![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Морковь ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
(Примерный рассказ по мнемотаблице) Морковь — это овощ. Она оранжевого цвета с зеленой ботвой. Морковь треугольной формы, небольшого размера. Этот овощ сладкий и сочный. Растет она на грядке, в огороде. Морковь очень полезна, в ней много витаминов. Из нее готовят салаты, ее добавляют в борщ и щи. Заяц любит морковь больше, чем все животные.
В наш детский сад дети поступают с диагнозом «общее недоразвитие речи», как показывает опыт, наибольшие затруднения возникают в самостоятельном определении при рассматривании предмета его главных свойств и признаков, установлении последовательности изложения выявленных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания. Формирование связной устной речи у детей с ОНР вызывает трудности у логопедов-практиков. Именно поэтому обучение детей с ОНР лексически богатой, чёткой и правильно грамматически оформленной связной речи – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения. Помимо дефектного произношения у детей с ОНР имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя: v бедный, в основном общеупотребительный словарь; v плохое понимание оттенков значений слов: v аграмматизм, проявляющийся сложностями согласования слов в предложении, при словообразовании, словоизменении и употреблении предлогов; v предложения простые, чаще нераспространённые, состоящие из существительных и глаголов; редко употребляются прилагательные, наречия, обозначающие признаки; сложности с подбором и использованием в речи синонимов; v связная речь развита слабо – пересказы бедны, схематичны, примитивны; рассказы по сюжетным картинкам представляют собой перечисление (называние) предметов на них; описательные рассказы отсутствуют. Учитывая данные особенности в развитии, мы воспитываем в наших детях лексическое чутьё, учим связно излагать мысли и чувства, формируем способность сообщать, утешать, убеждать, доказывать, сравнивать всевозможными приёмами моделирования связной речи. Сравнение активизирует мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.
Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок. Количественно и качественно улучшает параметры связности и цельности языкового оформления речи детей.
Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи. v Один из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. v Другой фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи у детей с ОНР приёмами мнемотехники заметно облегчает детям с выраженным речевым недоразвитием овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
|