Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В Индии






Лондон, 22 июля 1853 г.

…Каким образом установилось английское владычество в Индии? Неограниченная власть великого могола[8] была свергнута его наместниками, могущество наместников было сломлено Маратами[9], могущество Маратов было сломлено афганцами, и, пока все воевали против всех, внезапно нагрянул британец и сумел всех покорить. Страна, где существует рознь не только между мусульманами и индусами, но и племя обособлено от племена и каста от касты; общество, весь остов которого покоится на своего рода равновесии, обусловленном всеобщим взаимным отталкиванием и прочно установившейся обособленностью всех его членов, — разве такая страна и такое общество не были обречены на то, чтобы стать добычей завоевателя? Если бы мы даже ничего не знали о прошлой истории Индостана, то разве нам недостаточно было бы того крупного и бесспорного факта, что даже в настоящее время Англия держит Индию в рабстве при помощи индийской армии, содержащейся за счет Индии? Индия, таким образом, не могла избегнуть участи быть завоеванной, и вся ее прошлая история, поскольку у нее вообще была история, является историей следовавших друг за другом

- 311 -

завоеваний, которым она подвергалась. Индийское общество не имеет никакой истории, по крайней мере никакой известной истории. То, что мы называем его историей, есть лишь история сменявшихся завоевателей, которые основывали свои империи на пассивном базисе этого не оказывавшего никакого сопротивления неподвижного общества. Вопрос заключается поэтому не в том, имела ли Англия право завоевать Индию, а в том, предпочли ли бы мы, чтобы Индия завоевана была турками, персами, русскими, а не британцами.

Англии предстоит выполнить в Индии двоякую миссию: разрушительную и созидательную, — с одной стороны, разру­шить старое азиатское общество, а с другой стороны, заложить материальную основу западного общества в Азии.

Арабы, турки, татары, моголы, последовательно завоевы­вавшие Индию, быстро ассимилировались с коренным населе­нием. Согласно непреложному закону истории, варвары-завое-ватели сами оказывались завоеванными высшей цивилизацией покоренных ими народов. Британцы были первыми завоевате­лями с более высокой цивилизацией, чем индусская, и они поэтому оказались недоступными воздействию последней. Они разрушили ее, разбив местаые общины, разорив дотла тузем­ную промышленность и нивелировав все, что возвышалось над общим уровнем в индийском обществе. Страницы истории гос­подства англичан в Индии едва ли говорят о чем-либо, кроме разрушения; их созидательная работа едва заметна за грудой развалин. Теш не менее эта созидательная работа началась.

Политическое единство Индии, отжигающееся большей кон­солидацией и охватывающее более широкую сферу, чем когда-либо при великих моголах, бело первой предпосылкой ее возрождения. Это единство, установленное английским мечом, будет теперь упрочено и навсегда закреплено электрическим телеграфом. Без индийской армии, организованной и вымуштро­ванной британским унтер-офицером — этого необходимого усло­вия для завоевания Индией независимости, — она не перестала бы служить добычей первого же иноземного завоевателя. Сво­бодная печать, впервые введенная в азиатском обществе и руко­водимая по преимуществу общими потомками европейцев и индусов, является новым к могущественным фактором его переустройства. Даже земиндарство[10] и райотвари[11], как они

- 312 -

ни гнусны, представляют собой две различные формы частной собственности на землю, т. е. того, чего так жаждет азиатское общество. Из коренных жителей Индии, которым неохотно и в весьма скудных размерах дают образование под английским надзором в Калькутте, вырастает новый класс, вооруженный знаниями, необходимыми для управления страной, и приоб­ щившийся к европейской науке. Пар сделал возможным регу­ лярное и быстрое сообщение между Индией и Европой, связал все ее главные порты со всеми портами южных и восточных морей и таким образом вывел Индию из того изолированного положения, которое было главной основой господствовавшего в ней застоя. Недалек уже тот день, когда при помощи сочетания системы железных дорог и пароходных рейсов расстояние между - Англией и Индией, измеряемое временем, сократится до восьми дней пути и эта некогда легендарная страна будет действительно присоединена к западному миру.

Господствующие классы Великобритании до сих пор лишь от случая к случаю, временно и в порядке исключения оказы­вались заинтересованными в развитии Индии. Аристократия желала ее покорить, финансовая плутократия хотела ее грабить, а промышленная буржуазия стремилась подчинить ее дешевиз­ной своих товаров. Но теперь положение изменилось. Промыш­ленная буржуазия открыла, что ее жизненные интересы требуют превращения Индии в производящую страну и что для этой цели прежде всего необходимо снабдить ее ирригационными сооружениями и внутренними путями сообщения. Промышленники намерены покрыть Индию сетью железных дорог. Они это сделают, ц это должно дать неоценимые результаты.

Известно, что производительные силы Индии парализованы крайним недостатком в транспортных средствах, необходимых для перевозки и обмена ее разнообразных продуктов. Нигде в мире нельзя встретить такого бедственного состояния общества в сочетании с природным изобилием, какое существует в Ин-дте; и это бедственное состояние вызывается отсутствием доста­точных средств обмена. В 1848 г. в комиссии английской палаты общин было установлено, что, «в то время как пшеница прода­валась от 6 до 8 шилл. за квартер в Кандеши, в Пуне она прода­валась от 64 до 70 шилл. за квартер, и люди там умирали на ули­цах от голода, не имея возможности получить съестные припасы из Кандеши, так как глинистые дороги были непроходимы».

Проведение железных дорог может быть легко использовано для сельскохозяйственных целей, а именно для устройства водохранилищ там, где требуется выемка земли при сооружении железнодорожной насыпи, а также для снабжения водой местности, расположенной вдоль железнодорожных линий. Таким образом, можно сильно расширить систему искусственного оро-

- 313 -

шения, этого необходимого условия земледелия на Востоке, и предотвратить частое повторение местных неурожаев, вызы­ваемых недостатком воды. Огромная важность железных дорог станет с этой точки зрения очевидной, если вспомнить, что даже в районах, примыкающих к горному хребту, за орошаемые земли платят в три раза больше налогов, что на них занято в десять и двенадцать раз больше людей и они приносят в две­надцать или в пятнадцать раз больше прибыли, чем неорошае­мые земли такой же площади.

Железные дороги дадут возможность сократить военный аппарат и расходы на его содержание. Полковник Уоррен, начальник форта Сент-Уильям, высказался следующим образом в избранной палатой общин комиссии:

«Возможность получать сведения из отдаленных частей страны через столько же часов, сколько теперь для этого тре­буется дней и даже недель, возможность в течение самого короткого времени присылать инструкции вместе с войсковыми частями и провиантом – значение этих важных обстоятельств едва ли можно переоценить. Гарнизоны можно было бы распо­ложить на более далеких расстояниях друг от друга ив более здоровых местностях, чем в настоящее время, и этим сохраня­лась бы жизнь многих людей, гибнущих теперь от болезней. Точно так же не нужно было бы запасать так много провианта в разных складах, и этим можно было бы избегать потерь от гниения и разрушительных климатических влияний. А числен­ность войск можно было бы уменьшить в такой же пропорции, в какой возросла бы быстрота их использования».

Известно, что муниципальная организация и экономическая основа сельских общин были разрушены, но их наихудшая черта, а именно распад общества на однородные, не связанные между собой атомы, пережила их. Изолированность сельских общин породила отсутствие дорог в Индии, а отсутствие дорог увековечивало изолированность общин. При таком порядке вещей община существовала на данном низком жизненном уровне, почти не вступая в сношения с другими общинами, не проявляя никаких стремлений к социальному прогрессу и не делая никаких необходимых для этого усилий. Теперь, когда британцы сломили самодовлеющую инерцию сельских общин, железные дороги помогут удовлетворить возникшую потребность в сношениях и обмене. Кроме того, «одним из по­следствий железнодорожной системы будет то, что она внесет в каждое село, пересекаемое ею, такое знание усовершенство­ваний и практических приспособлений, введенных в других странах, и так облегчит их заимствование, что это даст возмож­ность классу наследственных и наемных сельских ремесленни­ков Индии, во-первых, полностью проявить свои способности,

- 314 -

а, во-вторых, восполнить их пробелы» (Чепмен, «Хлопок и торговля Индии»)[12].

Я явлю, что английская промышленная буржуазия в своем
стремлении покрыть Индию железными дорогами руководствуется исключительно желанием удешевить доставку хлопка и другого сырья, необходимого для ее фабрик. Но раз только вы ввели машину в качестве средства передвижения в страну, обладающую железом и углем, вы не сможете помешать этой стране самой производить такие машины. Вы не можете поддерживать сети железных дорог в огромной стране, неорганизуя в ней тех производственных провесов, которые необходимы для удовлетворения непосредственных и текущих потребностей железнодорожного движения, а это повлечет за собой применение машин и в отраслях промышленности, непосредственно несвязанных с железнодорожным транспортом. Железные дороги станут поэтому в Индии действительным предвестником современной промышленности. Это тем более верно, что жители Индии, по признанию самих английских властей, обладают особой способностью применяться к совершенно новым условиям труда иусваивать знания, необходимые для того, чтобы управлятьмашиной. Убедительным подтверждением этого факта являются способности и знание дела, обнаруженные индийскими механиками, обслуживающими в течение многих лет паровые машины на монетном дворе в Калькутте, а также труд местных жителей, занятых на работе при равных паровых машинах в угольных районах Хардвара, я другие примеры. Сам г. Кампбелл, как он ни заражен предрассудками Ост-Индской компании, вынужден признать, что«широк»е массы индийского народа обладают большой промышленной энергией, весьма способны накоплять капитал и отличаются математическим складом ума незаурядными способностями к вычислениям и к точным наукам». «Их интеллект, — говорит он, —великолепен». Современная промышленность, которая проникает в Индию с про­ведением железных дорог, приводит к разложению наследственной системы разделения труда, на которой покоятся индийские касты — основное препятствие на пути прогресса я могущества Индии.

Все, что английская буржуазия вынуждена будет осуществить в Индии, не освободит народные массы и не улучшит существенно их социального положения, ибо и то и другое зависит не только от развития производительных еия, но и от того, овладеет ли ими народ. Но что она непременно будет делать — это создавать материальные предпосылки для осуществления как той, так и другой задачи. Разве буржуазия когда -

- 315 -

либо делала больше? Разве она когда-нибудь достигала прогресса, не заставляя как отдельных людей, так и целые народы итти тяжким путем крови и грязи, нищеты и унижений?

Жители Индии не смогут пожать плодов созревания тех новых элементов общества, которые посеяла среди них британ­ская буржуазия, пока в самой Великобритании ныне правящие классы не будут вытеснены промышленным пролетариатом или пока сами индусы не станут достаточно сильными, чтобы окон­чательно сбросить с себя английское ярмо. Во всяком случае мы с уверенностью можем ожидать вболее или менее отдаленном будущем возрождения этой великой и интересной страны, благородное население которой: даже в своих самих низших классах, по выражению князя Салтыкова, «более утонченно и более искусно, чем итальянцы»[13], — страны, жители которой даже свою покорность уравновешивают каким-то спокойным: благородством и, несмотря на свое природное долготерпение, изумили английских офицеров своей храбростью, — страны, которая является колыбелью наших языков наших религий и которая в джате[14] дает нам тип древнего германца, а в брамине—тип древнего грека.

Я не могу расстаться е темой об Индии без некоторых заклю­чительных замечаний.

Глубокое лицемерие в присущее буржуазной цивилизации варварство предстают вред нашим взором в обнаженном виде, когда мы эту цивилизацию наблюдаем не у себя дома, где она принимает респектабельные формы, а в колониях, где она вы­ступает беэ всяких покровов. Буржуазия выдает себя за защит­ницу собственности, но разве какая-нибудь революционная партия совершала когда-нибудь такие аграрные революции, как те, которые были произведены в Бенгалии, в Мадрасе и в Бомбее? Разве в Индии она не прибегала — говоря словами самого лорда Клайва, этого великого хищника—к беспо­щадному вымогательству там, где простой подкуп оказывался недостаточным для достижения ее грабительских целей? Разве в то время, когда она в Европе болтала о ненарушимой святости национального долга, она не конфисковала дивидендов раджей, поместивших свои частные сбережения в акции самой компании? Разве в то время, когда она сражалась против французской революции под предлогом защиты «нашей священной религии», она не запретила пропаганду христианства в Индии, и разве она в целях извлечения доходов от паломничества пилигри­мов в храмы Ориссы и Бенгалии не превратила в промысел

- 316 -

убийство и проституцию, увековеченные в храме Джагернаута? Вот каковы эти защитники «собственности, порядка, семьи и религии»!

Опустошительное действие английской промышленности на Индию —страну, которая по своим размерам не меньше Ев­ропы и имеет территорию в 150 миллионов акров, — совер­шенно очевидно, и оно ужасно. Но мы не должны забывать, что это действие является лишь органическим результатом всей существующей ныне системы производства. Это производство зиждется на всесильном господстве капитала. Централизация капитала неразрывно связана с существованием капитала как независимой силы. Разрушительное влияние этой централиза­ции на рынки всех стран лишь выявляет в гигантских размерах внутренние органические законы политической экономии, кото­рые ныне действуют в любом цивилизованном городе. Буржуаз­ный период истории призван создать материальный базис нового мира: с одной стороны — развить мировые сношения, основанные на взаимной зависимости всех представителей чело­веческого рода, а также и средства этих сношений; с другой стороны — развить производительные силы человека и обусло­вить превращение материального производства в господство при помощи науки над силами природы. Буржуазная промыш­ленность и торговля создают эти материальные условия нового мира подобно тому, как геологические революции создали поверхность земли. Лишь после того как великая социальная революция овладеет достижениями буржуазной эпохи, мировым рынком и современными производительными силами и подчи­нит их общему контролю наиболее прогрессивных народов, — лишь тогда человеческий прогресс перестанет уподобляться тому отвратительному языческому идолу, который не желал пить нектар иначе, как из черепа убитого.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал