Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Административное право есть совокупность правовых норм, регулирующих
* во-первых, взаимоотношения исполнительно-распорядительных органов государственного управления с гражданами, государственными и негосударственными организациями, * во-вторых, внутри аппаратные управленческие отношения (систему органов исполнительной власти, их компетенцию, принципы, и методы внутри аппаратной деятельности в государственных органах и органах местного самоуправления) эти отношения можно сгруппировать по различным основаниям. ***В зависимости от субъектов управленческих отношений представляется возможным выделить их следующие виды: - между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, т. е. определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления Другим (например, между Советом Министров Республики Беларусь и любым министерством); - между различными органами государственного управления, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами); - между органами государственного управления и подчиненными, а также и не подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями; - между органами государственного управления и гражданами; - между органами государственного управления и негосударственными организациями. *** По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения: - в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления); - в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера); - в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления). ***В зависимости от конкретных целей возникновения можно выделить: - внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные (например, в связи с формированием управленческих структур, определением взаимодействия между ними, их подразделениями и т. д.); - внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры). ***Нормами административного права регулируются управленческие отношения и внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры.
(Метод правового регулирования – совокупность приемов способов средств принципов посредством которых происходит непосредственное воздействие на определенную группу общественных отношений(на предмет правового регулирования) Следовательно, если предмет позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод — средства этого регулирования.)
Административно-правовому регулированию свойственен в основном метод юридического властвования или властных требований, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается воля субъекта управления. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. На этой основе отношения управленческого характера, испытывающие на себе воздействие административно—правового метода регулирования, часто называют властнотношениями, или отношениями власти и подчинения. Таким образом, административно—правовой метод регулирования общественных отношений находит свое выражение: - в установлении определенного порядка действий, несоблюдение которого не влечет за собой юридических последствий; - в запрещении определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности); - в предоставлении возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно—правовой нормой; - в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т. е. совершать, либо не совершать предусмотренные административно—правовой нормой действия в определенных ею условиях. Однако во всех вариантах регулирующего воздействия административное право проявляет себя властно, независимо от конкретной формы выражения властности (предписание, запрет, дозволение или разрешение). Особенности административно-правового регулирования определяются спецификой государственного управления как властной деятельности. в которой присутствуют отношения подчиненности, что - предполагает подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Достаточно сослаться на то. что административно-правовые отношения возникают в связи с односторонним волеизъявлением государственного органа (должностного лица). Например: приказ, распоряжение, жалоба, заявление, решение, постановление и т.п. Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации, что качественно отличает их от гражданско-правового регулирования общественных отношений. Отсюда важно установить правовое положение сторон в административно-правовом отношении; юридические факты, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений; права и обязанности их субъектов, а также способы защиты правей обеспечения обязанностей. Существует множество методов управляющего воздействия, например, убеждение, принуждение, поощрение. Административные методы проявляются через: установление правил; — утверждение поручений; — предписание; — назначение; — запрещение; выдача разрешения; — удовлетворение заявлений; — контроль; — надзор; — поощрение; применение санкций; — разрешение споров; — установление стандартов. принуждение. Оно реализуется посредством принятия определенных мер, которые традиционно делятся на 3 группы. Административно-предупредительные меры, Административно - пресекательные меры, Процессуальные меры пресекательного характера Принципы административного права – это основополагающие идеи, требования, выражающие его сущность. Каждая такая идея имеет конкретные, совершенно реальные формы проявления и вне этих форм не существует. К числу основных принципов административного права относятся: · демократизм нормотворчества и реализации права · равенство граждан перед законом и правоприменителем · взаимная ответственность государства и личности · гуманизм · законность · индивидуализация · справедливость.
Особенности административно—правовых отношений: 1. Они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно—распорядительной деятельности. 2. Их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, граждане и др., чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно—распорядительной деятельности. 3. Обязательным субъектом должен быть орган государственного управления. 4. Невозможность их возникновения без участия органа государственного управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общественной организации, наделенной внешне властными полномочиями. 5. Орган государственного управления или должностное лицо действует властно, распоряжаясь, т. е. реализуя принадлежащие ему полномочия государственно—властного характера. 6. Они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения; в тех случаях, когда таковое согласие (желание) требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно—правового отношения, не имеющего, однако, правообразующего значения, т. е. оно превращается тем самым в самостоятельный юридический факт (договор). 7. Споры между сторонами в большинстве случаев разрешаются во внесудебном (административном) порядке. 8. В случае нарушения одной из сторон требований административно—правовых норм эта сторона несет ответственность перед государством в лице его органов, каковыми являются, как правило, сами органы государственного управления. Административно—правовые отношения имеют свою структуру. Элементами (составными частями) административно—правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты. Субъекты — это физические и юридические лица, наделенные правами, обязанностями, ответственностью в отношениях, регулируемых административным правом. К ним относятся: 1) физические лица; 2) органы исполнительной власти; 3) органы местного самоуправления; 4) государственные служащие; 5) предприятия, учреждения и другие организации; 6) общественные объединения. ü Физические лица — люди. По своему отношению к государству они делятся на граждан, иностранцев, лиц без гражданства. Административно-правовой статус граждан РБ устанавливается Конституцией РБ и другими нормативными правовыми актами.Права Физических лиц в административных отношениях делятся на: — личные (личная неприкосновенность и т.д.); — социально-экономические (право частной собственности и т.д.); — социальные (на образование и т.д.); — социально-культурные (например, на свободу литературного, художественного творчества и т.д.); — политические (на свободу слова и т.д.) Важнейшим правом граждан является право на обращение в орган исполнительной власти. Основными видами обращения являются: — предложение — обращение внимания исполнительной власти на возможность улучшения ее работы; — заявление — обращение по поводу реализации права или законного интереса, не связанное с нарушением права или интереса; — жалоба — обращение в государственные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права. Жалобы делятся на общие и специальные. Общие жалобы делятся на административные и судебные. Жалоба должна быть разрешена в срок до 1 месяца. Обжалованию подлежат действия государственных, муниципальных служащих, в результате которых: — нарушены права и свободы; — созданы препятствия для регистрации прав; — на граждан возложены обязанности незаконно; гражданин привлечен к ответственности незаконно На граждан возлагаются обязанности, реализация которых позволяет государству использовать свои права. Это обязанность: — платить налоги и сборы; — сохранять природу и окружающую среду; — защищать Отечество. И т.д..
ü Органы исполнительной власти — политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций власти, наделенное полномочиями государственно-властного характера. как разновидность органов государственной власти самостоятелен: организационно; функционально; юридически. Органы исполнительной власти включают: Президента РБ, Правительство РБ, органы исполнительной власти субъектов РБ. Президент РБ. осуществляет государственную власть, как глава государства является гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внешней и внутренней политики государства.
ü Органы местного самоуправления — изменяют статус гражданина; — организуют исполнение нормативных правовых актов; — помогают гражданам РБ реализовывать свои права, исполнять свои обязанности; — осуществляют охрану и защиту прав и свобод граждан. Это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городах, сельских поселениях и на других территориях. ü Государственные служащие — работники государственных органов, осуществляющие профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Предмет субъективных прав и обязанностей участников правового отношения называется объектом правового отношения. В каждом данном правовом отношении его участники осуществляют те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом данного отношения. Таким образом, объект является связующим узлом, фокусом правового отношения. К ним можно отнести: - вещи, материальные ценности; - продукты духовного творчества; - действие, бездействие, т. е. поведение людей; -личные, нематериальные блага (например, здоровье, достоинства человека). Все эти объекты являются объектами административно—правовых отношений в тех случаях, когда с ними связаны правомочия и юридические обязанности участников общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления. Административная ответственность наступает за административные правонарушения (проступки). Административный проступок — это виновное (умышленное и пи неосторожное) действие или бездействие, посягающее на: — государственный порядок; — общественный порядок; — собственность; — права и свободы граждан; — порядок управления. Эта ответственность наступает с 16 лет. За административные проступки государством предусмотрены административные взыскания, т.е. мера ответственности.
|