Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Социологические исследования






Задание 1. Найдите в учебной литературе определения следующих понятий перечисленных в глоссарии, выпишете их и запомните

Социологическая информация, программа социологического исследования, контент-анализ, наблюдение, эксперимент, опрос, фокус-групповая методика, выборка.

Задание 2. Вопросы для контроля

1. Что представляет из себя стратегия социологического исследования?

2. Что является исходным пунктом разработки стратегии социоло­гического исследования?

3. Какие еще этапы включает в себя разработка стратегии социоло­гического исследования?

4. Что должен выявить предварительный системный анализ объекта и предмета исследования?

5. Какова основная цель стратегического плана исследования?

6. Какие этапы включает в себя формирование исследовательской стратегии в социологии?

7. Что имеет решающее значение при определении путей реализа­ции стратегии социологического исследования?

8. Что необходимо для успешной реализации стратегии социологи­ческого исследования?

Задание 3. Подумайте и ответьте на вопрос: в чем заключается различие между:

1) стратегий исследования и его ориентиром;

2) объектом и предметом социологического исследования;

3) теоретической и эмпирической интерпретацией понятий.

Задание 4. Каждая проблемная ситуация предстает перед наукой, в том числе и перед социологией, тогда, когда возникает и беспокоит людей противоречие между знанием об определенной общественной по­требности (например, снижение уровня имущественного неравенства в обществе) и незнанием путей и средств реализации данной потреб­ности.

Если экономический кризис, связанный с развалом СССР, при­вел к падению жизненного уровня большинства населения в России, Беларуси и других странах СНГ, то это социально-экономическая проблема.

Если снижение жизненного уровня населения обострило соци­альную дифференциацию, то это социальная проблема.

А теперь по двум приведенным образцам объясните (с приве­дением конкретных примеров), что представляют собой:

1.Этнонационалъная проблема.

2.Социокультурная проблема.

3.Религиозно-конфессиональная проблема.

4.Семейно-бытовая проблема.

5.Политическая проблема.

С какими еще видами проблем, по Вашему мнению, может столкнуться социология (для ответа на этот вопрос используйте реальные случи из Вашего личного жизненного опыта).

Задание 5. Перед социологом-исследователем возникло несколько акту­альных проблем:

а) какая часть населения России поддерживает рыночные преобразования?

б) насколько волнует современную моло­дежь ее экономическое положение?

в) какие факторы влияют на сни­жение продолжительности жизни населения в России?

Определите, ответы на какие из названных проблем, получен­ные в результате проведенных социологами исследований, будут но­сить описательный, а какие — каузальный характер?

Задание 6. Роль стратегии социологического исследования заключается в том, чтобы:

а) разработать программу исследования,

б) сосредоточить внимание социологов-исследователей на оп­ределенной сфере социальной действительности;

в) предвидеть все возможности, которые открываются при раз­работке программы и плана проведения исследований.

Какие из приведенных суждений, по Вашему мнению, являются правильными, а какие - нет?

Задание 7. Определите, какое из приведенных ниже утверждений явля­ется правильным. Первым шагом в формировании стратегии исследо­вания являются:

1) обнаружение проблемной ситуации;

2) предварительный анализ объекта и предмета исследования;

3) уточнение и интерпретация понятий,

а) первое; б) второе; в) третье.

 

Задание 8. Дайте аргументированный ответ на вопрос: чем завершается процесс выработки стратегии социологического исследования?

1) немедленным действием в рамках исследуемой проблемы;

2) установлением научно обоснованного направления исследо­вательской мысли, теоретических конструкций (понятий, концепции, методов), обеспечивающих достижение исследо­вательской цели.

а) первое; б) второе.

Задание 9. Тест для контроля

1. Процедуры социологического исследования — это:

а) последовательные операции по организации исследования

б) методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации

в) способы построения и обоснования научного знания

г) теоретическое обоснование проблемы и логики исследования

 

2. Что означает «операционализация» понятий?

а) детализация до уровня однозначно понимаемых терминов

б) усложнение понятий

в) составление совокупности родственных понятий

г) поиск эмпирического индикатора понятия

 

3. Что из перечисленного не относится к инструментарию социологического исследования?

а) анкеты

б) бланки интервью

в) личные документы интервьюера

г) карточки для фиксации наблюдений

 

4. Что понимается под валидностью шкалы измерения?

а) правильность выбора индикатора

б) полнота

в) точность

г) чувствительность

 

5. Какого метода исследования не существует?

а) экспертного опроса

б) полевого эксперимента

в) выключенного наблюдения

г) фокусированного интервью

 

6. Среднее количество респондентов, участвующих в фокус-группе:

а) от 10 до 20 человек

б) от 6 до 12 человек

в) от 50 до 100 человек

г) от 2 до 5 человек

 

7. Какого типа выборки не существует:

а) случайной

б) квотной

в) гнездовой

г) квадратной

 

8. В контент-анализе к качественным (смысловым) единицам относятся: а) категории и их индикаторы в тексте

б) названия публикаций

в) количество строк

г) сведения об авторах

 

9. Что из перечисленного можно считать преимуществом интервьюирования?

а) простота и быстрота

б) возможность быстрого получения информации о респонденте

в) возможность зафиксировать реакцию респондента на вопросы

г) малые финансовые затраты

 

10. С каким утверждением Вы не согласны?

а) социометрический анализ необходим при изучении неформальных связей в социальных группах

б) социометрический анализ менее точен, чем включенное наблюдение

в) социометрический анализ сложно осуществить в больших группах

г) социометрия используется и в социальной психологии

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал