумма недоимки, рассчитанная налоговыми органами, подвергалась корректировке. Зачастую следователь корректировал сумму недоимки на основе заключения эксперта, составленного с учетом обстоятельств уголовного дела. Инспекция в ходе проверки просто объективно не могла учесть эти обстоятельства.
Запрос следователя в налоговый орган предполагает три возможных варианта ответа. Что должен сделать следователь, если инспекция сообщила, что налоговая проверка только началась или не проводилась вовсе?
— Важно понимать, что закон № 308-ФЗ не определил уголовно-процессуальный статус заключения и информации налогового органа, поэтому они не имеют для следователя абсолютно обязательной доказательственной силы. Такие документы являются лишь одним из доказательств, которое следователь оценивает в совокупности с другими доказательствами. И следователь при принятии процессуального решения вправе не принимать за основу эти документы. Поэтому наличие сведений о проводимой налоговой проверке — это лишь основание для более тесного взаимодействия следователя и налогового инспектора. Фактически они могут исследовать параллельно одни и те же действия налогоплательщика. Поэтому информация о том, что проверка в отношении налогоплательщика не проводилась, не служит препятствием для следствия. Если из материалов проверки сообщения о преступлении будут усматриваться признаки налогового правонарушения, то следователь обязан в десятидневный срок со дня поступления таких сведений направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения (п. 2 ст. 36 НК РФ). Это нужно, например, когда налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, о котором инспекция еще не знает, и оно не содержит признаки преступления.
Как может подозреваемый или обвиняемый узнать размер ущерба, чтобы в целях прекращения уголовного дела оплатить его полностью (ст. 28.1 УПК РФ)?
— Ущерб слагается из суммы недоимки по налогам, которую определяет следователь, и суммы пеней и штрафов, которую рассчитывает налоговый орган. Налоговый орган производит расчет на основе информации, которую ему предоставит следователь. Как именно следователь направляет информацию в инспекцию и как он получает от нее расчет, в Уголовно-процессуальном кодексе не установлено. Однако порядок взаимодействия следователя и налоговых органов закреплен в пункте 2 статьи 36 Налогового кодекса. Представляется, что основанием для направления следователем запроса о расчете сумм пеней и штрафа будет заявление самого обвиняемого (подозреваемого) или его защитника о проведении расчета подлежащей уплате суммы ущерба от налогового преступления.
|
|