![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация. В зависимости от вида органического вяжущего дорожные бетоны подразделяют следующим образом:
В зависимости от вида органического вяжущего дорожные бетоны подразделяют следующим образом: · асфальтобетоны, если используются нефтяные битумы; · дегтебетоны, если используются дегти, продукты деструктивной термической переработки каменного угля, древесины, торфа, горючих сланцев; · пластбетоны, если используются синтетические полимерные смолы, термопластичные или термореактивные. Наибольшее применение в дорожном строительстве нашли асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны. В зависимости от вида каменного материала асфальтобетоны подразделяют на: · щебеночные, состоящие из щебня, песка, минерального порошка и битума; · гравийные, состоящие из гравия, песка или гравийно-песчаного природного материала, минерального порошка и битума; · песчаные, состоящие из песка, минерального порошка и битума. В зависимости от вязкости применяемого битума и температуры приготовления, укладки и уплотнения асфальтобетонные смеси и асфальтобетоны подразделяют на виды: горячие и холодные. Горячие асфальтобетонные смеси приготовливают на вязких нефтяных дорожных битумах марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200 и БНД 200/300, БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300, а также жидких битумах марки 130/200. Температура горячих смесей при приготовлении и укладке должна быть в пределах120 – 160 0С в зависимости от марки применяемого битума. Формирование горячего асфальтобетона при использовании вязких дорожных битумов БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130 в основном заканчивается после уплотнения и остывания конструктивного слоя дорожной одежды. Формированием горячего асфальтобетона, приготовленного с использованием нефтяных дорожных битумов марок БНД 130/200, БНД 200/300, а также на жидком битуме СГ 130/200, продолжается после его уплотнения и остывания за счет испарения разжижающих битум фракций, определяющих в зависимости от вида разжижителя, погодных условий и степени доуплотняющего воздействия автотранспорта период формирования асфальтобетона, который длится от нескольких часов до 3 недель. Холодные асфальтобетонные смеси приготовляют на жидких нефтяных битумах. Холодные смеси до их укладки на дорогу можно хранить на складе: 2 недели – для смесей, приготовленных с использованием битумов СГ 130/200, МГ 130/200 и МГО 130/200; 4 месяца – для смесей, приготовленных с использованием битумов СГ 70/130; 8 месяцев – для смесей, приготовленных с использованием битумов МГ 70/130 и МГО 70/130. Укладка и уплотнение холодных смесей проводится при температуре не ниже 5 0С. Холодные смеси из-за пониженного содержания битума и повышенного содержания минерального порошка являются жесткими и трудно уплотняемыми, поэтому слои из них в начальный период обладают повышенной пористостью. Формирование холодного асфальтобетона продолжается 4-10 недель в зависимости от класса жидкого битума, погодных условий и степени доуплотняющего воздействия автотранспорта. Горячие асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера щебня или гравия подразделяют на крупнозернистые с размером зерен до 40 мм, мелкозернистые – до 20 мм и песчаные с размером зерен до 5 мм. Холодные смеси подразделяют на мелкозернистые и песчаные. По плотности (пористости) горячие асфальтобетоны с учетом их назначения подразделяют следующим образом: · высокоплотные с остаточной пористостью от 1, 0 до 2, 5 %, применяемые в верхнем слое покрытий и литых асфальтобетонах. Имеют повышенное содержание минерального порошка; · плотные с остаточной пористостью 2, 5-5, 0 %, применяемые в однослойных и верхних слоях двухслойных покрытий. Обязательно содержат минеральный порошок; · пористые с остаточной пористостью 5-10 %, применяемые в нижних слоях покрытий и верхних слоях оснований. Имеют пониженное содержание минерального порошка или его отсутствие; · высокопористые с остаточной пористостью 10-18 %, применяемые в слоях основания. Имеют пониженное содержание минерального порошка или его отсутствие. Холодные асфальтобетоны в начале эксплуатации дороги должны иметь остаточную пористость 6-10 % из-за начального недоуплотнения, но в процессе формирования структуры их плотность повышается. Щебеночные и гравийные горячие асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (или гравия) подразделяют на следующие структурные типы: · А - с содержанием щебня свыше 50 до 60 %; · Б - с содержанием щебня или гравия свыше 40 до 50 %; · В - с содержанием щебня или гравия свыше 30 до 40 %. Щебеночные и гравийные холодные смеси и соответствующие им асфальтобетоны в зависимости от содержания щебня (гравия) подразделяют на Бх и Вх. Горячие и холодные песчаные смеси и соответствующие им асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы: · Г и Гх – на песках из отсевов дробления, а также на их смесях с природным песком при содержании последнего не более 30 % по массе; · Д и Дх – на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70 % по массе. Горячие асфальтобетоны в зависимости от вида, свойств и качества исходных минеральных материалов подразделяют на три марки (от I – высшее качество к III – низшее), определяющие область применения асфальтобетонов. Холодные асфальтобетоны по этому же признаку подразделяются на две марки (I – высшее качество, II – низшее). По крупности применяемых песков горячие асфальтобетоны могут отличаться характером зернового состава минеральной части: · с непрерывной гранулометрией при использовании песков с модулем крупности более 2, 0; · с прерывистой гранулометрией при использовании песков с модулем крупности 1, 0-2, 0, в которых отсутствует крупная фракция. Минеральная часть холодных асфальтобетонов подбирается только по принципу непрерывной гранулометрии с использованием крупных песков. Смеси и асфальтобетоны в зависимости от суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф в применяемых минеральных материалах имеют разное назначение: · Аэфф до 740 Бк/кг – строительство дорог и аэродромов без ограничений; · Аэфф свыше 740 до 2800 Бк/кг – строительство вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.
|