Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Среды жизни.

Практическая работа №1

 

1. Характеристика основных экологических факторов.

Основные группы экологических факторов Основные характеристики экологических факторов и примеры.
1 абиотические Комплекс условий неорганической среды, влияющий на организм (свет, температура, ветер, давление)
2 биотические Совокупность влияния одних живых организмов на другие (разрушение почвы кабанами)
3 антропогенные Деятельность человека, влияющая на среду обитания живых организмов и на них самих (вырубка лесов, загрязнение вод)

 

2. Хищничество(биотические), вырубка лесов(антропогенные), влажность воздуха(абиотические), температура воздуха(абиотические), паразитизм(биотические), свет(абиотические), строительство зданий(антропогенные), давление воздуха(абиотические), конкуренция(биотические), выброс углекислого газа заводами(антропогенные), соленость воды(абиотические).

 

3. Определение закона лимитирующего фактора:

«Наиболее значим для организма тот фактор, который более всего отклоняется от оптимального его значения»

 

4. В каждом примере выберите фактор, который можно считать ограничивающим существование организма в предлагаемых условиях:

А) Для растений в океане на глубине 6000 метров: свет.

Б) Для растений в пустыне летом: вода

В) Для скворца зимой в подмосковном лесу: пища.

Г) Для речной обыкновенной щуки в Черном море: соленость воды.

Д) Для кабана зимой в северной тайге: высота снежного покрова.

 

5. Назовите способ выживания при взаимодействии организмов с окружающей средой:

А) осенние перелеты птиц в южные регионы

Б) зимняя спячка бурых медведей

В) активная жизнь полярных сов зимой при температуре -400С

Г) переход в состояние спор бактерий при понижении температуры

Д) нагревание тела верблюда днем до 410С и остывание его ночью до 370С

Е) нахождение человека в бане при температуре 1000С, при этом его внутренняя температура составляет 36, 60С

Ж) переживание кактусами в пустыне жары 800С

З) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега

Избегание: А, З

Подчинение: Б, Ж, Г

Сопротивление: В, Д, Е,

 

6. Анабиоз - состояние живого организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни.

Когда наступает смерть, у живого организма жизненные процессы перестают функционировать, а не замедляются.

 

7. Теплокровные: В) дельфин белобочка

Е) ласточка городская

 

А) окунь речной Б) лягушка озерная В) дельфин белобочка Г) гидра пресноводная Д) сосна обыкновенная Е) ласточка городская Ж) инфузория-туфелька З) клевер красный И) пчела медоносная К) гриб подберезовик

 

8. Впишите в таблицу названия животных и растений из предлагаемого списка соответственно их экологической характеристике, т. е. принадлежности к стенобионтам или эврибионтам.

Лишайники, кораллы, млекопитающие, орхидеи, птицы, медузы, пресмыкающиеся, мхи, форель, человек, кактусы.

 

Стенобионты Эврибионты
кораллы лишайники
млекопитающие мхи
форель птицы
орхидеи пресмыкающиеся
человек кактусы

 

9. Заполните таблицу. В зависимости от способа питания подберите трофическую группу организмов. Приведите примеры.

 

№ п/п Способ питания Трофическая группа Примеры
  Используют углерод неорганического вещества, например СО2 авторотрофы Зеленые растения, водоросли
  Животные питаются живыми растениями фитофаги Жуки-листоеды, лошади, коровы, овцы
  Используют углерод неорганического вещества и химическую энергию хемоавтотрофы бактерии
  Используют углерод органических веществ и заключенную в них энергию гетеротрофы Грибы, животные
  Питаются другими животными зоофаги Лев, тигр
  Для синтеза органических веществ используют углерод неорганических веществ и солнечную энергию фотоавтотрофы растения и фотосинтезирующие бактерии
  Питаются мертвыми органическими веществами детритофаги Стервятники
  Питаются соками организма-хозяина симбиотрофы Бактерии, грибы

 

Трофические группы (автотрофы, гетеротрофы, фотоавтотрофы, хемоавтотрофы, фитофаги, зоофаги, паразиты, симбиотрофы, детритофаги).

 

10.Объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно наблюдать темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов.

Т.к. темная окраска помогает лучше поглощать тепло, а значит улучшаются условия терморегуляции у пойкилотермных животных.

 

11.Из приведенного списка выберите пары организмов со сходной жизненной формой: акула, ласточка, волк, ясень, крот европейский, хмель,, касатка, медведка, сумчатый волк, стриж, дуб, виноград.

 

Пример: лещина – бузина

 

акула - касатка

дуб – ясень

крот европейский - медведка

виноград - хмель

ласточка – стриж

волк – сумчатый волк

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал