Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендуемые действия по устранению или ослаблению экологических угроз






При создании местной программы действий в сфере охраны окружающей среды участники «Мариупольской экологической инициативы» (МЭИ) руководствовались Конституцией Украины (раздел II, статья 50), Законом Украины «Об охране окружающей среды» и Орхусской конвенцией (Закон Украины № 832-XIV).

Экономически обоснованные технологии планирования и управления в природоохранной сфере имеют очень важное значение для последующей практической реализации экологической политики, как на национальном, так и на местном уровне.

 

Данный документ является результатом сотрудничества всех секторов общества. Совет «Мариупольской экологической инициативы» на заседаниях, путем консультаций с общественностью, а также с другими заинтересованными сторонами – представителями властей, природоохранных инспекций, промышленных предприятий, работниками здравоохранения и образования, определил экологические приоритеты Мариуполя.

 

При создании программы использованы результаты идентификации экологических проблем, выполнен сравнительный анализ рисков, проведено ранжирование экологических проблем по степени их важности. Приоритетными экологическими проблемами для Мариуполя были признаны:

1. Загрязнение воздуха

2. Загрязнение Азовского моря и поверхностных вод

3. Загрязнение грунтовых вод

 

Эти проблемы являются наиболее насущными экологическими проблемами для жителей Мариуполя. Дальнейшие усилия участников МЭИ позволили разработать комплекс взаимосвязанных действий, направленных на оздоровление окружающей среды и ослабление факторов, негативное влияние которых необходимо снизить в первую очередь.

Работая над созданием программы, участники «Мариупольской экологической инициативы» пришли к выводу о необходимости дополнительного стратегического направления. Это направление - «Повышение экологического сознания». При идентификации и ранжировании проблем этот раздел не был рассмотрен. Однако, по мнению всех участников заседаний МЭИ, «Повышение экологического сознания» - самая важная часть, без осуществления которой нельзя достичь долгосрочного и устойчивого результата. Именно поэтому раздел «Повышение экологического сознания» вынесен на первое место. (См. результаты планирования для каждого стратегического направления в Приложении 5.5).

 

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что при разработке программы общественность сосредоточила свои усилия на тех задачах и действиях, которые могут быть реально достигнуты в ближайшее время. Были сознательно исключены такие задачи как изменение национального законодательства, государственных стандартов, техническая сторона природоохранной деятельности промышленных предприятий. Не рассматривались задачи, выполнение которых на данном этапе мало зависит от общественности или требует значительных капиталовложений.

Анализируя существующую в городе практику принятия решений, жители Мариуполя обратили внимание на то, что общественность имеет очень незначительное влияние на процесс принятия решений. Информация о расходовании средств на природоохранную деятельность практически не публикуется и не обсуждается с жителями города. Процедуры участия общественности при решении различных вопросов на местном уровне отсутствуют. На заседаниях «Мариупольской экологической инициативы» предлагались следующие пути и формы изменения ситуации к лучшему.

Один из них – это проведение общественных слушаний. Общественные слушания – это определенным образом оформленное (с приглашением ответственных лиц и заинтересованных сторон, ведением протокола, присутствием СМИ и т.д.) обсуждение определенного вопроса, такого как проект создания нового производства, формирование городского бюджета или расходование средств на решение экологических проблем.

По мнению участников МЭИ, открытость информации о расходовании средств из экологического бюджета позволяет каждому человеку увидеть реальные результаты использования этих ресурсов.

Необходимо обеспечить полноту и открытость информации об использовании финансовых средств на решение экологических проблем в городе. Участие общественности в бюджетном процессе увеличивает прозрачность и повышает эффективность природоохранных мероприятий. Проведение ежегодных бюджетных общественных слушаний должно стать практикой в Мариуполе. Пример есть в Запорожской области, где в ноябре 2000г. проводились общественные слушания по поводу областного бюджета на 2001г.

Общественность не имеет никаких данных о результатах выполнения и эффективности городской «Программы охраны и оздоровления окружающей среды г. Мариуполя». То же можно сказать о тендерных комиссиях. Например, в городе существует не менее пяти проектов строительства мусороперерабатывающего завода. Какому из них будет отдано предпочтение? Как будет приниматься решение? Каким образом можно учесть мнение жителей города? Участники МЭИ считают, что только путем привлечения общественности к работе тендерных комиссий и путем проведения общественных слушаний возможно принятие обоснованного решения по упомянутым ранее вопросам.

Представители общественности должны приглашаться на сессию Мариупольского городского совета, заседания депутатской комиссии по здравоохранению, санитарному состоянию и экологии, на заседания исполкома, и в особенности на выездные заседания исполкома, включающие рассмотрение экологических проблем.

 

Еще один механизм участия общественности в процессе принятия решений, предложенный участниками МЭИ, связан с активизацией органов общественного самоуправления – микросоветов (Закон Украины «Об органах самоорганизации населения», статья 14). Через микросоветы общественность сможет контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Участники МЭИ предлагают расширить полномочия микросоветов, предоставить им право передавать материалы о нарушениях в контролирующие органы и контролировать деятельность коммунальных служб.

 

Внутренняя политика Украины направлена на построение гражданского общества, что подразумевает наличие и взаимодействие трех секторов общества – власти, бизнеса, общественности. На заседаниях «Мариупольской экологической инициативы» общественность анализировала вклад каждого из секторов в оздоровление окружающей среды.

Роль властей, по мнению общественности, ведущая. Именно городская администрация призвана создать подходящие условия для развития экологического бизнеса и активизации определенных видов предпринимательства, для привлечения и размещения капиталовложений в ресурсосберегающие и малоотходные технологии. Необязательно финансировать все проекты, направленные на устранение экологических угроз, из городского бюджета. Гораздо более важно экономически стимулировать инициативу и активность малого бизнеса, будь то компостирование опавших листьев, сбор макулатуры, использование альтернативных источников энергии или строительство газозаправочных станций. Роль общественности – содействовать процессу, информировать, проводить агитационные кампании в поддержку вышеупомянутых «зеленых» проектов. Бизнес, при правильном налогообложении, cмог бы инвестировать капитал в природоохранные проекты, получая при этом прибыль. Он смог бы также спонсировать общественные природоохранные организации при условии предоставления ему определенных налоговых льгот.

Опираясь на статью 41 Закона Украины “Про охорону навколишнього природного середовища”, “надання підприємствам, установам та організаціям, а також громадянам податкових, кредитних та інших пільг при впровадженні ними маловідхідних, енерго- та ресурсозберігаючих технологій та нетрадиційних видів енергії, здійсненні інших ефективних заходів щодо охорони навколишнього природного середовища”, участники МЭИ предложили следующие решения, направленные на экономическое стимулирование экологического бизнеса:

 

· Освобождение определенных видов деятельности от местных налогов.

· Проведение взаимозачетов между различными организациями. Например, привлечение к уборке территорий безработных через фонд занятости; зачет коммунальных платежей в случае, если отдельные граждане работают на уборке пляжей и скверов.

· Совершенствование механизма взымания штрафов за нарушения в сфере природопользования. Целевое расходование штрафов. Например, в случае вырубки или повреждения деревьев штрафы должны расходоваться на посадку деревьев. Если общественная организация причастна непосредственно к выявлению нарушений, рекомендовалось перечислить на ее счет небольшой процент от штрафных санкций, наложенных на нарушителей.

· Создание городского фонда экологических грантов. Распределять этот фонд необходимо на конкурсной основе, с обязательным участием общественности и предоставлением информации в СМИ.

 

 

Подводя итоги, необходимо отметить следующее. Выбор экологических приоритетов и путей ослабления экологических угроз сделан в результате согласительного процесса с привлечением прогрессивных, хорошо зарекомендовавших себя инструментов принятия решений.

Общественность Мариуполя надеется, что городская администрация внимательно изучит каждое из стратегических направлений программы, примет к сведению мнение горожан, и включит отдельные мероприятия и инициативы в план работы и программу развития города на 2001-2005 год.

 

Предлагаем Вашему вниманию информацию о мерах, направленных на решение приоритетных экологических проблем.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал